Тьюторство в системе образования: опыт России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 26.05.2019

Статья просмотрена: 2590 раз

Библиографическое описание:

Веревкина, И. Н. Тьюторство в системе образования: опыт России / И. Н. Веревкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 492-493. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59599/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена истории становления профессии тьютора в системе Российского образования. Рассматривается становление тьюторской деятельности в системе российского образования. Выявляются характерные особенности и проблемы тьюторства в Российском образовании.

Ключевые слова: тьютор, образование, педагогика, личностный подход в образовании.

Профессия тьютора была официально введена в список должностей педагогических работников в России только в 2008 году [1, c. 6].

Однако корни профессии тьютора уходят в глубокую древность: тьюторство как форма педагогического сопровождения студентов возникла ещё в XII веке в старейших университетах Великобритании — Оксфорде и Кембридже [2, c. 119].

Вплоть до конца ХХ века в России профессии тьютора в России не было. Прообразом тьюторов можно считать «дядек» в Царскосельском лицее [3, c. 41].

Тьюторство как вид педагогической деятельности возникло в СССР только в 1990 г. и связано с именем Г. П. Щедровицкого [4]. Возникновение тьюторства как вида педагогической деятельности в СССР стало возможным только в результате реформирования системы образования.

Первая тьюторская площадка на базе среднего образования (общеобразовательной школы) была создана в городе Томске в школе «Эврика — развитие» [5, c. 171]. В городе Томске наиболее активно проходило оформление тьюторской практики в сфере образования. Помимо школы «Эврика– развитие», тьюторская практика также реализовывалась в других школах Томска– «Школе совместной деятельности» и «Школе гуманитарного образования» [5, c. 171].

Начиная с 1996 года в России ежегодно начинают проводиться конференции, посвящённые тьюторской проблематике, первая конференция была проведена в Томске [5, c. 172].

7 февраля 2007 г. на XI тьюторской конференции в Томске была учреждена Межрегиональная тьюторская ассоциация, которая объединила специалистов из 18 регионов России [5, c. 179]. Целью создания ассоциации являлось объединение различных групп, занимающихся тьюторским сопровождением образовательного процесса [4, с. 14].

В приказе министерства здравоохранения и социального развития № 761 от 26 августа 2010 г «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования”». Приведены должностные обязанности и требования к профессии тьютор. Основная обязанность тьютора– организация процесса индивидуальной работы с обучающимися и персональное сопровождение образовательного процесса [6]. Тьютором может стать человек с высшим педагогическим образованием и стажем работы не менее двух лет [6].

Начиная с конца 2000-х гг. в ряде российских ВУЗов начали открываться магистерские программы по подготовке тьюторов. Впервые магистерская программа «Тьюторство в сфере образования» была открыта в Московском городском университете. Руководитель программы– доктор педагогических наук, профессор, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации и первый директор Томской школы «Эврика– развитие» Т. М. Ковалева [7]. Также обучение профессии тьютора может проходить в формате профессиональной переподготовки (для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, либо получающих его на данный момент).

В связи с изменениями, произошедшими в стране и в мире в XXI веке, Россия нуждалась в обновлении системы образования, в связи с чем, в XXI веке произошла модернизация системы российского образования. Современному российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.

На сегодняшний день, главной целью образования является формирование творчески мыслящей личности обучающегося, способной к саморазвитию и самовыражению. Важное значение отводится формированию личностных универсальных учебных действий, которые помогают обучающемуся «понять себя» и «своё место в жизни», иными словами– обеспечивают определение ценностно — смысловой ориентации обучающихся.

В таких условиях фигура тьютора в образовательном процессе является просто необходимой. Тьютор помогает обучающемуся избрать собственную личностную и профессиональную траекторию.

В настоящее время большинство организаций среднего и высшего образования реализуют практики тьюторского сопровождения обучающихся. Однако, в единицах из них тьюторы имеют профессиональное образование в сфере тьюторства (диплом магистра или профессиональной переподготовки), а также работают только тьюторами. В большинстве образовательных организаций тьюторы совмещают работу тьютора с работой учителя/преподавателя/ специалиста по учебно–методической работе и т. п.

Модель тьюторства в системе образования России нуждается в дальнейшей модернизации. Необходимо повсеместное введение тьюторского сопровождения во всех образовательных организациях. Также необходимо, чтобы тьютором был не «внутренний совместитель» (например, учитель музыки), а специалист с образованием тьютора, который занимался бы исключительно тьюторским сопровождением обучающихся.

