Историко-правовой анализ становления и развития органов государственной власти в автономных округах (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 12.06.2019

Статья просмотрена: 278 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Е. А. Историко-правовой анализ становления и развития органов государственной власти в автономных округах (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) / Е. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60530/ (дата обращения: 16.12.2024).



После победы Советской власти административно-территориальное устройство страны, в основном, сохранилось как в прежней императорской России, и Ямало-Ненецкого автономного округа тогда еще не существовало.

На окраинах России обитали коренные народы Сибири, Севера, Дальнего Востока, которыми надо было управлять и создавать у них государственность. В центральных органах Советской власти длительное время шли споры об устройстве государственности у этих народов.

Так, в ст. 11 Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 года устанавливалось лишь, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы… [2]

Постановлением ВЦИК РСФСР от 27 августа 1919 года № 437 территория современного Ямало-Ненецкого автономного округа (историческое название — Обдорский уезд) была отнесена к Тобольской губернии [3], которая в 1920 году переименована в Тюменскую.

До 1930 года в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике национальных (автономных) округов не существовало. По Конституциям Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918, 1925 годов существовали лишь административно-территориальные округа в составе краев и областей.

В то время административно-территориальное устройство было достаточно запутанным, и органы государственной власти еще только формировались.

В целях защиты прав и интересов трудящихся туземцев северных окраин, а также вовлечения их в дело управления и наиболее полного и правильного проведения среди них законов Советского правительства, для поднятия их хозяйства и культурных условий жизни организуются органы туземного управления среди народностей и племен северных окраин Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, ведущих бродячий, кочевой и полукочевой образ жизни и занимающихся главным образом охотой, рыболовством и оленеводством, а также ведущих оседлый образ жизни и занимающихся морским звероловством, поскольку, однако, эти народности и племена не выделены в особые республики и области [11].

По инициативе ряда областей и краев Российской Советской Федеративной Социалистической Республике в 1926 году Постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики утверждено Временное положение об управлении туземными народностями и племенами северных окраин Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Оно явилось первым общегосударственным актом, устанавливающим некоторые общие принципы формирования и развития властных систем у народов Севера [12].

В Положении впервые были определены органы власти туземных народностей (родовой совет, родовое собрание, туземный съезд и туземный исполнительный комитет), которые явились неким компромиссным органом между централизованными органами управления Советской власти и традиционным самоуправлением этих народов.

В начале 1930-х годов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике образованы национальные округа, но в действовавшей на том моменты Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1925 года [4] их статус был не определен. Национальные округа представляли собой автономию, созданную для развития государственности у туземных народов. Округа наравне с районами входили в состав области, края и подчинялись областным, краевым органам власти.

С принятием Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1937 года [5] полномочия органов власти и управления национальных округов также остались неопределенными. В ней закреплялось только, что Советы депутатов трудящихся национальных округов и их исполнительные комитеты осуществляют на территории округа права и обязанности, возлагаемые на них Положением о национальных округах, а также решениями соответствующего краевого (областного) Совета депутатов трудящихся.

Положение об окружных съездах советов и окружных исполнительных комитетах национальных округов северных окраин Российской Советской Федеративной Социалистической Республики было принято в 1932 году Постановлением Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета [6]. В данном Положении уже была определена некоторая самостоятельность национальных округов. Так, статьями 7, 8 Положения были закреплены собственные бюджеты и планы развития национальных округов, которые являлись частью бюджетов и планов развития краев и областей. Статьей 21 Положения предоставлялось право окружным органам власти «входить» во Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с представлениями об отмене или изменении постановлений Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, центральных исполнительных комитетов Автономных советских социалистических республик, краевых (областных) исполкомов, в случае противоречия постановлений особым условиям национальных округов.

Только в Конституции Российской Федерации — России 1978 году 1978 года [7] автономные округа перечислены поименно и определен их статус, как входящих в состав краев и областей. Так, статьей 71 Конституции определено, что в РСФСР имеются: края, области, города республиканского подчинения, автономные области и автономные округа, находящиеся в составе краев и областей. Однако полномочия органов государственной власти автономных округов по-прежнему оставались неопределенными.

Компетенция и полномочия органов государственной власти автономных округов были определены лишь в 1992 году в Федеративном договоре [8]. Затем последовали изменения в Конституции РСФСР, в результате чего в органах государственной власти автономных округов стали образовываться структуры, отвечающие непосредственно потребностям автономных округов. В этот период в Ямало-Ненецком автономном округе комитет по экономике и прогнозированию, по управлению государственным имуществом, управление социальной политики.

Принятая в декабре 1993 года Конституция Российской Федерации [1] закрепила статус автономных округов как субъектов РФ. Так, статей 65 Конституции определено, что в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, имеющие свои уставы (конституции) и законодательство.

