Автор: Тыртый Светлана Анатольевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (5) май 2009 г.

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Тыртый С. А. Проблемы и перспективы развития виртуальной мобильности в контексте модернизации Российского образования // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 212-219.

Одним из основополагающих принципов создания европейского пространства высшего образования является обеспечение его качества. В условиях, когда работодатель ощущает потребность в высококвалифицированных специалистах, специалист, в свою очередь испытывает потребность в повышении профессиональной квалификации, что может способствовать росту его профессиональной мобильности. Современный специалист для успешной профессиональной деятельности должен обладать не просто набором знаний, но и обобщенными умениями, проявляющимися в области решения жизненных и профессиональных проблем, способностью к иноязычному общению, подготовкой в области информационных технологий и др.

В 2002 году был подписан приказ «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Необходимость модернизации современного российского образования была вызвана динамичным развитием экономики, ростом конкуренции, сокращением сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокими структурными изменениями в сфере занятости.

В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития.

Основная цель высшего профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Достижение этой цели возможно в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления будущего специалиста [5].

Новая образовательная парадигма должна отражать потребности человеческой цивилизации, которая будет формироваться в XXI веке. А система образования должна не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, развивать умения и навыки самообразования, самостоятельный и творческий подход к знаниям. Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Достижению нового качества высшего профессионального образования будут способствовать информатизация образования, оптимизация методов обучения, а также активное использование технологий открытого образования.

В контексте вхождения в единое европейское образовательное пространство в современном развитии российского образования необходимо учитывать ряд общих тенденций и задач мирового образовательного процесса. К ним относятся:

-      приоритетное развитие образования;

-      становление «образования на протяжении всей жизни»;

-      создание образовательных предпосылок для каждого человека для реализации им своих возможностей;

-      формирование «планетарного мышления» в целях сотрудничества в разрешении глобальных проблем;

-      повышение роли образования в расширении масштабов межкультурного взаимодействия, в формировании коммуникабельности и толерантности, в сохранении собственных корней в условиях глобализации культуры;

-      развитие образования в условиях прогресса современных информационных технологий;

-      приобретение компетентности, дающей возможность справляться с различными ситуациями, повышение профессиональной квалификации, переподготовка работников, рост их профессиональной мобильности.

Приоритетным направлением Болонского процесса является становление образования на протяжении всей жизни, залогом успеха которого являются умения использования информации в профессиональной деятельности и в повседневном межличностном общении для любого гражданина. В 2002 году в России появилась первая и до настоящего времени единственная официально зарегистрированная общественная организация, уставной целью которой является содействие реализации Программы в России - МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». В 2007 году Россия стала первой страной, в которой объединились флагманские программы ЮНЕСКО - «Информация для всех» и «Образование для всех». В рамках программ было разработано «Руководство по информационной грамотности для образования в течение все жизни», в котором отмечается, что информационные компетенции являются ключевым фактором и первым шагом на пути к достижению образовательных целей в этом образовании [6].

В отношении становления образования в течение всей жизни и развития виртуальной мобильности преподавателя залогом успеха станет развитие его информационных компетенций.

Развитие виртуальной мобильности имеет довольно серьезные перспективы, связанные с процессами модернизации и информатизации образования.

Процесс информатизации Российского образования делится на несколько этапов: электронизация (50-70-е гг. XX в.), компьютеризация (70-90 гг. XX в.), использование мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий

К важнейшим задачам информатизации образования относят [2]:

1.      повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

2.      применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

3.      интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

4.      адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5.      разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

6.      совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

7.      внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля;

8.      обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

9.      разработка информационных технологий дистанционного обучения.

Решение вышеперечисленных задач будет способствовать также развитию виртуальной мобильности педагога. Но особое внимание следует уделить в этой связи развитию дистанционного образования (ДО), к основным задачам которого в России можно отнести [4]:

1.               Создание специализированных информационно-образовательных курсов и сред ДО;

2.               Освоение сред дистанционного образования (СДО) путем изменения системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

3.               Создание распределенной системы информационных ресурсов учебного назначения, доступных по компьютерным телекоммуникациям и развитие системы электронных библиотек;

4.               Организация методической поддержки виртуальных преподавателей и разработчиков электронных курсов.

