Концепции средств массовой информации на примере муниципальной радиостанции "Север-FM" | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №27 (161) июль 2017 г.

Дата публикации: 08.07.2017

Статья просмотрена: 435 раз

Библиографическое описание:

Шатецкая В. А. Концепции средств массовой информации на примере муниципальной радиостанции "Север-FM" // Молодой ученый. — 2017. — №27. — С. 182-185. — URL https://moluch.ru/archive/161/45077/ (дата обращения: 16.11.2018).



В ХХI веке увеличивается роль местных СМИ в общественной и политической жизни страны. В связи с этим возрастает актуальность исследований, посвященных специфике и истории региональных медиа. Региональные СМИ информируют аудиторию о событиях локального масштаба (города, области) о том, что выходит за рамки возможностей и интересов центральных каналов. Наша статья посвящена оценке деятельности муниципальной радиостанции «Север-FM» с точки зрения понятия «концепции».

Ключевые слова: концепция СМИ, классификация концепций, структура концепции

Системный взгляд на создание и производство СМИ — необходимая компетенция для современного журналиста. Для издателя и редактора необходимо также умение формализовать этот взгляд — в том числе и с помощью моделирования СМИ, создания и описания их концепций.

В настоящее время мы имеем достаточно разработанные подходы к моделированию традиционных СМИ, среди исследований, посвященных СМИ можно назвать работы Д. Георгиева, И. Е. Дзялошинского, В. Л. Иваницкого, В. Ф. Олешко и др.

Понятие «концепция» означает определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, руководящая идея для их освещения (от лат. conceptio — «понимание», «система»). [5]

Степень реализации различных миссий СМИ неразрывно связана с моделью рассматриваемого СМИ. По степени свободы журналистики выделяют четыре основные концепции:

‒ Американская: СМИ ни от кого не зависят, все больше становятся экономическим предприятием, а не просто средством распространения идей.

‒ Английская концепция: близка к американской, но парламент имеет право влиять на СМИ, и СМИ должны подчиняться решению Парламента.

‒ Французская концепция: СМИ подчиняются Конституции; и Правительство, и Парламент имеют право воздействовать на СМИ;

‒ Немецкая концепция: СМИ подчиняются федеральным законам. [6]

Однако, классифицировать концепции СМИ возможно и в несколько ином ключе.

Исторически сложились три концепции юридической стороны свободы печати и журналистской деятельности: авторитарная, полной свободы и ответственной свободы. [3, c. 67–93]

Авторитарная (лат. auctoratas «власть, влияние») — и как ее крайнее выражение тоталитарная — концепция исходит из того, что пользоваться свободой информационной деятельности могут лишь власть предержащие. Разумеется, власть при этом исходит из интересов представляемых ею политических, экономически и идеологически господствующих сил.

Концепция полной свободы печати возникает как ответ на авторитарную концепцию.

Концепция ответственной свободы СМИ — по мере развития гражданского общества и правового государства стало обнаруживаться, что при сохранении принципиальных основ свободы массово-информационной деятельности требуется правовое регулирование деятельности журналистики. Это означает, что законодательная власть имеет право издавать законы и тем самым регламентировать рамки свободной деятельности СМИ, бороться против злоупотребления ими свободой слова.

Современные международные документы органично соединяют свободу и ответственность.

Европейская конвенция по правам человека (ст.10) провозглашает:

П. 1. Каждый имеет право на свободу выражения своего мнения.

П. 2. Осуществление этих свобод, поскольку это связано с обязанностями и ответственностью, может быть предметом таких формальностей, условий, ограничений или штрафных санкций, какие предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других людей, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) в статье 19 так же налагает ограничения на использование свободы слова:

«… 3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами («свобода слова») налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые однако должны быть установлены законом и являться необходимыми:

a) для уважения прав и репутации других лиц;

b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

Современные СМИ придерживаются последней концепции, позволяющей совмещать свободу слова и ответственность.

В Российской Федерации юридическая свобода гарантируется Конституцией (ст. 29):

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Что касается моделирования новых СМИ, и прежде всего конвергентных СМИ, новых радиостанций, СМИ в Интернете, мы можем говорить скорее об относительно небольшом опыте, особенно применительно к России.

Структурированность, регулярность, строгий отбор и внятная концепция необходимы профессиональным СМИ для отстройки от «всего остального» с его стихийностью и неупорядоченность. То есть по сути это вопрос профессионализма или даже выживания профессии.