Литература:

  1. Профессия «Тьютор»/под ред. Т. М. Ковалевой. М., 2012. 246 с.
  2. Гедгафова Л. М. Опыт тьюторского обучения в университетах Оксфорда и Кембриджа// Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 1. С. 119–124
  3. Челнокова Е. А. Становление и развитие тьюторской деятельности в России// Magister Dixit. 2014. С. 39–48
  4. Серебровская Т. Б. Тюторство в контексте модернизации высшей школы// Вестник ОГУ. 2011. № 5. С. 13–18
  5. Ковалева Т. М. Оформление новой профессии тьютора в Российском образовании// Вопросы образования. 2011. 163–180.
  6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования” (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / URL: http://ivo.garant.ru/#/document/199499/paragraph/73:0 (Дата обращения: 22.05.2019)
  7. Тьюторство в сфере образования [Электронный ресурс] / URL: https://www.mgpu.ru/programs/magister/tyutorstvo-v-sfere-obrazovaniya/ (Дата обращения: 22.05.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): российское образование, Россия, Томск, образовательный процесс, педагогическая деятельность, профессиональная переподготовка, профессиональное образование, сопровождение обучающихся, СССР.


Ключевые слова

образование, педагогика, тьютор, личностный подход в образовании

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение обучающихся в системе...

Профессиональное развитие педагога в процессе консультационного сопровождения

В качестве задачных форм организации профессионального развития педагогов в нашем

(Учебно-методическая библиотека Мегапроекта «Развитие образования в России».

Модель повышения квалификации и профессиональной...

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего

непрерывное образование, профессиональная переподготовка, дополнительное профессиональное

Организация и сопровождение повышения квалификации преподавателей в области...

Пути решения проблем обучения взрослых...

дополнительное профессиональное образование, дополнительное образование, Россия, Российская Федерация, повышение

– обеспечение процесса профессиональной подготовки специалистов в области непрерывного образования в субъектах Российской Федерации в...

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного...

Объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс)

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. №

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое...

Актуальные проблемы профессиональной переподготовки...

Проведённый нами анализ различных источников показал, что в педагогической науке существуют две основные тенденции, которые определяют место профессиональной переподготовки в системе последипломного образования: - профессиональная...

Непрерывное профессиональное образование...

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст. 47 для педагогических работников предусмотрены права и социальные гарантии в части повышения квалификации, а именно...

Проблемы и перспективы развития виртуальной мобильности...

Основная цель высшего профессионального образования – подготовка

- развитие образования в условиях прогресса современных информационных технологий

Процесс информатизации Российского образования делится на несколько этапов: электронизация...

Организация и сопровождение повышения квалификации...

 необходимыми знаниями современных образовательных технологий профессионального образования (обучения предмету), включая технологии электронного и дистанционного обучения и возможности их применения в образовательном процессе

Система работы по организации сопровождения...

Внедрение в образовательный процесс системы работы по сопровождению профессионального самоопределения, несомненно, требует

Ведущая роль в осуществлении сопровождения профессионального самоопределения обучающихся принадлежит учителю...

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение обучающихся в системе...

Профессиональное развитие педагога в процессе консультационного сопровождения

В качестве задачных форм организации профессионального развития педагогов в нашем

(Учебно-методическая библиотека Мегапроекта «Развитие образования в России».

Модель повышения квалификации и профессиональной...

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего

непрерывное образование, профессиональная переподготовка, дополнительное профессиональное

Организация и сопровождение повышения квалификации преподавателей в области...

Пути решения проблем обучения взрослых...

дополнительное профессиональное образование, дополнительное образование, Россия, Российская Федерация, повышение

– обеспечение процесса профессиональной подготовки специалистов в области непрерывного образования в субъектах Российской Федерации в...

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного...

Объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс)

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. №

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое...

Актуальные проблемы профессиональной переподготовки...

Проведённый нами анализ различных источников показал, что в педагогической науке существуют две основные тенденции, которые определяют место профессиональной переподготовки в системе последипломного образования: - профессиональная...

Непрерывное профессиональное образование...

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст. 47 для педагогических работников предусмотрены права и социальные гарантии в части повышения квалификации, а именно...

Проблемы и перспективы развития виртуальной мобильности...

Основная цель высшего профессионального образования – подготовка

- развитие образования в условиях прогресса современных информационных технологий

Процесс информатизации Российского образования делится на несколько этапов: электронизация...

Организация и сопровождение повышения квалификации...

 необходимыми знаниями современных образовательных технологий профессионального образования (обучения предмету), включая технологии электронного и дистанционного обучения и возможности их применения в образовательном процессе

Система работы по организации сопровождения...

Внедрение в образовательный процесс системы работы по сопровождению профессионального самоопределения, несомненно, требует

Ведущая роль в осуществлении сопровождения профессионального самоопределения обучающихся принадлежит учителю...

Задать вопрос