Рассмотрим подробнее пути решения этих задач.

1.      Создание специализированных информационно-образовательных курсов и СДО

Учебно-образовательные комплексы и среды дистанционного образования нового поколения должны удовлетворять следующим требованиям:

-     наличие возможности использования большого набора сценариев по каждой рассматриваемой теме;

-     осуществление достаточной информационной поддержки для широкой импровизации в ходе учебного процесса;

-     широкое использование в сетевом варианте комплексов мировых информационных ресурсов;

-     большая степень интерактивности;

-     новые формы коммуникации на базе социальных сервисов Веб 2.0.

На данный момент существует большое разнообразие платформ для дистанционного обучения, одна из них, пользующаяся большой популярностью в России и мире виртуальная образовательная среда MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Enviroment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Она обладает рядом преимуществ, среди которых можно отметить ее широкие педагогические возможности, а также простоту установки и использования, связанную с ее бесплатностью и небольшими системными требованиями, что является немаловажным для многих учебных заведений.

Использование СДО Moodle освобождает педагога от необходимости создания собственных программных средств, так как она обладает широчайшим спектром готовых учебных модулей и элементов, которые позволяют организовать творческую деятельность обучающихся, посредством коллективной работы, реализую концепцию социального конструкционизма. Эта среда ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения. Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем. Moodle ориентирована на коллаборативные технологии обучения - позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями.

Система дистанционного образования предполагает различного рода функции сопровождения для разных групп учащихся, используя лекции и семинары «лицом к лицу», видеолекции и видеоконференции, виртуальные семинары в режиме on-line, проведение компьютерных конференций. В этих условиях надо обеспечить преподавателям дальнейшее образование, чтобы они участвовали в развитии новых интерактивных материалов по образованию и организовывали свою преподавательскую деятельность в направлении большей сконцентрированности на обучаемого.

2.      Освоение сред дистанционного образования (СДО) путем изменения системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Реформа модернизации образования, связанная с реализацией принципов Болонского процесса, концепция которой четко отражена в формуле «доступность, качество, эффективность», предполагает изменение требований к будущему специалисту, что в свою очередь расширяет требования к преподавателю вуза, являющегося ключевой фигурой в формировании качеств личности будущего специалиста. В «Государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы» от 8 мая 2001 года указывается, что: «назначением образовательно-профессиональной программы является комплексная психолого-педагогическая, социально-экономическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на базе основной программы высшего профессионального образования».

Гарантией соответствия преподавателя вуза современным требованиям может служить не только повышение квалификации в системе переподготовки, которое традиционно являлось его обязанностью, но и его самообразование, переходящее в современной ситуации в разряд потребностей. Еще в 2005 году министр образования А.Фурсенко отмечал, что требования к преподавателям вырастут вне зависимости от того, объединятся ВУЗы в национальный университет или нет. С учетом характеристик современного динамично развивающегося общества необходимо стремиться к обеспечению опережающего характера подготовки преподавателя по отношению к подготовке обучаемых им будущих специалистов, которая, в свою очередь, требует опережения по отношению к развитию общества.

Таким образом, изменение требований к педагогу влечет изменения в российской системе повышения квалификации, которая имеет 140-летнюю историю своего развития и на сегодняшний день является востребованной как никогда ранее. На сегодняшний день происходит создание новых структурных подразделений, корректировка содержания и разработка новых учебных программ образовательной деятельности, организация деятельности методических служб, обеспечивающих на первичном уровне профессиональный рост и компетентность педагогов.

По мнению Никитина Э. М в системе повышения квалификации необходимы следующие изменения [8]:

-      Необходимо вернуться к одобренной Коллегией Минобразования РФ «Программе развития дополнительного профессионального образования в РФ на 2002—2005 годы» и перечню мероприятий по ее реализации, проанализировать исполнение этих документов и определиться по принятию конкретных мер для дальнейшего развития дополнительного профессионального образования на период до 2010 года.