На основании статьи 66 Конституции Российской Федерации 1993 года созданы уставы (конституции) — основные законы субъектов Российской Федерации.

В 1995 году принят первый Устав Ямало-Ненецкого автономного округа [9], где впервые были определены предметы ведения и полномочия органов государственной власти автономного округа.

В связи со стремительным социально-экономическим развитием автономного округа и изменением федерального законодательства система органов государственной власти автономного округа постоянно совершенствовалась. Поэтому в 1998 году возникла необходимость принятия нового Устава Ямало-Ненецкого автономного округа.

Принятый в декабре 1998 года Устав Ямало-Ненецкого автономного округа [10] закрепил структуру органов государственной власти на территории автономного округа, их функции, пределы ведения, полномочия и функции.

Устав Ямало-Ненецкого автономного округа фиксирует норму, что система органов государственной власти автономного округа устанавливается автономным округом самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации.

Также в Уставе Ямало-Ненецкого автономного округа закреплено, что государственную власть в автономном округе осуществляют: Законодательное Собрание автономного округа — представительный (законодательный) орган государственной власти; Губернатор автономного округа — его высшее должностное лицо; Правительство автономного округа — высший исполнительный орган государственной власти автономного округа.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

2. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года // Собрание узаконений Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. — 1918. — № 51. — Ст. 582.

3. Постановление ВЦИК РСФСР от 27 августа 1919 года № 437 «Об организации гражданского управления Сибири» // Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. — № 195. — 04.09.1919.

4. Постановление XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г. «Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Собрание узаконений Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. — 1925. — № 30. — Ст. 218.

5. Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского съезда Советов от 21 января 1937 г. «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Собрание узаконений Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. — 1937. — № 2. — Ст. 11.

6. Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета, Совета народных комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 20 апреля 1932 г. «Об утверждении Положения об окружных съездах советов и окружных исполнительных комитетах национальных округов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» // Собрание узаконений Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. — 1932. — № 2. — Ст. 176.

7. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России. Принята Верховным Советом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» от 12 апреля 1978 г. (в ред. от 10 декабря 1992 г.) // Ведомости Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. — 1978. — № 15. — Ст. 407.

8. Федеративный Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации / Государственная система правовой информации. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru. — Дата обращения: 1 июня 2019 г.

9. Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного от 19 сентября 1995 г. № 147 «Об Уставе (Основном законе) Ямало-Ненецкого автономного округа» // Красный Север. — № 40. — 27.09.1995.

10. Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 1998 г. № 56-ЗАО (в ред. от 21 декабря 2015 г.) // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа — 1998. — № 10/1.

11. Кряжков, В. А. Статус коренных малочисленных народов России: правовые акты / В. А. Кряжков. — М.: Юринформцентр, 2013. — 911 с.

12. Морозов, Ю.А., Пермяков, В. А. Ямал: Власть и Север / Ю. А. Морозов, В. А. Пермяков. — Салехард, Санкт-Петербург: Русская коллекция, 2008. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, автономный округ, государственная власть, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, округ, Всероссийский центральный исполнительный комитет, полномочие органов, Советская власть, состав краев.


Похожие статьи

Развитие и анализ потенциала народных промыслов финно-угорского пространства (на примере Республики Мордовия)

Проблемы взаимоотношений органов государственной власти в сложносоставном субъекте Российской Федерации (на примере Тюменской области)

Государственно-правовое обеспечение национальной безопасности (на примере Хабаровского края)

Методы стимулирования в современных условиях на примере организации работы государственных и муниципальных служащих Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Проблемы обеспечения связью территорий Крайнего Севера и пути их решения на примере Ямало-Ненецкого автономного округа

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Разработка организационно-экономического механизма функционирования регионального банковского кластера (на примере Алтайского края)

Исследование факторов устойчивого развития региональной экономики (на примере Калининградской области)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Оценка качества налогового и бюджетного планирования в субъекте федерации на примере Белгородской области

Похожие статьи

Развитие и анализ потенциала народных промыслов финно-угорского пространства (на примере Республики Мордовия)

Проблемы взаимоотношений органов государственной власти в сложносоставном субъекте Российской Федерации (на примере Тюменской области)

Государственно-правовое обеспечение национальной безопасности (на примере Хабаровского края)

Методы стимулирования в современных условиях на примере организации работы государственных и муниципальных служащих Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Проблемы обеспечения связью территорий Крайнего Севера и пути их решения на примере Ямало-Ненецкого автономного округа

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Разработка организационно-экономического механизма функционирования регионального банковского кластера (на примере Алтайского края)

Исследование факторов устойчивого развития региональной экономики (на примере Калининградской области)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Оценка качества налогового и бюджетного планирования в субъекте федерации на примере Белгородской области

Задать вопрос