Ключевые слова:деловой туризм, правовые механизмы, государственное регулирование, программа развития, социально-экономическое развитие, прогнозирование.
Темпы развитие делового туризма в мире, наличие жесткой конкуренции за проведение выставочно-конгрессных мероприятий, экспансионистское поведение иностранных компаний, специализирующихся в области делового туризма, создают для российских участников этого рынка масштабные проблемы, для решения которых требуется разработка комплексного плана мероприятий по развитию данной индустрии в России [1].
Так, перед органами исполнительной и законодательной власти стоят следующие первоочередные задачи в области развития делового туризма:
- обеспечение экономических условий для развития делового туризма в регионах: изменения в методах и формах налогообложения, финансирования и инвестирования;
- обеспечение организационных условий для развития делового туризма: совершенствование институциональной и нормативно правовой базы, поддержка некоммерческих организаций, работающих на рынке делового туризма;
- активная государственная политика по привлечению и организации международных деловых событий на территории страны, формирование предпосылок, направленных на превращение городов России в конкурентоспособные конгрессные центры;
- продвижение национальной индустрии делового туризма на региональные и международные рынки, используя механизм международных встреч, конференций, выставок и конгрессов;
- повышения эффективности делового туризма как одного из рычагов социально-экономического развития дестинаций;
- развитие материально-технической базы и соответствующей инфраструктуры индустрии делового туризма; реализация мер по повышению конкурентоспособности услуг, предоставляемых организаторами выставок, конгрессов и иных деловых встреч.
- формирование эффективных механизмов координации всех групп участников рынка делового туризма, создание консалтинговых структур в сфере делового туризма;
- разработка методики оценки и прогнозирования перспектив развития делового туризма в рамках социально-экономического развития регионов, страны в целом [2].
Все задачи в области развития делового туризма сформулированы в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» [3]. Основываясь на выше изложенном, определим основные направления развития делового туризма в России [4]:
1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения развития сферы делового туризма.
2. Формирование стратегии развития делового туризма в регионах России.
3. Создание современной системы координации и механизмов взаимодействия всех групп участников делового туризма.
4. Методическое и информационно-аналитическое обеспечение делового туризма.
5. Подготовка квалифицированных специалистов в области индустрии делового туризма.
6. Инновационно-технологическое обеспечение развития делового туризма.
7. Рекламно-маркетинговое обеспечение продвижения индустрии делового туризма России на международном рынке туристских услуг [5].
С точки зрения государственного регулирования сферы делового туризма, приоритетным является реализация первого направления развития данной индустрии, предполагающее совершенствование и разработку правовых актов, касающихся всех секторов сферы делового туризма [6]. Отметим особое значение вопросов сертификации и стандартизации туристских услуг. Основываясь на опыте стран с развитой индустрией делового туризма, где основную долю занимают конгрессный и выставочный туризм, целесообразно разработать стандарты, технические регламенты, положения и инструкции, обеспечивающие повышение качества организации делового туризма. Для этого необходимо разработать и законодательно закрепить следующие нормативно-правовые акты [7]:
- регламент подготовки, организации и проведения международных выставок и конгрессных мероприятий;
- положение о деятельности профессиональных организаторов делового туризма;
- инструкция по продвижению национального туристского продукта на мировом рынке делового туризма;
- инструкция по продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и мировом рынке делового туризма;
- регламент разработки федеральных и региональных программ развития делового туризма;
- положение о ежегодном проведении Всероссийской конференции по деловому туризму;
- квалификационные требования к сотрудникам оргкомитетов выставок, конгрессов и иных встреч в рамках делового туризма;
- положение об образовательных программах профессиональной подготовки и переподготовки специалистов индустрии делового туризма;
- положения о создании специализированных органов для координации и регулирования развития индустрии делового туризма на региональном и муниципальном уровне [8].
Вышеперечисленные положения, регламенты, инструкции должны быть разработаны с учетом рекомендации ассоциаций делового туризма, профессиональных организаторов делового туризма, существующих на территории России конгресс бюро, так как они лучше знают как организовать свою деятельность, с тем, чтобы сделать национальный туристский продукт конкурентоспособным [9].
Также представляется необходимым разработать следующие правовые механизмы, регулирующие отношения на рынке делового туризма:
- механизм сертификации конгрессных и выставочных мероприятий и услуг, оказываемых в области делового туризма;
- механизм защиты интеллектуальной собственности в рамках выставочного туризма;
- механизм предоставления в аренду на 49 лет земельного участка по предварительному согласованию строительства объекта конгрессно-выставочной инфраструктуры [10].
Итак, тщательная проработка нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения в сфере делового туризма, позволит создать благоприятный институциональный климат для развития делового туризма, повысит конкурентоспособность сферы делового туризма, что как следствие приведет к развитию туристской инфраструктуры, привлечению инвестиций, снижению издержек и максимизации прибыли от делового туризма.
Литература:
1. Фесенко О. П. Оценка влияния туристического комплекса на социально-экономическое развитие региона // Вестник чувашского университета. 2010. № 1. С. 519–523.
2. Растегаева Т. Е. Конгресс бюро как способ оптимизации доходов от конгресс-туризма в городе-курорте сочи // European researcher. 2011. № 1 (3). С. 80–82.
3. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы) [электронный ресурс] / Официальный сайт Федерального агентства по туризму. URL: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140852/ (дата обращения: 11.03.2013).
4. Казаков И. С. Проектные характеристики персонифицированной модели самопроектирования информационной компетентности будущих педагогов // Известия сочинского государственного университета. 2010. № 4. С. 100–106.
5. Растегаева Т. Е. Формирование организационно-экономического механизма развития делового туризма: Автореферат дис.... Кандидата экономических наук: 08.00.05 / гос. Ун-т. Сочи, 2013. 24 с.
6. Казаков И. С. Модель процесса формирования информационной компетентности у студентов педагогического вуза // Вестник адыгейского государственного университета. 2010. № 1. С. 68.
7. Растегаева Т. Е. Оценка организационно-экономических условий функционирования делового туризма в России // Приволжский научный вестник. 2012. № 4 (8). С. 45–47.
8. Казаков И. С. Персонификация процесса обучения в вузе // Известия сочинского государственного университета. 2010. № 2. С. 16–21.
9. Давыдович А. Р., Чуваткин П. П. Методика оценки системы организации социального питания (на примере организации школьного питания) // Вестник поволжского государственного университета сервиса. Серия: экономика. 2012. № 21. С. 133–135.
10. Саввиди Т. А., Гордеева Е. В. Интегрированная финансовая оценка эффективности капитала компаний на основе swot-snw-инструментария // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 21. С. 2–12.