-      Требует серьезного совершенствования законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая область постдипломного образования. В первую очередь — переработка типового положения об учреждениях повышения квалификации и переподготовки, а также об условиях и порядке повышения квалификации и переподготовки работников образования.

-      Необходим комплекс мер, направленных на развитие и укрепление учебно-материальной базы учреждений повышения квалификации и переподготовки работников образования. Повышение квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров финансируется недостаточно, не решены вопросы социальной защищенности профессорско-преподавательского состава учреждений дополнительного профессионального образования в части приравнивания их по оплате труда к ППС вузов.

-      Необходимо отрабатывать модели взаимодействия научных учреждений, вузов, институтов повышения квалификации и образовательных учреждений на сетевых принципах в режиме консалтинговых фирм (служб).

3.      Создание распределенной системы информационных ресурсов учебного назначения, доступных по компьютерным телекоммуникациям и развитие системы электронных библиотек.

На сегодняшний день функционируют различные образовательные порталы, облегчающие доступ к электронным учебным материалам, размещенным в сети Интернет. К базовым федеральным образовательным порталам относятся:

-     Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru/

-     Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru/

-     Портал информационной поддержки единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/

-     Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент." http://www.ecsocman.edu.ru/

-     Федеральный правовой портал "Юридическая Россия" http://www.law.edu.ru/

-     Социально-гуманитарное и политологическое образование http://www.humanities.edu.ru/

-     Инженерное образование http://www.techno.edu.ru/

-     Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://www.ict.edu.ru/

-     Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru/

Библиотеки различных учебных заведений переводят свои фонды в электронный вид, облегчающий доступ к образовательному ресурсу любого пользователя. Крупнейшим электронным ресурсом в Рунете, содержащим подробное описание учебной и методической литературы для дошкольного, школьного и начального профобразования, в том числе все учебники из федеральных перечней, мультимедийные учебные пособия, новинки издательств учебной литературы, а также базы данных учебных программ, издательств, книгораспространителей, является электронный каталог учебных изданий. Он постоянно пополняется. Актуальную версию каталога можно посмотреть в Интернете по адресу: http://www.ndce.ru/new/title.htm.

Важная информация по учебной литературе содержится также на сайте Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.fes.mto.ru/).

Ознакомиться с нормативной и законодательной базой, а также с передовым опытом применения ИКТ в образовании можно на следующих сайтах [1]:

-     Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное агентство по образованию - http://www.ed.gov.ru/

-     Международная ассоциация А.С. Макаренко - http://antonmakarenko.narod.ru/;

-     Институт общего среднего образования РАО http://www.ioso.iip.net/ -

-     сайт Международной Ассоциации «Развивающее обучение» - http://www.maro.newmail.ru/;

-     Лаборатория ТСО и медиаобразования ИОСО РАО - http://www.mediaeducation.ru/;

-     Некоммерческий проект Центра ОТСМ-ТРИЗ технологий, Минск, Беларусь -  http://www.trizminsk.org/index0.htm;

-     Фонд поддержки российского учительства  - http://www.fpru.org/;

-     сайт Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/;

-     Хранилище методических материалов Новгородского регионального центра развития образования -  http://method.novgorod.rcde.ru/;

-     Глобальный поиск книг -  http://www.bookler.ru/;

-     Электронный журнальный зал - http://parent.fio.ru/index.php?c=1468.

4.      Организация методической поддержки виртуальных преподавателей и разработчиков электронных курсов

Об актуальности данной проблемы мы говорили выше. Ее решению будут способствовать как специализированные консалтинговые группы, занимающиеся подготовкой и переподготовкой преподавателей в области применения ИКТ в образовании, так и сетевые педагогические сообщества, позволяющие обменяться опытом применения новых технологий, решить возникшие в связи с этим проблемы, обменяться электронными учебными материалами, принять участие в конкурсах на лучшую разработку и т.д. К таким сообществам относятся:

-     Сеть творческих учителей. www.it-n.ru

-     Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество http://www.schoolexpert.ru/

-     Всероссийская научно-практическая конференция, проходящая в августе, перед началом нового учебного года в он-лайн режиме на сайте http://pedsovet.alledu.ru

-     Фестиваль сетевых сообществ (http://pedsovet.org).