Отталкиваясь, с одной стороны, от подходов к созданию концепций традиционных СМИ, с другой — от имеющегося на данный момент опыта создания и проектирования интернет-СМИ, с учетом практики проектирования сайтов, не являющихся СМИ, мы рассмотрим индукционный подход к созданию концепции современного СМИ. [1, с. 3–29]

Поскольку современные СМИ развиваются очень динамично, все разделы концепции должны иметь возможность дополнения.

Часть основных элементов содержательной модели СМИ унаследованы у традиционных СМИ: это тематика и жанровое расписание, которые отражаются в рубрикаторе. В концепции СМИ необходимо также указать типы контента и их соотношение (например, больше музыки и видео — для молодежной аудитории). Необходимо описать требования к пользовательскому контенту.

Подстройка содержательной модели к целевой аудитории производится практически по всем параметрам работы с целевой аудиторией.

Один из важнейших элементов подстройки — повестка дня. «Человек потребляет медиа не потому, что ему нечего делать, у него выработаны определенные рефлексы — в определенное время смотреть телевизор, читать газету, бродить по интернету, ходить на митинги оппозиции или в театр... Все эти регулярные и не очень события определяют его отношение к наиболее внятному продукту СМИ — информации как таковой. Но без актуальности, без привязки к дневному-недельному-месячному циклу жизни потенциального потребителя — это не продукт СМИ, который обязан поступать к человеку часто и, насколько возможно, по его желанию», — считает медиааналитик Василий Гатов. [2]

Тематика — один из важнейших элементов концепции СМИ. Не случайно, именно тематические, и даже узкотематические программы, рубрики, страницы являются наиболее быстрорастущим сегментом. Для создателей узкотематического контента главным параметром аудитории, к которой осуществляется подстройка, являются ее интересы. Однако и медиа «общего интереса» имеют перспективу.

Особенно успешными могут быть региональные СМИ, охватывающие широкий тематический спектр. В качестве примера можно привести такие региональные СМИ, как радиостанция «Север-FM», муниципальная газета «Североморские вести» и телевидение Северного флота.

Жанровое расписание следует продумать по всем типам контента. Например, видео-контент может быть представлен новостными сюжетами, интервью, клипами и т. д.

Структура и оформление СМИ находятся в тесной взаимосвязи. Эти элементы концепции работают на юзабилити — в данном контексте на разговорный язык этот термин можно перевести как удобство для пользователя, основанное на интуитивной понятности интерфейса.

Организационные модели новых медиа, по сравнению с традиционными, отличаются большим разнообразием вариантов, большей гибкостью. При моделировании устройства редакции следует cделать выбор: штат либо фриланс, офис либо удаленная работа, определить необходимость в конвергированном ньюсруме, в наличии навыков мультимедийной журналистики у сотрудников, продумать отбор авторов, в т. ч. блогеров, требования к их профессиональному уровню и авторитету, обеспечение оперативности, организация редакционных процессов.

Организационная модель не всегда прописывается в концепции, но отдельные ее элементы так или иначе закреплены в других документах, в частности, в штатном расписании. Оргмодель должна быть увязана с другими разделами концепции. Так, если предусматривается активная работа с пользователями, в штате могут появится такие специалисты, как комьюнити-менеджер, модератор и т. д. В организационной модели издания может быть предусмотрена и отдельная структурная единица для работы с пользовательским контентом. Технологическая модель диктует необходимость (или ее отсутствие) в наличии собственных программистов и других технических специалистах.

При описании концепции необходимо обратить особое внимание на модель продвижения СМИ, для этого следует прежде всего определить уровень «разборчивости» в отношении источников трафика. Он тем выше, чем уже целевая аудитория. Конкретизироваться это может, например, в правилах создания тизеров. Пока еще не редкость ситуация, когда вполне респектабельное деловое издание привлекает аудиторию «желтыми» тизерами, однако ситуация постепенно меняется.

При продвижении в социальных сетях есть много ограничений в использовании техник, которые сетевой общественностью могут быть расценены как спамерские. Особенно осторожным следует быть в случае с проектами, претендующими на респектабельность.

Так, когда интернет-СМИ OpenSpace.ru. вместо обычной кнопки Like (Мне нравится) от Фейсбук под статьей (назначение кнопки — поделиться ссылкой на конкретную статью с друзьями) поставили такую же на вид кнопку, делающего пользователя фанатом странички OpenSpace.ru, это было тут же замечено и обсуждалось с привлечением представителей Фейсбук, которые подтвердили некорректность такой практики. Позже этот же прием повторили «Ведомости», за что также подверглись осуждению. [4] Редакция OpenSpace.ru достаточно быстро отреагировала на критику и поставила две кнопки, правда, та, что вела на страничку осталась гораздо более заметной, чем кнопка, с помощью которой можно отметить сам материал.

