Понятие экономической безопасности Российской Федерации и принципы ее обеспечения в таможенной сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (250) март 2019 г.

Дата публикации: 23.03.2019

Статья просмотрена: 1130 раз

Библиографическое описание:

Захарова, В. А. Понятие экономической безопасности Российской Федерации и принципы ее обеспечения в таможенной сфере / В. А. Захарова, В. В. Сморчков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 168-172. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57468/ (дата обращения: 28.02.2021).



Научная статья посвящена проблемам реализации мер по обеспечению экономической безопасности как приоритетного вида национальной безопасности Российской Федерации. В области внешнеэкономических отношений возникают наиболее очевидные внешние угрозы экономике России. Одновременно пополнение федерального бюджета за счет таможенных платежей существенно укрепляет экономику страны изнутри. Это определяет роль таможенных органов и таможенного регулирования в укреплении экономической безопасности нашего государства.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, обеспечение безопасности, таможенное регулирование, таможенные платежи.

Экономическая безопасность Российской Федерации — один из важных составляющих элементов национальной безопасности. В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [1], которая основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны, обеспечение экономической безопасности является одним из основных направлений деятельности по обеспечению национальной безопасности в целом.

Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации тем более важно в современном мире, что обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности государства в целом осуществляется, прежде всего, противостояниями в экономической и политической сферах, а не в военной.

Долгое время не было официального определения понятия «экономическая безопасность». Не давала его и ранее действовавшая Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации 1996 года [2], в которой в качестве цели обеспечения экономической безопасности России было провозглашено обеспечение такого уровня экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Разными учеными-исследователями было предложено свыше пятнадцати вариантов понятий более высокого уровня, через которые они предлагали сформулировать сущность экономической безопасности. Среди них: состояние экономики; состояние экономики и производительных сил; совокупность свойств состояния производственной подсистемы экономической безопасности; устойчивость экономики; способность экономики; возможность и готовность экономики; состояние национального хозяйства; состояние народнохозяйственного комплекса; состояние экономики и институтов власти; состояние экономики и готовность институтов власти; защищенность экономики; совокупность условий и факторов; режим функционирования государства [3].

Можно согласиться, что именно состояние экономики решающим образом предопределяет возможность решения экономических задач и личности, и общества, и государства. То есть предпочтительным является мнение тех авторов, которые определяют сущность экономической безопасности через состояние экономики.

Легальное понятие экономической безопасности было дано в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [4] (далее — Стратегия экономической безопасности), утвержденной Указом Президента Российской Федерации 13 мая 2017 года № 208. В ней под экономической безопасностью понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Определение легального понятия экономической безопасности в официальном правовом документе имеет важное значение для формирования принципов и построения всей системы мер по ее обеспечению, а также для реализации государственной политики во всех связанных сферах общественных отношений, в том числе в таможенной сфере. Однако, то, что понятие экономической безопасности дано через «состояние защищенности», а не через «состояние экономики» определяет и средства ее обеспечения.

Этому определению соответствует направленность реализации Стратегии экономической безопасности на обеспечение противодействия вызовам и угрозам, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, на недопущение снижения качества жизни населения. То есть основным направлением обеспечения экономической безопасности является выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.

Такой подход подтверждается и определением, что понимать под «обеспечением экономической безопасности», которое также дано в Стратегии. Обеспечение экономической безопасности — это реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса организационных, правовых, политических, социально-экономических, информационных и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере.

Таким образом, экономическая безопасность — это один из видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также как государственная, общественная, информационная, экологическая, транспортная, энергетическая, безопасность личности. С другой стороны, экономическая безопасность в достаточно большой степени опосредует все иные виды безопасности, поскольку они не могут быть обеспечены в государстве, не обладающем экономической безопасностью.

Такая точка зрения поддерживается и в науке. Например, А. А. Мага вполне справедливо полагает, что экономическая безопасность выходит на первый план в системе элементов национальной безопасности и является определяющим видом для принятия тех или иных управленческих решений как на микроуровне, так и на макроуровне [5].

Вместе с тем каждый из видов национальной безопасности не может быть обеспечен сколько-либо полно в отрыве от других видов. Только в результате комплексного воздействия на все факторы, влияющие на состояние защищенности личности, общества и государства, может быть достигнута стратегическая цель — развита национальная экономика, улучшено качество жизни граждан, стабилизирована внешнеполитическая обстановка, повышен уровень международного престижа Российской Федерации.

