Проведение занятий по легкой атлетике в условиях вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 24.05.2019

Статья просмотрена: 1458 раз

Библиографическое описание:

Джалилов, Б. Р. Проведение занятий по легкой атлетике в условиях вуза / Б. Р. Джалилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 538-539. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59470/ (дата обращения: 27.04.2024).



Данная статья о коррекции методики подготовки студентов, занимающихся легкой атлетикой, а в частности бегом на длинные дистанции.

Ключевые слова: силовая подготовка, эксперимент, сердечно-сосудистая система, опорно-двигательный аппарат.

This article is about the correction of methods of preparing students Involved in athletics and, in particular, long-distance raise.

Keywords: strength training, experiment, cardiovascular system, musculoskeletal system.

Одной из важнейших задач современного образования является воспитание здорового человека, всесторонне развитой личности. Одним важнейших условий решения этой задачи является развитие студенческого спорта. Эту сферу социальной деятельности можно разделить на три важнейших направления. Во-первых, студенческий спорт — это источник для спорта высших достижений, во-вторых, он является способом продвижения культуры спорта в массы, а в-третьих, это также способ продвижения основ здорового образа жизни среди студенческой молодежи.

Немаловажна роль студенческого спорта и в подготовке легкоатлетов. Внимание к повышению достижений массового спорта борьба с недостатками в обучении легкоатлетов на данном этапе, этапе студенчества, а особенно бегунов на длинные дистанции может дать большие результаты для спорта высоких достижений.

Проанализировав теорию и практику вузовской физической подготовки, мы пришли к выводу, что обучение бегунов-стайеров не уделяется должного внимания. Основные методические разработки рассчитаны на спортсменов-юниоров и на атлетов, имеющих спортивные разряды. То есть упущено среднее звено, подготовка спортсменов, обучающихся в высших учебных заведениях, не имеющих базовой обще спортивной специальной подготовки.

Очень часто в университетской программе тренировки по легкой атлетике разрабатываются с ориентировкой на возрастные особенности студентов без учета индивидуальных особенностей. Это становится причиной перегрузок вследствие специальной подготовки к соревновательной деятельности. Это является и фактором риска для здоровья обучающегося.

Если студент имеет уже специальную подготовку, он обучался в специализированной спортивной школе, и имеет опыт стайерского бега, то этот риск минимален, так как есть опыт общефизической подготовки. Причем данные методики должны быть рассчитаны на круглогодичный курс и адаптированы к условиям вуза.

С целью разработки подобной методики мы провели предварительный эксперимент на базе Алмалыкского филиала НИТУ «МИСиС».

Исследование проводилось с привлечением студентов нашего вуза в качестве испытуемых. Всего было обследовано 50 человек. Среди них 25 юношей и 25 девушек в возрастной группе 19–23 года. В качестве индикаторов принимались количественные показатели выполнения упражнений на выносливость, а также бег на дистанции 3000 м, 5000 м.

В ходе эксперимента делались замеры биометрических показателей:

– сердечно-сосудистая система — пульс в покое и пульс при физической нагрузке, артериальное давление в покое и после выполнения упражнения, и в процессе выполнения упражнения;

– дыхательная система — частота дыхания до выполнения упражнения и в процессе выполнения упражнения.

Испытуемые были поделены на группы, одна из групп была контрольной. В ней тренировались по традиционной методикам, используемым в программе обучения вузов, с ориентацией на возрастные характеристики без учета индивидуальных особенностей.

Для экспериментальной группы была разработана специализированная методика. Ее особенность заключается в том, что она индивидуально ориентирована, и основана на снижении объема беговых упражнений. В занятия вводятся дополнительные силовые упражнения.

В экспериментальной группе также применялись упражнения в статодинамическом режиме. Это делалось для снижения нагрузки на опорно-двигательный аппарат и оптимизации мышечной выносливости с определенной локализацией.

Эксперимент длился в течение одного семестра и показал положительные результаты. В экспериментальной группе у подавляющего большинства испытуемых измеряемые индикаторы физического развития и состояния систем организма показали положительную динамику. Также результаты показали, что улучшились индикаторы восстановления организма спортсменов после больших физических нагрузок. Это говорит об улучшении и адаптационных способностей организма.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что новая методика легкоатлетической подготовки более щадящим образом воздействует на организм молодых спортсменов, не имеющих специальных спортивных навыков, не вредит их здоровью, в то же время положительно сказывается на их физической форме и спортивных показателях.

Если в процессе беговой подготовки использовать преимущественно бег в аэробном режиме, то это улучшает показатели работы сердечно-сосудистой системы, а применение упражнений на силовую работу позволяет повысить показатели общефизической подготовки, а также выносливости, что очень важно в стайерском беге.

Результаты эксперимента позволяют судить о том, что у студентов экспериментальной группы темпы роста спортивных результатов были объективно значительно выше, чем в контрольной.

Таким образом, мы полагаем, что в вузовской программе спортивная подготовка начинающих спортсменов на основе легкой атлетики должна быть подчинена требованиям спортивного совершенствования. Новая скорректированная методика зарекомендовала себя. Она позволяет решать важнейшие задачи: укреплять здоровье спортсменов, создавая основу для достижения дальнейших спортивных результатов. Данная методика позволяет избежать травмирующих факторов, а также физического перенапряжения юных спортсменов, не имеющих еще базовой общефизической подготовки.

