Развитие внутреннего туризма в России должно придерживаться ряда необходимых условий, тем не менее, именно эти же условия являются сдерживающими факторами. Неравномерное развитие внутреннего туризма в России одно из ярких тому доказательств. В статье рассматриваются сдерживающие факторы развития туризма, которые при правильном их регулировании становятся главными аспектами развитого туризма.
Ключевые слова: внутренний туризм, туристская инфраструктура, стратегия продвижения, туристские ресурсы, целевые программы развития туризма.
Стране необходимо совершенствование, идти в ногу со временем — обязательное условие для экономически развитой страны, для повышения уровни жизни граждан.
В связи с установившейся неустойчивой политической и экономической ситуацией в мире, понижением курса рубля большая часть граждан нашей страны переориентировалась на российский туристский рынок. И данный период является наиболее выгодным и подходящим для количественного и качественного изменения внутреннего туризма.
Регионы и города с наиболее развитой туристской инфраструктурой, такие как Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край являются наиболее развитыми в Российской Федерации и принимают с каждым годом все большее количество туристов, увеличивая за счет этого свой бюджет и бюджет государства. Тем не менее, даже такие регионы имеют сдерживающие факторы роста туризма.
Что касается других регионов, то они значительно отстают от вышеперечисленных туристских локаций, и им предстоит большой путь до достижения лучших результатов.
Тем самым, как в любой экономической отрасли, в туристской сфере имеются сдерживающие факторы, которые тормозят рост и развитие сферы экономики, в нашем случае — туристского потенциала страны.
Итак, сдерживающими факторами внутреннего туризма являются:
1) Низкий уровень инфраструктуры городов и регионов, необходимой для осуществления туризма как сферы отдыха.
Туристская инфраструктура — совокупность элементов, задействованных в туристской сфере, таких как транспортные предприятия, предприятия, предоставляющие временное размещение, предприятия общественного питания, предприятия организации отдыха и досуга. Именно туристская инфраструктура — самый важный критерий наличия туризма. Она напрямую пересекается с уровнем благоустройства городов и регионов, потому полное ее отсутствие возможно только в полностью неосвоенных локациях нашей страны. При отсутствии инфраструктурных благ, таких как: транспорт, дороги, пути сообщения, связь, коллективные средства размещения, наличие медицинских учреждений, организаций досуга и отдыха — просто невозможна нормальная цивилизованная жизнь, а о развитии и росте туризма не может быть и речи. Но наличие инфраструктуры так же не обуславливает развитие туризма, так как ее состояние может быть на самом низком уровне.
Финансирование городского и регионального благоустройства, транспортной сферы, включая наиболее проблемную в России зону — дороги, условий жизни граждан, должно происходить из бюджета государства, за их развитие должны отвечать местные государственные структуры.
Предприятия временного размещения, общественного питания, досуга и отдыха могут финансироваться за счет частных предпринимателей, но с предоставлением государственных гарантий, субсидий. Государство само заинтересованно в появлении бизнеса в России, поэтому со стороны государства должна идти полная поддержка бизнесменов и мотивация потенциальных предпринимателей.
2) Низкая степень инициативности объектов туриндустрии.
Предоставление путевок за границу гражданам Российской Федерации гораздо выгоднее с точки зрения прибыли для туроператоров и турагентств, именно это является главной причиной отсутствия мотивации и инициативности объектов туриндустрии продвигать и развивать отечественные направления. Именно поэтому большинство из них ориентированы на продажу турпродуктов выездного туризма. Также некоторые турфирмы утверждают, что продавать национальный турпродукт нерентабельно.
3) Маркетинговая стратегия продвижения туристского продукта.
Низкая информированность населения о рекреационных возможностях своей местности и страны — еще один сильнейший сдерживающий фактор. Если мы не знаем о продукте, можно считать, что его и не существует. Именно поэтому страны с самыми большими туристскими потоками, например, страны Европы, тратят значительные суммы именно на рекламу и раскручивание турпродукта. В эру информационных технологий, когда интернет стал всеобъемлющей сетью, которая объединяет людей, продвижение в нем является самым необходимым условием успешной маркетинговой стратегии для туристского продукта.