В свою очередь меры по обеспечению экономической безопасности, направленные на противодействие вызовам и угрозам и защиту экономических интересов Российской Федерации, также реализуются в различных сферах общественных отношений. Наиболее подверженными внутренним и внешним угрозам сферами экономической деятельности являются финансовая, минерально-сырьевая, энергетическая, промышленная, продовольственная, информационная, экологическая, сфера внешнеэкономической деятельности.

Область внешнеэкономических отношений является одной из тех, в которых возникают наиболее очевидные внешние угрозы экономике России. Одновременно пополнение федерального бюджета за счет таможенных платежей существенно укрепляет экономику страны изнутри. То есть значимость эффективной деятельности таможенных органов, осуществляющих государственную таможенную политику, и таможенного регулирования в укреплении экономической безопасности нашего государства весьма существенна.

В достижении экономической безопасности Российской Федерации во внешнеэкономической сфере основную роль играют инструменты таможенного регулирования, методы и средства, используемые таможенными органами. Система таможенного регулирования включает в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу, их таможенного декларирования и выпуска, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, осуществления мер нетарифного регулирования, проведения таможенного контроля.

Таможенно-тарифное регулирование в сочетании с нетарифными мерами составляют государственное таможенное регулирование таможенного пространства, которое в целом представляет собой совокупность организационных, экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, призванных способствовать защите национальных производителей на внутреннем рынке, регулировать структуру экспорта и импорта товаров, а также обеспечивать источник пополнения доходной части федерального бюджета, то есть в целом обеспечивать экономическую безопасность Российской Федерации в таможенной сфере.

Таким образом, можно выделить два основных направления обеспечения экономической безопасности в таможенной сфере. Первое — это наполнение федерального бюджета Российской Федерации за счет поступления таможенных платежей.

Так, по официальным данным, представленным на сайте ФТС России, по состоянию на 28 декабря 2018 года объем доходов федерального бюджета от уплаты таможенных платежей превысил отметку в 6 трлн рублей. Таким образом, прогноз по формированию доходов бюджета Российской Федерации выполнен таможенными органами на 101,5 %. При этом платежи от импорта товаров составляют 2 931,8 млрд. руб., или 48,7 % от общего объема перечислений ФТС России; НДС на ввозимые товары — 2 245,6 млрд. руб. (37,3 %); вывозная таможенная пошлина — 3 005,7 млрд. руб., или 49,9 % от общего объема перечислений ФТС России [6].

В свою очередь в 2017 году таможенными органами в бюджет Российской Федерации перечислено 4 трлн 462,8 млрд рублей, что составляет 100,26 % от установленного прогнозного задания по формированию доходов федерального бюджета [7].

По итогам 2016 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 406,9 млрд. рублей. Задание по формированию доходов федерального бюджета выполнено на 101,1 % [8].

Процентное содержание таможенных платежей в федеральном бюджете РФ за 2011–2016 гг. представлено в следующей таблице [9]:

Год

Всего таможенные платежи

Всего Федеральный бюджет

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

2011

5 288, 6

46,5

11 367,7

100

2012

5 738, 6

44,6

12 855,5

100

2013

5 696, 3

43,7

13 019,9

100

2014

6 461, 3

44,5

14 496,8

100

2015

4 618, 2

33,8

13 659,2

100

2016

4 406, 9

42,2

10 440,6

100

Из представленной таблицы видно, что федеральный бюджет обычно более чем на 40 % состоит из доходов, получаемых от таможенных платежей. А на снижение этого показателя в 2015 году повлияло изменение курса доллара к рублю, введение рядом стран санкции против Российской Федерации и ряд других факторов.

Эти цифры очень ярко показывают, насколько бюджет Российской Федерации зависит от поступления таможенных платежей. В свою очередь, наполненный федеральный бюджет есть определенная гарантия экономической стабильности государства.

Второе направление обеспечения экономической безопасности в таможенной сфере состоит в применении мер нетарифного регулирования, с помощью которых посредством деятельности таможенных органов также обеспечивается экономическая безопасность Российской Федерации.

Единая система нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности охватывает собой широкий круг разнообразных инструментов, действующих в отношении как импорта, так и экспорта товаров. Они одновременно выступают как средства административного, технического, финансового, кредитно-денежного, экологического регулирования, а также элементы инструментария, применяемого в других направлениях таможенной политики российского государства.