Сетевое объединение методистов Федерации Интернет-образования http://som.fio.ru

-     Педагогическая библиотека http://pedlib.ru

-     Интернет-государство учителей http://www.intergu.ru

-     Общенациональный образовательный проект с международным участием — http://letopisi.ru/

-     Русскоязычное сообщество создателей электронных курсов и преподавателей, работающих в системе Moodle http://moodle.org/course/view.php?id=25

-     Библиотека учебных курсов http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/

В 2005 году стартовал конкурс «Учитель - Учителю». Информацию о конкурсе можно посмотреть по адресу: http://www.prosv.ru/search/searched_doc.php?sid=372. Традицией стало проведение конкурса «Учитель года России». Сайт этого конкурса - http://teacher.org.ru/. Можно посмотреть информацию о конкурсах и фестивалях и на Федеральном портале «Российское образование» (http://www.edu.ru/), на сайтах педагогических СМИ, например на сайте журнала «Вопросы Интернет-образования» (http://vio.fio.ru/vio_site/default.htm).

Создаваемая таким образом база современных электронных ресурсов позволит не только повысить интерес студентов к изучаемым дисциплинам, но даст возможность и самим преподавателям сохранить те бесценные наработки, которые имеются в арсенале любого преподавателя и недоступны другим, а также будет способствовать развитию их виртуальной мобильности.

Таким образом, постепенное решение задач информатизации образования и развитие дистанционного образования будет в значительной мере способствовать развитию виртуальной мобильности педагога, а следовательно расширению единого информационного и образовательного пространства.

Общество практически изменило свое отношение к дистанционным и электронным методам обучения в лучшую сторону. Многие учебные заведения России в настоящее время в той или иной мере, в той или иной форме разрабатывают и применяют средства и методы дистанционного образования. В большинстве регионов России проводятся соответствующие конференции, семинары, выпускаются научно-практические журналы, публикуются статьи и монографии.

Однако, не смотря на ряд преимуществ виртуальной мобильности, (обеспечивающихся средствами современных Интернет-технологий, как то: отсутствие необходимости покидать семью, работу, менять привычную обстановку и пр.,) и перспектив развития существуют проблемы ее расширения и вызваны они не столько ограниченными техническими возможностями вузов, сколько:

-      неготовностью или нежеланием профессорско-преподавательского состава использовать современные технологии в учебном процессе;

-      фрагментарностью использования в учебном процессе вузов средств учебного назначения (электронные учебники, энциклопедии, словари, справочники, презентации и др.), несмотря на интенсивное развитие мультимедиа;

-      отсутствием или низким уровнем подготовки участника виртуальной образовательной деятельности и введения его в коммуникативное пространство в установочный очный период.

Общие вопросы формирования готовности специалистов к выполнению профессиональной деятельности рассматриваются в работах Г.А. Бокаревой, К.М. Дурай-Новаковской, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Е.Г. Скворцовой и др. Проблеме повышения эффективности профессиональной подготовки педагога посвящены исследования А.А. Вербицкого, Б.С. Гершунского, В.И. Загвязинского, В.Г. Максимова, М.М. Поташника, В.Г. Рындак, В.А. Сластенина, Н.М. Яковлевой и др. Проблема формирования у будущих учителей готовности к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности рассматривается в работах отечественных ученых Ю.С. Брановского, Я.А. Ваграменко, В.М. Заврыкина, В.А. Извозчикова, Э.И. Кузнецова, Ю.К. Кузнецова, И.А. Румянцева и др. Их исследования охватывают следующий спектр вопросов - использование информационных технологий в обучении (Е.П. Велихов, А.Л. Денисова, В.М. Монахов, В.Г. Разумовский, Л.Ю. Уваров и др.); - исследования влияния информационных технологий на содержание подготовки специалиста (А.П. Ершов, B.C. Леднев, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, А.Я. Савельев и др.);

Первые две проблемы - готовности педагога использования новых информационных технологий и его фрагментарностью были и пока остаются актуальными и связаны они с рядом объективных и субъективных причин:

-      нежелание переходить от традиционных методов обучения, обоснованное необходимостью прилагать дополнительные усилия;

-      опасение утратить авторитет у учащихся, демонстрируя низкий уровень владения информационно-коммуникационными технологиям, действуя по принципу «лучше никак, чем плохо»;

-      боязнь вытеснения компьютером личности педагога;

-      нехватка времени и специальных знаний для эффективного использования технологий в учебном процессе;

-      неспособность адекватно оценить предлагающиеся программные средства и технологии с точки зрения их качества и результативности в процессе обучения и пр.