Как правило, проект может так или иначе продвигаться одновременно в нескольких социальных сетях, однако в большинстве случаев необходимо выбрать главного, ключевого партнера для более глубокой интеграции. Так, для «Коммерсанта» таким партнером стал Живой Журнал, для «Частного корреспондента» — ЖЖ, затем Фейсбук. Главным критерием выбора является пересечение аудитории.

Экономические параметры должны быть включены в концепцию, поскольку наличие той или иной рекламы, платность/бесплатность контента во многом определяют имидж издания и лояльность аудитории.

Изучив научную литературу с позиции концепций СМИ и деятельность радиостанции «Север-FM», мы пришли к следующим выводам:

  1. с точки зрения степени свободы журналистики радиостанция реализует французскую концепцию, так как медиа подчиняется конституции и правительство воздействует на него;
  2. с точки зрения юридической стороны свободы печати и журналистской деятельности медиа реализует концепцию ответственной свободы, опираясь на Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124–1;
  3. структурная концепция редакции выглядит следующим образом:
    1. целевая аудитория СМИ — это мужчины и женщины в возрасте от 30 до 45 лет, трудоустроенные, с личным автотранспортом, проживающие или работающие в ЗАТО Североморск; лицензия разрешает вещание в ЗАТО г. Североморск, однако зона покрытия распространяется на г. Полярный, Октябрьский район г. Мурманск и жилой район п. Росляково;
    2. модель взаимодействия с пользователями включает в себя форум, комментарии к редакционным материалам, наличие небольшого количества пользовательского контента и каналов обратной связи (смс-сервис, телефон прямого эфира и группа в социальной сети «Вконтакте»);
    3. содержательная часть концепции включает жанровое расписание (отражено в рубрикаторе), аудио-контент представлен новостными сюжетами, интервью и развлекательными программами, стилевые требования: грамотная речь, хорошая дикция, умения верно ставить ударения, правильность произношения, слэнговые выражения и мат не используются; содержательная часть концепции не включает тематику, направленность программ в первую очередь информационная, однако тематика как таковая отсутствует;
    4. рубрикатор редакции представляет собой полноценное расписание на каждый день вещания:
    5. технологическая модель описывает тип аппаратного и программного обеспечения и систему управления контентом (одной из проблем этой части концепции является отсутствие собственных сервисов и хостингов, а также сайта организации);
    6. организационная модель включает два отдела — творческий (состоит из начальника отдела, четырех корреспондентов-ведущих эфиров и звукорежиссера) и административно-хозяйственный (бухгалтер, главный бухгалтер и уборщик служебных помещений) — оба подчиняются непосредственно руководителю, а также менеджера по рекламе, который также подчиняется руководителю-главредактору. Стоит отметить, что редакция является муниципальной, но двое корреспондентов, менеджер по рекламе и уборщик служебных помещений находятся на внебюджете;
    7. Модель продвижения СМИ отсутствует как таковая, имеются планы в связи с муниципальным заданием и увеличением доли информационно-развлекательной составляющей с 48 до 63 % ввести в штатное расписание должности корреспондента и уборщика служебных помещений, территориально расширить площадь вещания до п. Североморск-3 и разработать собственный сайт редакции;
    8. экономическая модель отсутствует, дополнительный доход привлекается за счет рекламы, платных объявлений и поздравлений.

Работа над концепцией одна из очень важных задач в системе управления СМИ. Она не может находиться в стагнации и все время должна адаптироваться под новшества. В создании и модификации концепции СМИ должно участвовать все СМИ, а не какие-то его отдельные подразделения.

Литература:

  1. Арбатская, Е. О. Концепции современных СМИ [Текст]: конспекты лекций для студентов направления «Журналистика»: утв. 12.09.12 / Арбатская Елена Оттовна. — Издательство Тюменского государственного университета, 2012. — 29 с.
  2. Гатов, В. В. Мысли о медиапроектах. Для студентов и интересующихся // POSTJOURNALIST.RU: всерос. портал для журналистов. URL: http://postjournalist.ru/?p=165 (дата обращения 23.12.16).

3. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики [Текст]: учеб.для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Е. П. Прохоров. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 353 с.

4. Почему использование спамерских техник является синонимом непрофессионализма // IDEABLOG.RU: всерос. виртуал. портал. URL: http://ideablog.ru/2010/09/vedomosti/ (дата обращения 20.12.16)

  1. Википедия [Электронный ресурс]: электронная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Концепция (дата обращения: 04.12.2016).
  2. Факультет журналистики МГУ [Электронный ресурс]: электронный сайт. URL: http://www.journ.msu.ru/study/handouts/do/(дата обращения: 04.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): СМИ, жанровое расписание, пользовательский контент, целевая аудитория, концепция СМИ, концепция, организационная модель, массовая информация, технологическая модель, ответственная свобода.