Продвижение туризма должно продвигаться государственными структурами. Должен существовать четкий постоянный план продвижения турпродуктов. Данный план должен быть прописан в федеральных программах развития внутреннего и въездного туризма. Тем не менее, в некоторых целевых программах развития имеются недочеты, что также становится сдерживающим фактором развития туризма.
4) Региональные программы развития туризма/ некачественный и неэффективный брендинг регионов или его отсутствие.
Большинство регионов почти не финансирует туризм, понижая или полностью исключая возможность его роста в своих целевых программах развития. Тем самым данные регионы значительно уступают в конкурентоспособности турпродукта и туристской привлекательности.
Так, например, государственная программа Саратовской области “Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики” на 2014–2022 год содержит следующие неконкретизированные цели на подпрограмму “Туризм”: “Развитие туризма для приобщения граждан к региональному культурному и природному наследию”. На данную цель в период с 2014 по 2022 годы выделяется из бюджета всего 40350,4 тыс. рублей.
Брендинг территории необходим для популярности среди туристов. Но наиболее распространенная проблема многих регионов — это проведение малоэффективной политики по продвижению территории. В связи с чем многие потенциальные туристы не в курсе того, какие места он мог бы посетить, а мог бы, если бы знал о них более подробную и интересную информацию. Так как главным двигателем мотивов туристов является интерес в познании нового, уникального и интересного.
5) Высокая стоимость авиаперелетов, пакетных туров, проживания в гостиницах.
Россия — самая большая страна в мире, и отдаленность городов друг от друга, проезд на автобусе, железнодорожном транспорте или машине не всегда актуален, так как затрачивается большое количество времени только на дорогу. Поэтому дороговизна авиаперелетов по нашей стране является большим сдерживающим фактором, так как цены крайне высокие и не дают возможности совершать перелеты между городами с туристскими целями многим гражданам.
Высокая стоимость проживания в российских средствах размещения совершенно не оправданна. К сожалению, в РФ существует тенденция несоответствия гостиничных услуг тем большим деньгам, которые за них отдают туристы.
Пакетные туры в России имеют ту же проблему, что и вышеперечисленные инфраструктуры туризма.
В статье названы основные сдерживающие факторы развития туризма. При должном и ответственном отношении к которым, туризм в регионах выйдет на совершенно новый уровень, тем самым будет увеличивать спрос российского туриста на национальный туристский продукт.
Полное или частичное устранение сдерживающих внутренний туризм факторов позволит:
– Повысить уровень туристской инфраструктуры, тем самым повышая уровень жизни граждан РФ
– Будет способствовать повышению качества выполнения работ и оказания услуг в области туризма
– Повысит осведомленность граждан о туристско-рекреационных объектах, тем самым увеличит поток туристов
– Увеличит внутренний валовой продукт страны
– Сделает доступным туризм граждан по всей стране, а не в пределах своего региона, за счет оптимизации стоимости цен
Литература:
- Биржаков М. Б. Введение в туризм.- СПб.: Издательский дом “Герда”, 2000. — 192 с.
- Е. И. Арсеньева, А. С. Кусков, Н. В. Феоктистова. Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. — 2005. — Выпуск 2. — 210 с.
- Бочкарева Т. В., Экотуризм: анализ существующего международного опыта. — Владивосток: УРБЭКС — развитие, 2003. — 90 с.
- Боголюбов В. С., Орловская В. П. Экономика туризма. — М.: Академия 2005.- 192 с.
- Тихонова Т. Ю. Перспективные виды российского туризма. Учебное пособие. — М.: МИИТ, 2010. — 64 с.
- Преображенский В. С. Теоретические основы рекреационной географии. — М: Наука, 1975. — 223 с.