Эти проблемы могут быть решены усилением мотивации преподавателя, как психологической, так и материальной, развитием его информационной культуры, которое предполагает создание у него определенного мировоззрения, владение им системой знаний, навыков и умений, помогающих осуществлять педагогическую деятельность с использованием информационных технологий. П. И. Образцов указывает, что в обучении с применением информационных делается акцент на учете трех групп мотивов учения: социальных, профессиональных, познавательных [9]. Как отмечают Ю.А. Назаренко, С.Л. Тимкин[7] исключительно материальная мотивация поверхностно-неглубока и неустойчива. Кроме того, она приводит к существенному искажению и подмене истинных целей деятельности преподавателя. Напротив, мотивируя повышением возможностей реализации творческого потенциала через доступность информации всегда и везде, повышение комфортности условий труда, увеличение благосостояния и автономности личности можно достичь определенных успехов.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что стимулирование мотивации педагога к использованию современных информационных технологий в образовательном процессе будет способствовать не только возможностям его профессиональной самореализации, но и как следствие развитию его виртуальной мобильности, которая в свою очередь будет содействовать его профессионально-личностному развитию.

Говоря о третьей причине, тормозящей развитие виртуальной мобильности (о которой упоминалось выше) - низком уровне подготовки участника виртуальной образовательной среды к работе в ней, необходимо отметить минимальные условия осуществления успешного процесса обучения в виртуальной среде:

-      Наличие доступа к телекоммуникационным ресурсам (как минимум к электронной почте).

-      Умение читать и писать на языке общения группы (т.е. владение тезаурусом группы). Кстати, выработка тезауруса является одной из форм образовательной групповой деятельности.

-      Умение излагать свои мысли письменно. Это относится не только к студентам, но и к преподавателям.

-      Знание персонального компьютера (например, IВМ-совместимого) на пользовательском уровне + умение работать с офисными приложениями (например, Word, Ехсе1), а также с популярными гипертекстовыми редакторами.

-      Владение навыками работы с электронной почтой (E-mail) в Интернет.

На помощь в решении этой проблемы приходят курсы повышения квалификации преподавателей, в ходе которых педагоги не только осваивают азы работы с компьютером, но и знакомятся с возможностями использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

В современных условиях регулярное повышение квалификации преподавателя может быть реализовано посредством виртуальной мобильности. Работа в виртуальной образовательной среде в роли обучаемого позволит преподавателю:

1.      узнать о существующих базах электронных образовательных ресурсов;

2.      самостоятельно формировать набор компетенций, необходимый в дальнейшей профессиональной деятельности;

3.      в процессе работы в среде дистанционного обучения осмысленно изучать и целенаправленно использовать средства ИКТ, что существенно повысит эффективность их изучения;

4.      познакомиться с различными технологиями дистанционного обучения и общения;

5.      познакомиться с возможными проблемами, неизменно возникающими при дистанционном обучении (психологического характера, методического и т.д.), что позволит преподавателю в дальнейшем свести их к минимуму при осуществлении собственной сетевой образовательной деятельности;

6.      научиться создавать собственные электронные курсы и контент к ним;

7.      объединяться в виртуальные сообщества с целью обмена опытом и образовательными ресурсами.