Похожие статьи

Классификация основного контента телеканалов по...

Любое СМИ, печатное, электронное, интернет, имеет свои специфические жанры

Этот список может включать следующие пункты: название программы, целевая аудитория

Литература: 1. Концепция развития телерадиовещания в Российской федерации на 2008–2015 годы.

Пользовательский контент в новых социальных медиа

Библиографическое описание: Жуков А. С. Пользовательский контент в новых социальных медиа

Работа современных интернет-СМИ немыслима без их представительств в социальных сетях

Посты в Facebook могут иметь различные жанровые формы: информация о...

Критерии успешного позиционирования российских брендов...

Целевая аудитория: пол, возраст, образование, доход, социальный статус.

Для подсчета аудиторного охвата (для печатных СМИ — средняя аудитория одного номера издания)

Названия печатных изданий гармонично дополняют общую концепцию, направленность и...

Современное состояние и будущее печатных средств массовой...

Традиционные СМИ также могут искажать информацию, но, как показывает практика, делают это гораздо реже.

5. От издателей потребуется разработкановых продуктов, ориентируясь на новые модели поведения аудитории.

Web-сайт предприятия как PR-инструмент и способ...

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Таким образом, осуществляется концепция независимости отбора информации.

К тому же, тематическая направленность для разных целевых аудиторий будет различной, и потенциальный процесс сбора в единую...

Роль PR в современном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

 конструктивное сотрудничество;  взаимовыгодность;  этика свободы и ответственности

Основные термины (генерируются автоматически): общественное мнение, компания, массовая информация, массовое сознание, товар, формирование, целевая аудитория.

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

Вместе с развитием информационного общества, активно развиваются и формы средств массовой информации (СМИ).

Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: Учебное. пособие.

Засурский Я. Н. Искушение свободой.

Маркетинговое проектирование рекламной компании

Шестой этап — разработка оригинальной концепции.

Четко поставленная цель рекламной кампании определяет и целевую аудиторию. Третий этап — определение носителей и средств информации.

Средства массовой информации как компонент...

Эта методика поэтапно описывает, как должна разрабатываться, анализироваться или корректироваться модель газеты или журнала.

Восприятие аудиторией информации непосредственно зависит от способности к активному творческому освоению содержания СМИ...

Классификация основного контента телеканалов по...

Любое СМИ, печатное, электронное, интернет, имеет свои специфические жанры

Этот список может включать следующие пункты: название программы, целевая аудитория

Литература: 1. Концепция развития телерадиовещания в Российской федерации на 2008–2015 годы.

Пользовательский контент в новых социальных медиа

Библиографическое описание: Жуков А. С. Пользовательский контент в новых социальных медиа

Работа современных интернет-СМИ немыслима без их представительств в социальных сетях

Посты в Facebook могут иметь различные жанровые формы: информация о...

Критерии успешного позиционирования российских брендов...

Целевая аудитория: пол, возраст, образование, доход, социальный статус.

Для подсчета аудиторного охвата (для печатных СМИ — средняя аудитория одного номера издания)

Названия печатных изданий гармонично дополняют общую концепцию, направленность и...

Современное состояние и будущее печатных средств массовой...

Традиционные СМИ также могут искажать информацию, но, как показывает практика, делают это гораздо реже.

5. От издателей потребуется разработкановых продуктов, ориентируясь на новые модели поведения аудитории.

Web-сайт предприятия как PR-инструмент и способ...

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Таким образом, осуществляется концепция независимости отбора информации.

К тому же, тематическая направленность для разных целевых аудиторий будет различной, и потенциальный процесс сбора в единую...

Роль PR в современном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

 конструктивное сотрудничество;  взаимовыгодность;  этика свободы и ответственности

Основные термины (генерируются автоматически): общественное мнение, компания, массовая информация, массовое сознание, товар, формирование, целевая аудитория.

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

Вместе с развитием информационного общества, активно развиваются и формы средств массовой информации (СМИ).

Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: Учебное. пособие.

Засурский Я. Н. Искушение свободой.

Маркетинговое проектирование рекламной компании

Шестой этап — разработка оригинальной концепции.

Четко поставленная цель рекламной кампании определяет и целевую аудиторию. Третий этап — определение носителей и средств информации.

Средства массовой информации как компонент...

Эта методика поэтапно описывает, как должна разрабатываться, анализироваться или корректироваться модель газеты или журнала.