К мерам нетарифного регулирования относят:

− меры прямого ограничения, прежде всего, лицензирование и квотирование;

− специальные защитные меры, имеющие антидемпинговый и компенсационный характер — импортные квоты, специальные пошлины, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины, установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера, введение монополии внешней торговли и другие;

− установление административных и таможенных формальностей –сертификацию, оценку товаров для таможенных целей, дополнительного (нетарифного) таможенного обложения, предотгрузочной инспекции и т. п.;

− прочие меры нетарифного регулирования — валютные ограничения, валютный контроль, государственное регулирование курса национальной валюты, меры поддержки экспорта, в том числе путем использования экономических, финансовых, налоговых инструментов и т. д.

Например, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [10], действие которого 12 июля 2018 года было продлено до 31 декабря 2019 года, запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Ответ на введение экономических санкций со стороны других государств в отношении России в виде запрещения или ограничения ввода определенных видов продукции в то же время способствует развитию производства этих видов продукции, сырья и продовольствия на территории своего государства, то есть укреплению национальной экономики.

Таким образом, таможенные органы, осуществляющие контроль за соблюдением данного запрета, в целом способствуют обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.

В то же время необходимо подчеркнуть, что по оценкам российских ученых и практиков, в Российской Федерации административная и таможенная формализация по применению мер нетарифного регулирования представляет собой достаточно сложную систему, вызывающую необходимость использования посреднических услуг специалистов, например, таможенных представителей [11]. Такое положение не во всех случаях способствует укреплению экономического положения отдельных участников внешнеэкономической деятельности, и укреплению экономики страны соответственно.

В целом таможенное регулирование внешнеторговой деятельности Российской Федерации представляет собой сложную систему, функционирование которой должно быть основано на определенных принципах. Наличие и реализация принципов обеспечения экономической безопасности в таможенной сфере является залогом устойчивости и эффективности этой системы.

В качестве таких принципов можно предложить:

− принцип системности таможенного национального и межгосударственного таможенного регулирования в условиях существования ЕАЭС и единой таможенной территории;

− принцип защиты национальных экономических интересов России в условиях существования ЕАЭС и единой таможенной территории;

− принцип комплексного подхода к администрированию доходов от внешнеэкономической деятельности;

− принцип прозрачности механизма исчисления и уплаты таможенных платежей;

− принцип прозрачности, простоты и адекватности использования мер нетарифного регулирования.

Предложенные принципы обеспечения экономической безопасности в таможенной сфере в целом соответствуют принципам формирования законодательной базы, которым необходимо следовать при совершенствовании таможенной регламентации внешнеторговой деятельности Российской Федерации, сформулированные Ю. А. Максимовым [12].

Для наиболее эффективного обеспечения экономической безопасности в таможенной сфере необходимо не только совершенствовать таможенное регулирование внешнеторговой деятельности, но также совершенствовать государственное управление не только этой отраслью, но и всей экономикой страны. Только в результате применения комплексного подхода к административно-правовому регулированию экономических отношений экономика нашей страны может стать действительно защищенной.

Однако при современном уровне развития общественных отношений, имеющих преимущественно межотраслевой характер, ни одна сфера экономической деятельности государства не в состоянии обособленно успешно функционировать, в том числе внешнеэкономическая деятельность, сопряженная с таможенной сферой. Возможно только системное решение глобальной задачи по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.

Литература:

  1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.03.2019).
  2. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения): одобрена Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 (утратила силу) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 18, ст. 2117.
  3. Цыганов С. И. Понятие «экономическая безопасность» // Бизнес, менеджмент и право. 2008. № 1. С. 107.
  4. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации 13 мая 2017 года № 208 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20, ст. 2902.
  5. Мага А. А. Понятийно-категориальный аппарат экономической безопасности в современной науке // Вестник-экономист ЗабГУ (электронный научный журнал). 2014. № 8. URL: http://vseup.ru/static/articles/Maga_4.pdf (дата обращения: 12.03.2019).
  6. Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27093:-----------6--&catid=185:2011–05–15–14–11–59&Itemid=1830&Itemid=2099 (дата обращения: 12.03.2019).
  7. Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26111 (дата обращения: 12.03.2019).
  8. Официальный сайт ФТС России. URL: http://customsonline.ru/4181-vzimanie-tamozhennyh-platezhey-tamozhenno-tarifnoe-regulirovanie-vneshnetorgovoy-deyatelnosti-v-2016-godu.html (дата обращения: 12.03.2019).
  9. Кудреватых Н. С. Участие таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета Российской Федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. 2016. № 11 (48). URL: https://sibac.info/archive/economy/11(48).pdf (дата обращения: 12.03.2019).
  10. Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (c последующими изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 32, ст. 4470.
  11. Степанов Е. А., Булычева Ю. В. Таможенная политика в современной России // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. № 1. С. 249–260.
  12. Максимов Ю. А. Принципы формирования таможенной политики в сфере регулирования внешнеторговых отношений российской федерации как инструмента обеспечения экономической безопасности // Ленинградский юридический журнал. 2011. № 4. С. 63–65.
Основные термины (генерируются автоматически): экономическая безопасность, Российская Федерация, федеральный бюджет, национальная безопасность, таможенная сфера, нетарифное регулирование, таможенное регулирование, состояние экономики, внешнеэкономическая деятельность, внешнеторговая деятельность.