Литература:

  1. Максимов А. С. РФ: система комплексного контроля бегунов на средние дистанции / А. С. Максимов. — Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 5. — 33–34 с.
  2. Мартыненко В. С. РФ: оптимальная величина физических нагрузок, направленных на развитие аэробной выносливости студентов 17–20 лет // Ученые записки университета Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 6 (76) — 2011–40 имени П. Ф. Лесгафта. — 2008. — № 1 (35). — 65–68 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, легкая атлетика, сердечно-сосудистая система, студенческий спорт, выполнение упражнения, общефизическая подготовка, опорно-двигательный аппарат, процесс выполнения упражнения, специальная подготовка, стайерский бег.


Похожие статьи

Легкая атлетика в системе физического воспитания

Ключевые слова: спорт, бег, ходьба, быстрота, кросс, прыжки, сила, сердца. Keywords: sports, running, go, speed, cross, jumping, power, heart. Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения бег, прыжки, метания.

Самостоятельная физическая подготовка курсантов

Если физические упражнения направлены в основном на совершенствование двигательных навыков и развитие физических качеств, то они имеют

Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния до необходимого уровня (100...

Особенности организации занятий студентов, входящих...

Сердечно-сосудистые заболевания. Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, в исходном положении...

Особенности проведения занятий по физической культуре со...

Заболевания сердечно-сосудистой системы в настоящее время являются основной

В процессе занятий физической культурой необходимо строго дозировать физические

Любое заболевание сердечно-сосудистой системы ведёт к выраженному снижению функций...

Рекомендации по организации самостоятельных занятий...

Снижение двигательной активности в сочетании с нарушением режима питания и

Регулярные занятия физическими упражнениями, особенно в сочетании с дыхательной гимнастикой

Для студентов практически здоровых, но не занимавшихся ранее спортом, целью занятий будет...

Легкая атлетика — спортивно-педагогическая дисциплина...

Легкая атлетика является самым доступным для населения средством и методом

Подготовка высококвалифицированных спортсменов. Ходьба, бег, прыжки и метания

Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения...

Формирование физической культуры студентов | Статья в журнале...

Широко используются упражнения основной гимнастики, легкой атлетики, спортивных и

Регулярное выполнение упражнений для профилактики близорукости и коррекции осанки

курс, физическая культура, физическое воспитание, физическое здоровье, студент, спорт...

Использование тренажеров в лечебной физической культуре для...

Вводный раздел предусматривает подготовку к выполнению специальных упражнений, постепенно включает в нагрузку.

В основном разделе занятия решают задачи лечения и реабилитации и применяют специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими.

Методика обучения прыжкам в длину | Статья в журнале...

Специальные упражнения применяются для развития необходимых двигательных качеств

Специальные упражнения состоят с одного или нескольких элементов основного

Легкая атлетика в системе физического воспитания. Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий...

Похожие статьи

Легкая атлетика в системе физического воспитания

Ключевые слова: спорт, бег, ходьба, быстрота, кросс, прыжки, сила, сердца. Keywords: sports, running, go, speed, cross, jumping, power, heart. Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения бег, прыжки, метания.

Самостоятельная физическая подготовка курсантов

Если физические упражнения направлены в основном на совершенствование двигательных навыков и развитие физических качеств, то они имеют

Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния до необходимого уровня (100...

Особенности организации занятий студентов, входящих...

Сердечно-сосудистые заболевания. Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, в исходном положении...

Особенности проведения занятий по физической культуре со...

Заболевания сердечно-сосудистой системы в настоящее время являются основной

В процессе занятий физической культурой необходимо строго дозировать физические

Любое заболевание сердечно-сосудистой системы ведёт к выраженному снижению функций...

Рекомендации по организации самостоятельных занятий...

Снижение двигательной активности в сочетании с нарушением режима питания и

Регулярные занятия физическими упражнениями, особенно в сочетании с дыхательной гимнастикой

Для студентов практически здоровых, но не занимавшихся ранее спортом, целью занятий будет...

Легкая атлетика — спортивно-педагогическая дисциплина...

Легкая атлетика является самым доступным для населения средством и методом

Подготовка высококвалифицированных спортсменов. Ходьба, бег, прыжки и метания

Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения...

Формирование физической культуры студентов | Статья в журнале...

Широко используются упражнения основной гимнастики, легкой атлетики, спортивных и

Регулярное выполнение упражнений для профилактики близорукости и коррекции осанки

курс, физическая культура, физическое воспитание, физическое здоровье, студент, спорт...

Использование тренажеров в лечебной физической культуре для...

Вводный раздел предусматривает подготовку к выполнению специальных упражнений, постепенно включает в нагрузку.

В основном разделе занятия решают задачи лечения и реабилитации и применяют специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими.

Методика обучения прыжкам в длину | Статья в журнале...

Специальные упражнения применяются для развития необходимых двигательных качеств

Специальные упражнения состоят с одного или нескольких элементов основного

Легкая атлетика в системе физического воспитания. Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий...

Задать вопрос