Восприятие аудиторией информации непосредственно зависит от способности к активному творческому освоению содержания СМИ...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Классификация основного контента телеканалов по...

Любое СМИ, печатное, электронное, интернет, имеет свои специфические жанры

Этот список может включать следующие пункты: название программы, целевая аудитория

Литература: 1. Концепция развития телерадиовещания в Российской федерации на 2008–2015 годы.

Пользовательский контент в новых социальных медиа

Библиографическое описание: Жуков А. С. Пользовательский контент в новых социальных медиа

Работа современных интернет-СМИ немыслима без их представительств в социальных сетях

Посты в Facebook могут иметь различные жанровые формы: информация о...

Критерии успешного позиционирования российских брендов...

Целевая аудитория: пол, возраст, образование, доход, социальный статус.

Для подсчета аудиторного охвата (для печатных СМИ — средняя аудитория одного номера издания)

Названия печатных изданий гармонично дополняют общую концепцию, направленность и...

Современное состояние и будущее печатных средств массовой...

Традиционные СМИ также могут искажать информацию, но, как показывает практика, делают это гораздо реже.

5. От издателей потребуется разработкановых продуктов, ориентируясь на новые модели поведения аудитории.

Web-сайт предприятия как PR-инструмент и способ...

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Таким образом, осуществляется концепция независимости отбора информации.

К тому же, тематическая направленность для разных целевых аудиторий будет различной, и потенциальный процесс сбора в единую...

Роль PR в современном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

 конструктивное сотрудничество;  взаимовыгодность;  этика свободы и ответственности

Основные термины (генерируются автоматически): общественное мнение, компания, массовая информация, массовое сознание, товар, формирование, целевая аудитория.

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

Вместе с развитием информационного общества, активно развиваются и формы средств массовой информации (СМИ).

Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: Учебное. пособие.

Засурский Я. Н. Искушение свободой.

Маркетинговое проектирование рекламной компании

Шестой этап — разработка оригинальной концепции.

Четко поставленная цель рекламной кампании определяет и целевую аудиторию. Третий этап — определение носителей и средств информации.

Средства массовой информации как компонент...

Эта методика поэтапно описывает, как должна разрабатываться, анализироваться или корректироваться модель газеты или журнала.

Восприятие аудиторией информации непосредственно зависит от способности к активному творческому освоению содержания СМИ...

Классификация основного контента телеканалов по...

Любое СМИ, печатное, электронное, интернет, имеет свои специфические жанры

Этот список может включать следующие пункты: название программы, целевая аудитория

Литература: 1. Концепция развития телерадиовещания в Российской федерации на 2008–2015 годы.

Пользовательский контент в новых социальных медиа

Библиографическое описание: Жуков А. С. Пользовательский контент в новых социальных медиа

Работа современных интернет-СМИ немыслима без их представительств в социальных сетях

Посты в Facebook могут иметь различные жанровые формы: информация о...

Критерии успешного позиционирования российских брендов...

Целевая аудитория: пол, возраст, образование, доход, социальный статус.

Для подсчета аудиторного охвата (для печатных СМИ — средняя аудитория одного номера издания)

Названия печатных изданий гармонично дополняют общую концепцию, направленность и...

Современное состояние и будущее печатных средств массовой...

Традиционные СМИ также могут искажать информацию, но, как показывает практика, делают это гораздо реже.

5. От издателей потребуется разработкановых продуктов, ориентируясь на новые модели поведения аудитории.

Web-сайт предприятия как PR-инструмент и способ...

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Таким образом, осуществляется концепция независимости отбора информации.

К тому же, тематическая направленность для разных целевых аудиторий будет различной, и потенциальный процесс сбора в единую...

Роль PR в современном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

 конструктивное сотрудничество;  взаимовыгодность;  этика свободы и ответственности

Основные термины (генерируются автоматически): общественное мнение, компания, массовая информация, массовое сознание, товар, формирование, целевая аудитория.

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

Вместе с развитием информационного общества, активно развиваются и формы средств массовой информации (СМИ).

Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: Учебное. пособие.

Засурский Я. Н. Искушение свободой.

Маркетинговое проектирование рекламной компании

Шестой этап — разработка оригинальной концепции.

Четко поставленная цель рекламной кампании определяет и целевую аудиторию. Третий этап — определение носителей и средств информации.

Средства массовой информации как компонент...

Эта методика поэтапно описывает, как должна разрабатываться, анализироваться или корректироваться модель газеты или журнала.

Восприятие аудиторией информации непосредственно зависит от способности к активному творческому освоению содержания СМИ...

Задать вопрос