Похожие статьи

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования...

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация...

Обеспечение экономической безопасности во внешнеторговой...

В статье рассмотрена проблема обеспечения экономической безопасности во внешнеторговой сфере Российской Федерации

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы и риски экономической безопасности во внешнеторговой сфере...

Внешнеторговая политика России как фактор обеспечения...

экономическая безопасность, доходная часть, таможенное администрирование, федеральный бюджет РФ, Российская Федерация, внешнеторговая политика, внешнеэкономическая деятельность, таможенный контроль...

Инструменты нетарифного регулирования в рамках...

В Российской Федерации под нетарифным регулированием в таможенном деле

Оперативное регулирование дает возможность Правительству Российской Федерации

В настоящее время в Российской Федерации сформировалось четко определенное понятие...

Особенности механизма управления в единой системе...

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы и риски экономической безопасности во внешнеторговой сфере, таможенные...

Особенности обеспечения экономической безопасности страны...

При этом безопасность внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) представляет собой важное звено экономической безопасности государства, служащей

устранить или смягчить действие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного...

Пансков В. Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности

Основными методами регулирования ВТД принято считать таможенно-тарифное и нетарифное регулирование.

Правовое регулирование таможенно-тарифной системы

Таможенная система — это совокупность методов и приемов в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемых в рамках таможенной политики. Таможенно-тарифное регулирование является неотъемлемой частью таможенно-тарифной системы и...

Система индикаторов внешнеэкономической безопасности...

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, сальдо внешнеторгового баланса, национальная экономическая безопасность, регион

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы и риски экономической безопасности во внешнеторговой сфере.

Государственное регулирование внешнеэкономической...

Внешнеэкономические связи нуждаются в регулировании со стороны государства. В централизованной экономике внешнеэкономическая деятельность подвержена особо льгсткому воздействию и контролю государственных органов...

Похожие статьи

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования...

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация...

Обеспечение экономической безопасности во внешнеторговой...

В статье рассмотрена проблема обеспечения экономической безопасности во внешнеторговой сфере Российской Федерации

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы и риски экономической безопасности во внешнеторговой сфере...

Внешнеторговая политика России как фактор обеспечения...

экономическая безопасность, доходная часть, таможенное администрирование, федеральный бюджет РФ, Российская Федерация, внешнеторговая политика, внешнеэкономическая деятельность, таможенный контроль...

Инструменты нетарифного регулирования в рамках...

В Российской Федерации под нетарифным регулированием в таможенном деле

Оперативное регулирование дает возможность Правительству Российской Федерации

В настоящее время в Российской Федерации сформировалось четко определенное понятие...

Особенности механизма управления в единой системе...

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы и риски экономической безопасности во внешнеторговой сфере, таможенные...

Особенности обеспечения экономической безопасности страны...

При этом безопасность внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) представляет собой важное звено экономической безопасности государства, служащей

устранить или смягчить действие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного...

Пансков В. Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности

Основными методами регулирования ВТД принято считать таможенно-тарифное и нетарифное регулирование.

Правовое регулирование таможенно-тарифной системы

Таможенная система — это совокупность методов и приемов в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемых в рамках таможенной политики. Таможенно-тарифное регулирование является неотъемлемой частью таможенно-тарифной системы и...

Система индикаторов внешнеэкономической безопасности...

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, сальдо внешнеторгового баланса, национальная экономическая безопасность, регион

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы и риски экономической безопасности во внешнеторговой сфере.

Государственное регулирование внешнеэкономической...

Внешнеэкономические связи нуждаются в регулировании со стороны государства. В централизованной экономике внешнеэкономическая деятельность подвержена особо льгсткому воздействию и контролю государственных органов...

Задать вопрос