Роль мультимедиа при изучении спецдисциплин в колледже
Автор: Новокщенова Марина Александровна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 21.04.2014
Статья просмотрена: 933 раза
Библиографическое описание:
Новокщенова, М. А. Роль мультимедиа при изучении спецдисциплин в колледже / М. А. Новокщенова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5544/ (дата обращения: 18.12.2024).
Сегодняшнюю систему образования невозможно представить без использования современных технологий в образовании. Интенсивные темпы развития научно-технического прогресса и глобальный процесс информатизации диктуют свои правила современному обществу. С каждым годом на информационном рынке появляются все более новые информационные технологии в образовании. Перспективной, постоянно развивающейся технологией является мультимедиа, объединяющая в себе множество информационно — коммуникационных средств для работы с информацией.
Современные мультимедийные технологии нашли свое широкое применение в обучающей сфере. Использование мультимедиа технологий в учебном процессе не только целесообразно, но и позволяет достичь цели, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации Российского образования» — подготовка разносторонней развитой личности. Каждый педагог уже столкнулся с необходимостью разработки и проведения мультимедийного занятия. Применение технологий мультимедиа в учебном процессе повышает мотивацию к изучению дисциплины, т. к. используется новая для студентов форма представления материала; увеличивает эффективности восприятия изучаемых тем, что неизменно делает эффективнее обучение в целом; способствует более качественному усвоению и лучшему запоминанию учебного материала. Благодаря их использованию усвоение информации улучшилось в значительной степени.
Мультимедийные технологии позволяют объединять многокомпонентную среду (текст, звук, графику, видео, фото) в однородное цифровое представление и надежно и долго сохранять большие объемы информации. Мультимедиа учебные пособия могут быть представлены на CD-ROM — для использования на автономном персональном компьютере или быть доступны через Web. Информация гарантировано хранится не менее десяти лет. При этом переработка информации превращается из рутинных операций в творческие.
Использование мультимедийного сопровождения на занятиях по спецдисциплинам в колледже несет с собой ряд преимуществ, положительно влияющих на качество образования, а именно:
- возможность реализовать дидактический принцип наглядности в большом объеме,
- формирование умений и навыков работы с различными видами информации,
- развитие широких познавательных способностей студентов,
- внедрение инновационных технологий, и как следствие, развивающее обучение,
- формирование общих компетенций для будущих специалистов,
- воспитание информационной культуры студентов.
Преподаватель, владеющий технологиями мультимедиа, повышает качество обучения при проведении учебных занятий для специальных дисциплин, так как имеет возможность:
- охватить большой объем изучаемого материала,
- использовать активные методы обучения,
- демонстрировать модели различных объектов и процессов,
- использовать цифровые образовательные ресурсы,
- формировать навыки развития коммуникативных способностей с помощью специальных средств,
- использовать здоровьесберегающие технологии в виде частой смены деятельности обучаемых,
- формировать различные компетенции посредством внедрения ИКТ технологий.
Использования мною мультимедиа на занятии зависят, конечно, от содержания занятия, цели, которую ставлю. Тем не менее, практика позволила выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения:
1) При изучении нового материала.
2) На этапе актуализации знаний.
3) Для проверки знаний.
4) Для углубления знаний, как дополнительный материал к занятиям.
5) При закреплении изученных знаний на этапе фронтальной работы.
6) Средство эмоциональной разгрузки.
В обучении студентов во время чтения лекций и проведения практических занятий используются информационные технологии, которые раскрывают широкие возможности для представления материала со множеством мультимедийных ресурсов, таких как: рисунки, визуальные модели, представление графической информации, которые полезны при пояснении отдельных фрагментов темы.
Подготовка к любому занятию с использованием ИКТ, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов занятия в сочетании с другими методическими приемами делают занятие необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж преподавателя в глазах студентов.
Соответственно и качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, и преподаватель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить студентам. Мультимедиа позволяет оживить занятие, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Особенно актуально, на мой взгляд, использование презентаций при подготовке докладов или конференции трудно представить без слайдового сопровождения.
Подача материала в виде слайдов с использованием программы PowerPoint, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы приводит к целому ряду положительных эффектов:
- обогащает занятие эмоциональной окрашенностью;
- психологически облегчает процесс усвоения;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор студентов;
- повышает производительность труда преподавателя и студентов на занятии.
Применение мультимедиа технологий при изучении специальных дисциплин позволяет демонстрировать изображения мелких деталей и механизмов, которые невозможно рассмотреть на обычном занятии. Видеопроектор позволяет воспроизвести эту информацию. Никакого сравнения с демонстрацией мелкого натурального образца нет не говоря тем более об учебном плакате.
Также применение виртуальных экскурсий с помощью мультимедиа технологий даёт возможность изучать темы или учебные вопросы связанные с масштабностью.
С появлением мультимедийных материалов (интерактивных CD-дисков) открылась возможность включения в занятие фрагментов видеолекций. Благодаря учебным дискам студенты могут самостоятельно получать информацию в интересной современной форме. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Запись принципа работы, какого-либо узла или механизма машины или порядка выполнения технологических процессов работы позволяет изучить материал более детально и наглядно.
Применение информационных технологий позволяет создавать информационный каталог документов, который даёт возможностью последующего использования в учебном процессе. В своей работе применяю ресурсы Интернета, электронные пособия, использую компьютерных технологий для подготовки печатных материалов к занятиям: это составление раздаточного материала (карточки, индивидуальные задания, методические пособия и т. д.).
Студенты проявляют повышенный интерес к мультимедийным разработкам и их демонстрации на учебных занятиях. Внедрение мультимедийных средств в образовательный процесс положительно сказывается на общем уровне развития студентов и помогает:
- выявлять творческую активность обучающихся,
- реализовать индивидуальные особенности студентов,
- проявлять себя как личность,
- формировать информационные ценности,
- мотивировать информационную деятельность студентов,
- заинтересовать студентов не только результатами обучения, но и возможностью разработки собственных проектов,
- использовать возможности саморазвития и самореализации.
Литература:
1. Информатика: учебник / А. А.Хлебников. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 507с.
2. Инновации в науке и образовании: материалы межрегион. Науч. — метод. Конференции, Волгоград, 09 декабря 2010 года / Академия труда и социальных отношений, Волгоградский филиал. — Волгоград: Принт, 2011. — 164с.
3. Дзюбенко А. А. Новые информационные технологии в образовании. — М., 2000. — 104 с.
4. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
5. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Ч.1: Обучение: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. — 158 с.