Экономическая безопасность государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 03.06.2019

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Серегина А. С. Экономическая безопасность государства // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 589-591. — URL https://moluch.ru/archive/260/60043/ (дата обращения: 19.07.2019).



В данной статье рассмотрено понятие экономической безопасности государства, разобраны внутренние и внешние угрозы, представлен механизм обеспечения экономической безопасности государства.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная экономика, экономическая безопасность государства, угроза, государственное регулирование, рыночное саморегулирование.

Экономическая безопасность состоит из внутренних и внешних условий, которые на прямую влияют на стабильный рост национальной экономики, обеспечивают удовлетворенность потребностей отдельных индивидуумов, общества и государства, поддерживают уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Цель экономической безопасности является обеспечение устойчивого развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов. [1]

В сфере обеспечения экономической безопасности выделяются такие задачи как:

– обеспечение экономической независимости государства;

– своевременное выделение угроз экономической безопасности;

– проведение профилактических мер по предупреждению и ликвидации угроз во всех секторах экономики;

– организация и обеспечение высокого уровня экономического потенциала государства.

Объектами экономической безопасности государства являются:

– личность, представленная отдельным индивидом, либо домохозяйством;

– хозяйствующий субъект (организации, предприятия, отраслевые комплексы);

– региональная система;

– государство (как отдельная обособленная территория, экономическая система и природные богатства страны).

Субъектами экономической безопасности выступает государство и его институты:

– Функциональные и отраслевые министерства и ведомства;

– Налоговые и таможенные службы;

– Банки, биржи, фонды и страховые компании;

– Производители и продавцы продукции, работ и услуг;

– Общества потребителей услуг.

Угрозы экономической безопасности делятся на внешние и внутренние.

Внешние угрозы представляют собой негативное явление экзогенного характера. Источником таких угроз обычно является субъекты, находящиеся за пределами национальной экономики.

К таким субъектам можно отнести:

– международные экономические организации;

– другие страны;

– транснациональные корпорации;

– транснациональная преступность.

Предпосылками для появления внешних угроз, обычно, является ослабление национальной экономики государства.

В настоящий момент к внешним угрозам экономической безопасности государства относятся:

– преобладание импортных товаров многих видов продукции, в том числе продовольственного характера;

– слабая поддержка конкурентоспособности национального продукта;

– умышленное приобретение российских предприятий иностранными представителями с целью дискредитации национального продукта с внутреннего и внешнего рынков;

– санкционные меры зарубежных стран в отношении экономики России.

Внутренние угрозы представляют собой негативное явление эндогенного характера. Источниками таких угроз обычно являются субъекты, находящиеся в пределах национальной экономики страны.

Такими субъектами являются внутренние общественные движения, социальные, национальные группы, предприятия и предприниматели.

К внутренним угрозам экономической безопасности государства на данный момент относятся:

– постепенное разделение людей по уровню жизни и уровню дохода;

– низкая конкурентоспособность национальной экономики на международном рынке;

– нестабильное и неравномерное экономическое развитие регионов;

– низкая активность в сфере инвестиций;

– пассивное развитие предпринимательской деятельности;

– скрытые теневые сектора экономики. [2]

Существует определенный механизм обеспечения экономической безопасности государства. Под этим механизмом понимается комплекс организационных, экономических и правовых мер по предупреждению и предотвращению угроз, влияющих на экономическую безопасность государства.

Данный механизм сформирован из следующих элементов:

– мониторинг и анализ, позволяют отслеживать изменения в экономической ситуации и возможные, возникающие угрозы, исследовать ситуацию в реальном секторе экономики;

– экспертная оценка (определяющее значение имеет решение специалистов по ключевым вопросам защищенности от внешних и внутренних угроз национальной экономике, на законодательном уровне, опираясь на нормативно-правовые акты по финансовым и хозяйственным вопросам);

– прогнозирование (моделирование социально-экономических ситуаций на основе выявленных тенденций);

– разработка, внедрение и реализация органами исполнительной власти мер по предотвращению угроз во всех сферах национальной экономики).

Механизм обеспечения экономической безопасности государства выполняет следующие важные функции:

– защитная;

– регулятивная;

– предупредительная;

– инновационная;

– социальная.

Защитная функция играют одну из самых главных и важных ролей в данном механизме.

Главными условиями защитной функции являются:

– обеспеченность государства социально-экономическими ресурсам и их эффективное использование;

– обоснованное, рациональное использование всех природных ресурсов государства;

– планомерное улучшение кадрового состава на всех уровнях управления экономической деятельностью;

– активная защита национальной экономики и предупреждение возможных рисков возникновения экономических угроз.

Главная задача защитной функции связана с ограничением и профилактикой возможных внутренних и внешних угроз, при использовании всех имеющийся ресурсов у государства.

Другой функцией механизма является регулятивная функция. Деятельность в данной функции осуществляется по двум направлениям. Одно из них — «сверху вниз». Данное направление осуществляется в границах государственного регулирования. Другое — «снизу-вверх». Данный тип основан на рыночном саморегулировании.

Следующая функция имеет название — превентивная функция. К задачам данной функции относиться осуществление специальных мер по предупреждению и прогнозированию возможного возникновения угроз, критических ситуаций и возможных рисков в социально-экономической сфере.

Инновационная функция включает в себя разработку и внедрение новых инновационных способов обеспечения экономической безопасности. Для реализации данной функции непосредственно используется компенсационный потенциал экономики. Как и в регулятивной функции он представлен двумя направлениями — в форме рыночного саморегулирования и в форме государственного регулирования.

Социальная функция имеет четко сформулированные цели и стремиться достигнуть их:

– обеспечение прав и свобод всех граждан России;

– стремление к более высокому качеству и уровню жизни населения;

– стремление обеспечить все возникающие потребности государства в короткие сроки.

Таким образом, экономическая безопасность играет очень важную роль в жизни государства. Является основополагающим базисом, обеспечивающим стабильное функционирование в экономической, политической, социальной и производственной сферах жизни государства и людей, которые живут в этом государстве. [3]

Литература:

  1. Моисеев П. С. К вопросу о структуре экономической безопасности в системе её обеспечения // Социально-экономические явления и процессы. — 2016. — № 12. — С. 74–77.
  2. Володин В. М., Рожкова Л. В., Скворцова В. А. Национальные экономические интересы и обеспечение экономической безопасности России // Общественные науки. Экономика. — 2015. — № 4. — С. 210–218.
  3. Володин В. М., Рожкова Л. В.,. Механизмы обеспечения экономической безопасности // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. — 2016. — № 1. — С. 48–52.


Задать вопрос