Формирование кадровой политики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 29.05.2019

Статья просмотрена: 2359 раз

Библиографическое описание:

Агафонова, В. А. Формирование кадровой политики / В. А. Агафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 485-487. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59566/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье будет рассмотрена актуальность кадровой политики в настоящее время. Актуальность данной темы вызвана необходимостью проводить эффективную кадровую политику с целью сохранения квалифицированного и грамотного персонала и недопущения найма некомпетентного персонала.

Сам термин «кадровая политика» имеет несколько толкований.

Во-первых, кадровая политика — это один из важнейших инструментов активного воздействия на процессы, происходящие в работе любого коллектива.

Во-вторых, кадровая политика — это система правил и норм, которые должны быть связаны со стратегией предприятия и направлены на работу с персоналом.

Главной целью кадровой политики является обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава персонала в соответствии с потребностями данного предприятия и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Многие современные авторы (Кибанов, Одегов, Базаров) сошлись во мнении о целесообразности разделения кадровой политики на виды в зависимости от целей предприятий в сфере управления персоналом [2, с. 14].

Рис. 1. Виды кадровой политики

Пассивная кадровая политика в основном сводится к ликвидации возможных негативных последствий критичных ситуаций на предприятии.

Реактивная кадровая политика занимается текучестью кадров, исследует конфликтные ситуации и их причины.

Превентивную кадровую политику целесообразно применять, когда в организации существуют детальные краткосрочные и среднесрочные прогнозы развития в сфере управления персоналом. На основе таких прогнозов вырабатываются направления деятельности и конкретные мероприятия, однако организация не имеет возможностей влияния на решение кадровых задач.

При активном типе кадровой политики главное — проводить грамотный анализ, учитывающий влияние всех факторов, и прогнозировать возможное изменение ситуации.

Рис. 2. Виды кадровой политики

Открытая кадровая политика применяется при агрессивных методах завоевания рынка.

При открытой кадровой политике процесс подбора персонала ориентируется на внешний рынок. Замещение вакантных должностей происходит на конкурсной основе. Данный вид кадровой политики целесообразно применять начинающим фирмам для отбора профессионально работающего персонала.

При закрытой кадровой политике разрабатываются долгосрочные кадровые цели, направленные на укрепление корпоративной культуры, сплоченности коллектива, мотивирование сотрудников на достижение целей, стоящих перед предприятием.

Закрытая кадровая политика ориентирована на замещение вакантных должностей на внутреннем рынке. [3, с. 20]

Кадровая политика представляет собой совокупность главных теоретических проблем и принципов, официальных требований и практических мер, определяющих основные направления и содержание работы с кадровым составом, ее формы и методы [1, с. 34].

Рис. 3 Цели и принципы кадровой политики

Задачи кадровой политики могут решаться по-разному, и выбор вариантов достаточно широк:

  1. Увольнять сотрудника или переводить его на низшую должность.
  2. Подготавливать сотрудника самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку.
  3. Наем сотрудника из внешних или внутренних резервов предприятия.

При формировании кадровой политики для всестороннего определения направления деятельности предприятия необходимо учитывать основные принципы отдельных направлений кадровой политики:

  1. Грамотное управление персоналом предприятия.
  2. Грамотный подбор и расстановка персонала.
  3. Формирование и подготовка резерва.
  4. Оценка и аттестация персонала.
  5. Мотивация и стимулирование персонала.

Формирование кадровой политики происходит в несколько этапов:

1-й этап — нормирование. Осуществляется формирование целей и задач, согласование принципов и целей работы с персоналом предприятия.

2-й этап — программирование. На данном этапе происходит разработка программ, путей достижения целей кадровой работы с учетом нынешних возможностей предприятия.

3-й этап — мониторинг. Разработка процедур и прогнозирование кадровой ситуации. Для предприятий, проводящих постоянный мониторинг персонала, существует множество отдельных кадровых программ (оценка и аттестация персонала, планирование карьеры, поддержание эффективного рабочего климата и т. д.) [4, с. 154].

Итак, кадровая политика является главной частью работы любого предприятия, сутью кадровой политики является работа с персоналом. Для достижения целей кадровой политики предполагается разработка процесса сохранения и развития персонала предприятия в соответствии с целями и задачами предприятия и профессиональными потребностями сотрудников.

Литература:

  1. Агафонова М. С. Межвозрастные различия в кадровой политике фирмы / М. С. Агафонова, А. В. Купцова // Современные наукоемкие технологии. — 2013. — № 10–1. — С. 136.
  2. Кибанов А. Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация : учеб. пособие / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. — М. : ИНФРА–М, 2005. — 301 с.
  3. Кибанов А. Я., Митрофанова Е. А., Эсаулова И. А. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала : учебно-практическое пособие / под ред. д. э. н., проф. А. Я. Кибанова. — М. : Проспект, 2012. — 64 с.
  4. Одегов Ю. Г. Кадровая политика и кадровое планирование : учебник для вузов. — М., 2014. — 675 с.
Основные термины (генерируются автоматически): кадровая политика, аттестация персонала, достижение целей, закрытая кадровая политика, открытая кадровая политика, персонал предприятия, предприятие, сфера управления.


Задать вопрос