Термин «виртуальный» происходит от латинского слова «virtualis» и в словаре иностранных слов трактуется как «возможный; такой, который может или должен появиться при определённых условиях» [10]. Поэтому, говоря о проблемах развития виртуальной мобильности педагога, следует также обратить внимание на уровень развития информатизации его образовательного учреждения. На сегодня можно назвать три этапа формирования готовности к реализации виртуальной мобильности для отдельного учебного заведения:

1.      Обучение использованию компьютеров (начало создания компьютерных курсов, информационных служб, обучения профессорско-преподавательского состава информационным технологиям, формирования информационной культуры);

2.      Обучение использованию off-line сетей и web-технологий в учебном процессе (начало разработки образовательных технологий, обучение профессорско-преподавательского состава вуза не только в области компьютерной грамотности, но и в области использования современных мультимедиа технологий в профессиональной деятельности, создание сетевых служб, создание Интранет, начало использования Интернет);

3.      Обучение с использованием web-технологий (применение web-технологий для создания комплексных учебно-методических материалов: руководство по изучению курса; электронный мультимедийный интерактивный учебник; использование мировых информационных ресурсов при изучении курса, создание учебного программного обеспечения для использования студентами в режиме удаленного доступа. Использование Off-Line и On-Line технологий для: организации электронных конференций и семинаров, в том числе видеоконференций; организации НИР студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава; создания системы тестирования и тестов по каждому курсу для самотестирования и промежуточного контроля; создания и использования электронной системы управления учебным процессом; создания студентам условий для обучения (вне зависимости от места их нахождения и времени)[3].

Таким образом, современные экономические условия повлекли необходимость изменений во всей системе образования, успешность которых будет достигнута через изменения подготовки и переподготовки педагогов, реализуемые средствами системы повышения квалификации, развитием дистанционных технологий обучения и развитием виртуальной мобильности.

В свою очередь, для развития виртуальной мобильности преподавателя высшей школы существует ряд условий, в числе которых владение информационно-коммуникационными технологиями, стремление к профессиональному росту, стремление и умение самостоятельно конструировать собственные знания. Движущей силой формирования готовности преподавателя к осуществлению дистантной образовательной деятельности в качестве сетевого преподавателя будет являться его образовательная деятельность в качестве обучаемого в виртуальной среде. Что позволит реализовать потребность профессионального и личностного роста, давая возможность самостоятельно конструировать собственные знания, добирая необходимые компетенции посредством обучения в виртуальной среде, влекущего за собой осознанную необходимость использования ИКТ.

Литература

1.      Анохин С. Интернет для педагогов. [Текст] //«Учитель» – 2006 – №1, С.71-76

2.      Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского образования [Текст] // Системы и средства информатики: Информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества /Отв. ред. И.А. Мизин. Вып. 8. - М.: Наука, Физматлит, 1996., С. 27-38.

3.      Гребнев Л.С. Общество, учебные заведения, академические свободы (образование в России: грань тысячелетий). [Электронный ресурс]. Учебные заведения: от выживания к развитию? Санкт-Петербургский государственный университет. Учебно-методическое управление http://edc.pu.ru/bpub/4.rtf

4.      Информационные технологии в научной деятельности (курс для аспирантов, соискателей и молодых ученых) [Электронный ресурс]. / составители Богатырева Ю.И., Косарев П.А.; - ТГПУ им. Толстого, http://www.tspu.tula.ru/res/informat/aosit/index.htm

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. [Электронный ресурс] Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html

6.      Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни [Текст]. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006. - 45 с.

7.      Назаренко Ю.А., Тимкин С.Л. Мотивация преподавателя вуза к использованию дистанционных образовательных технологий Материалы XIII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2006». http://tm.ifmo.ru/tm2006/src/050d.pdf

8.      Никитин Э.А. Реформа российского образования и повышение квалификации педагогов [Текст] / Сибирский учитель – Научно-методический журнал Выпуск №1(41), Январь-февраль 2006 ISSN 1817-6488

9.      Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / Орл. гос. тех. ун-т. - Орел, 2000. - 145 с.: схем. - Библиогр.: с. 137-145.

10.  Словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1990. - С. 106

Основные термины (генерируются автоматически): информационных технологий, виртуальной мобильности, профессионального образования, повышения квалификации, профессиональной деятельности, российского образования, дистанционного образования, дополнительного профессионального образования, информатизации образования, современных информационных технологий, модернизации российского образования, высшего профессионального образования, информационных технологий обучения, профессиональной мобильности, развития виртуальной мобильности, переподготовки работников образования, Российского образования, новых информационных технологий, виртуальной образовательной, профессиональной квалификации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос