Библиографическое описание:

Раджапов У. Р., Зайниддинов Т. Б., Рахимов А. У. Методика обучения прыжкам в длину // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 697-701. — URL https://moluch.ru/archive/111/27336/ (дата обращения: 15.12.2017).



Легкоатлетические прыжки являются одними из наиболее популярных видов в легкой атлетике. Разнообразность прыжковых упражнений и большая возможность варьировать нагрузку позволяет успешно использовать их в занятиях с людьми разного возраста и пола. Простота и естественность прыжков определила широкое включение их в программы физического воспитания школьников и молодежи, в планы тренировок многих видов спорта. Прыжок — это способ преодоления расстояния с помощью акцентированной фазы полета. Это одноактное упражнение, в котором нет повторяемых фаз. Характерной его особенностью ярко выражена фаза полета. Форма препятствия определяет траекторию полета прыгуна: при прыжке в длину — траектория имеет форму пологой баллистической кривой. При выполнении спортивного прыжка в длину человек стремится показать наилучший результат, то есть прыгнуть возможно дальше. Легкоатлетические прыжки отличаются асимметричностью в работе мышц правой и левой половин тела, потому у прыгунов толчковая нога сильнее маховой. В античном мире на древнегреческих олимпийских играх с XVIII Олимпиады в 708 г. до нашей эры начали проводить пятиборье (пентатлон), в состав которого входили прыжки. Как выполнялись эти прыжки, неизвестно. Наиболее вероятной версией является то, что это были многоразовые (пятикратные) прыжки с гантелями в руках. И все-таки считается, что они были прообразом современных прыжков в длину. При прыжке в длину греки пользовались гантелями, которые изготавливались из камня и весили 1–5 кг. Результат зависел от того, насколько удачно прыгун выполнял разбег и мах гантелями. Разбег у прыгунов был коротким. Отталкиваясь, атлет выносил гантели вперед так, что в середине полета руки и ноги были почти параллельны. Перед приземлением он делал мах руками назад — это помогало выбросить дальше ноги, а выходит, и увеличить длину прыжка. С этого момента, во всех учебниках по легкой атлетике за рубежом представлены разделы по обучению каждому из способов. При этом, как релаксация принципа «от простого к сложному», во всех заданиях представлена последовательность: «согнув ноги» — «прогнувшись» — «ножницы». Значительно больше времени в общем часовом лимите уделяется спринтерской подготовке, как основному средству тренировки прыгуна в длину. Повышается общее количество прыжков в длину. При этом прыжки применяются уже не только с целью технического совершенствования, но и как основное средство развития двигательных качеств. Это, конечно, не могло не привести к определенному застою в росте достижений. Известно, что мировой рекорд Оуенса 8,13 м продержался 26 лет и был побит не в результате каких-либо усовершенствований в технике, а в результате значительного изменения методики тренировки. В первую очередь это относится к существенной переориентации тренировки прыгунов в длину за счет значительного увеличения объемов и расширения арсенала средств силовой подготовки. Средства спортивной тренировки прыгунов в длину можно разделить на три группы физических упражнений: основные, специальные и общеразвивающие. Основные упражнения охватывают прыжки в длину, включая разные условия их выполнения:

  1. Специальные упражнения применяются для развития необходимых двигательных качеств прыгуна, для овладения техникой движений и ее совершенствования.
  2. Общеразвивающие упражнения используются для общего, разностороннего, специфического для прыгунов в длину физического развития. Для каждого физического упражнения характерны исходное положение, направление и скорость перемещения частей тела, амплитуда движения, последовательность и сила напряжения работающих мышц, число и темп повторений, общая длительность выполнения упражнений. Эти факторы дают возможность четко представить, какие основные мышечные группы принимают участие в данном упражнении, а также судить о характере их работы.

При выполнении сопутствующих или подводящих упражнений стоит обращать внимание на широкую амплитуду и свободу движений, поддерживать правильную осанку в соединении с глубоким, естественным и ритмичным дыханием. Энергичный, живой, веселый характер выполнения каждого упражнения с числом повторений и подходов к чувству усталости в мышцах, а также ежедневным внесением разнообразности в комплекс по 8–10 упражнений сделает наибольшую пользу в этом всестороннем развитии.

Специальные упражнения состоят с одного или нескольких элементов основного упражнения. Это позволяет повторять их большое число раз в разных условиях: облегченных, стандартных и усложненных, а также собирательно влиять на определенные группы мышц и развивать в большей степени одно из необходимых прыгуну качеств. Выполнение специальных упражнений требует к себе особого внимания и контроля со стороны тренера и спортсмена как за формой, так и по содержанию — технике и ритму выполнения. Чем больше подобие между специальным и основным упражнением-прыжком, тем легче переносятся и полнее используются новые приобретенные навыки и качества, тем быстрее рост спортивных результатов. Специальные упражнения целесообразно выполнять в определенном ритмичном рисунке (в соответствии с основным упражнением), с точными акцентами в напряжении и расслаблении мышц.

Для сохранения наибольшего тренировочного эффекта стоит вносить разнообразность в условия и обстановку занятий: сменять место тренировки и последовательность упражнений, число повторений и величину обременений, а также варьировать подбор специальных упражнений. Для каждого основного упражнения характерны четкая нервно-мышечная координация и вегетативная основа. Только на данной конкретной основе оказывается «специализация» двигательных качеств каждого прыгуна и их достаточно суровое определенное соотношение. В этом заключается причина единства двигательных навыков и качеств. Нарушения необходимого соотношения в развитии физических качеств негативно отражаются на технике и качестве выполнения основного упражнения — прыжка в длину. Стоит постоянно помнить, что смена скорости движений при выполнении основного упражнения значительно обновляет его содержание и вносит новое в ощущение спортсмена.

Развитие необходимых качеств прыгуна: силы, скорости, выносливости, гибкости, ловкости и координации движений, а следовательно и совершенствования функциональных возможностей центральной нервной системы, аппарата дыхания, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата достигаются только многоразовым повторением физических упражнений. Длительность отдыха в несколько раз превышает длительность выполнения упражнений на тренировочных занятиях. В период отдыха возобновляются те функции организма, которые сменялись в результате выполнения упражнений. Важно не забывать, что влияние упражнений на организм не ограничивается только периодом их выполнения, временами тренировка, а продолжается и после ее окончания. В этой связи качество отдыха, периода возобновления с использованием гигиенических и естественных факторов играет существенную роль в повышении эффективности спортивной тренировки прыгунов. Классификация тренировочных нагрузок прыгунов в длину (таблица 1) разработана на основе учета, направленности, величины и координационной сложности тренировочных нагрузок и выходит с биоэнергетических механизмов энергообеспечение мускульной деятельности (Н. И. Волков, 1974; М. А. Годик, 1980).

Величина нагрузки характеризуется степенью влияния упражнения на организм спортсмена и зависит от объема и интенсивности. В прыжках в длину интенсивность оценивается в % отношении от максимальных величин. Она подразделяется на максимальную (100–96 %), субмаксимальную (95–90 %), большую (89–81 %), умеренную (80 % и меньше). Направленность нагрузки допускает распределение упражнений по группам в зависимости от степени их влияния на развитие тех или других двигательных качеств с учетом специфики энергообеспечения работы разной мощности и длительности. Упражнения на преодоление внешних сопротивлений, которые постепенно увеличиваются, вызывают соответствующие мускульные напряжения и развивают силовые качества. Рост числа повторений упражнений, увеличения длительности и повышения интенсивности их выполнения развивает общую и специальную выносливость. Чем большее число мышц берут участие в движении, тем более совершенствуется общая выносливость, и наоборот: чем меньшее число мышц работает, тем более локальная выносливость данных групп мышц.

Упражнения при участии значительного числа мускульных групп и быстрой сменой условий и последовательности их напряжений способствуют согласованности в работе мышц, улучшают координацию и ловкость в движениях.

Таблица 1

Классификация тренировочных нагрузок высококвалифицированных прыгунов вдлину сразбега

Тренировочные дни изанятия

Количество тренировочных дней

Количество тренировочных занятий

Специальная техническая подготовка

Прыжки с полного разбега, (разы)

Прыжки с среднего разбега (10–14 беговых шагов), (разы)

Прыжки с укороченного разбега (до 8 беговых шагов), (разы)

Беговая подготовка

Спринтерский бег на отрезках до 80 м, км в зоне 96–100 % личного результата

Спринтерский бег на отрезках до 80 м, км в зоне 90–95 % личного результата

Спринтерский бег на отрезках более 80 м, км в зоне 90–100 % личного результата

Спринтерский бег на отрезках более 80 м, км в зоне 80–89 % личного результата

Беговые упражнения, км

Силовая подготовка

Силовая работа, направленная на развитие максимальной силы в зоне 80–100 % от личного результата

Силовая работа, направленная на развитие взрывной силы (до 5–6 повторений в серии на время)

Специальные силовые упражнения

Прыжковая подготовка

Гормональные прыжки (скачки, прыжки с ноги на ногу, связки), количество отталкиваний: до 10 отталкиваний (на время или результат)

Гормональные прыжки (скачки, прыжки с ноги на ногу, связки), количество отталкиваний: более 10 отталкиваний

Вертикальные прыжки, которые выполняются с максимальными усилиями (количество отталкиваний): прыжки через барьеры

При совершенствовании техники движений используются методы выполнения упражнений вразнобой и в целом, с объяснением, анализом и самоанализом, показом, демонстрацией и самостоятельными заданиями прыгунам. При развитии и совершенствовании как физических качеств, так и двигательных навыков применяется как основной повторный метод, а также «до отказа», переменный, интервальный, коловий (прерывные методы) и беспрестанный метод — равномерней (развитие общей выносливости). При развитии специальной выносливости по перериваному (повторному) методу необходимо учитывать следующие пять компонентов:

 длительность выполнения;

 интенсивность выполнения (длина отрезка в беге и время пробега);

 длительность интервалов отдыха;

 форма отдыха (пассивный — сидя, активный — ходьба, бег рысцой);

 число повторений.

В скоростно-силовой подготовке прыгунов в длину широко применяются методы динамических усилий, которые вызывают максимально быстрое проявление силы, и методы максимальных усилий при выполнении упражнений с обременением. Самоконтроль времени на отрезках и у разбега, а также длины шагов и разбега, результатов прыжков, запоминания мускульных ощущений и сопоставления их с объективными показателями (в с, см) и с оценкой тренера необходимые не только для создания представления о рациональной технике, но главным образом для понимания, овладения чувством движения и управления своими движениями на разных скоростях. Глубокое знание и творческое использование тренером методов выполнения разнообразных средств подготовки поможет значительно ускорить процесс совершенствования в прыжках.

Литература:

  1. Бобровник В. И. Совершенствование системы спортивной подготовки легкоатлетов-прыгунов. // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — Харьков: ХДАДМ, 2003. — № 3. — с. 103–114.
  2. Бобровник В. И. Факторная структура специальной подготовленности прыгунов в длину высокой квалификации // Теория и методика физического воспитания и спорта. — 2004. — № 1. — с. 51–56.
  3. Бондарчук А. П. Перенос тренированности в легкоатлетическом спорте. — К., 1999. — 332 с.
  4. Креер В. А., Попов В. Б. Легкоатлетические прыжки. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 186 с.
  5. Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под редакцией Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 671 с.
  6. Попов В. Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. — М.: Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2001. — 150 с.
  7. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. — К.: Олимпийская литература, 2004. — 808 с.
  8. Колот А. В. Лекция «Методика тренировки в пр. В длину» 2006. Киев. 20 с.
Основные термины (генерируются автоматически): выполнения упражнений, двигательных качеств, длительность выполнения упражнений, основного упражнения, тренировки прыгунов, Легкоатлетические прыжки, физических упражнений, Специальные упражнения, спортивной тренировки прыгунов, специальных упражнений, тренировочных нагрузок, Классификация тренировочных нагрузок, результате выполнения упражнений, длину физического развития, методы выполнения упражнений, длину прыжка, длину греки, физического воспитания, упражнения характерны, Разнообразность прыжковых упражнений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос