Особенности проведения занятий по физической культуре со студентами, имеющими сердечно-сосудистые заболевания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 02.04.2017

Статья просмотрена: 7403 раза

Библиографическое описание:

Михайлова, С. Н. Особенности проведения занятий по физической культуре со студентами, имеющими сердечно-сосудистые заболевания / С. Н. Михайлова, М. С. Карлыбаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 639-641. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41349/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье рассмотрены вопросы специфики проведения занятий по физической культуре со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Ключевые слова:студенты, физическая культура, заболевания, сердечно-сосудистая система, самоконтроль

Заболевания сердечно-сосудистой системы в настоящее время являются основной причиной смертности и инвалидности населения экономически развитых стран. С каждым годом частота и тяжесть этих болезней неуклонно возрастают, все чаще заболевания сердца и сосудов встречаются в молодом, творчески активном возрасте.

К наиболее распространенным сердечно-сосудистым заболеваниям среди студентов относятся врождённые и приобретённые пороки сердца, миокардиты, ревматические поражения сердца, вегето-сосудистая дистония, гипертоническая и гипотоническая болезни, варикозное расширение вен [1], [2], [3].

Возникновению сердечно-сосудистых заболеваний способствуют нервные перегрузки, пониженная физическая активность (гиподинамия), вредные привычки (алкоголь, курение и т. д.), лишний вес. Основными симптомами заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССС) являются боли в сердце, одышка, тахикардия, аритмия.

Пороки сердца (врождённые, приобретённые) проявляются в виде недостаточности клапанов, когда они не полностью закрываются, либо в сужении, когда они не могут полностью раскрыться. При компенсированных пороках сердца занятия физическими упражнениями разрешены.

Инфекционно-аллергические миокардиты возникают в качестве осложнений после острых инфекционных заболеваний, в частности респираторных. При этом происходят воспалительные изменения тканей сердца. После устранения основного первичного заболевания (тонзиллит, гайморит) в раннем периоде его развития все признаки поражения миокарда исчезают, и функциональное состояние сердца восстанавливается.

В процессе занятий физической культурой необходимо строго дозировать физические упражнения в соответствии с функциональными возможностями студентов. Активный двигательный режим в том объёме, который допускают резервные способности сердечной мышцы, вместе с использованием закаливающих воздействий обеспечивают повышение сопротивляемости организма. Это благоприятно влияет не только на течение инфекционно-аллергического процесса в сердце, ослабляя воспалительные изменения ткани миокарда, но и в определённой степени снижает активность первичного патологического очага.

Ревматические поражения сердца представляют собой инфекционно-аллергическое заболевание, поражающее, как правило, растущий организм. Заболеванию ревматизмом часто предшествует ангина или другие заболевания верхних дыхательных путей. Последствия этого заболевания нередко приводят к инвалидности, поэтому ревматизм и мероприятия, направленные на его профилактику, заслуживают самого серьёзного внимания.

Важнейшее значение в первичной (до первой ревматической атаки) профилактике ревматизма имеют: закаливание, систематические занятия физическими упражнениями, правильный, гигиенически обоснованный режим с использованием активного отдыха. При этом необходимо строго контролировать объём и интенсивность физических нагрузок.

Вегето-сосудистая дистония возникает в результате нарушений нервной регуляции сосудистого тонуса. Синдром вегето-сосудистой дистонии возникает вторично при ряде других заболеваний и нарушений и характеризуется обычно только повышением систолического артериального давления. Повышением систолического артериального давления для студентов считают уровень, превышающий 130 мм рт.ст., для диастолического аналогичные показатели находятся выше 80 мм рт.ст.

В ряде случаев у студентов, перенесших повторные инфекционные заболевания, в результате нарушения регуляции сосудистого тонуса развиваются гипотонические состояния. Со временем большая часть их переходит в гипертонический вариант.

При организации рационального двигательного режима для студентов с вегето-сосудистой дистонией необходимо иметь в виду, что это заболевание возникает, как правило, у физически нетренированных лиц. Занятия физическими упражнениями и закаливающие процедуры ослабляют как этиологические факторы и предпосылки, так и развитие самого заболевания.

Любое заболевание сердечно-сосудистой системы ведёт к выраженному снижению функций кровообращения. Регулярная физическая активность улучшает обмен веществ, кровоснабжение и питание сердечной мышцы. Кроме того, физические упражнения благотворно влияют на всю систему кровообращения, на состояние центральной нервной системы, двигательный аппарат, органы дыхания и внутренней секреции. Эффективность занятий зависит от правильности составления программы физической активности. При этом необходимо чётко решить вопрос о дозировании физической нагрузки.

Выполнение комплексов упражнений, направленных на коррекцию заболевания, следует начинать из исходного положения лёжа, затем — из положения сидя. Необходимо рассеивать нагрузку на крупные мышцы туловища, чередуя работу мышц. При этом следует ограничивать движения с максимальной амплитудой.

Упражнения следует выполнять плавно и легко, чередуя их с элементами самомассажа конечностей. Каждое упражнение должно сочетаться с правильным дыханием. Число повторений для упражнений с воздействием на малые суставы — 10–12 раз, средние суставы — 4–6 раз, крупные — 3–4 раза. При проведении занятий со студентами, имеющими заболевания сердечно-сосудистой системы, необходимо следить за реакцией организма на физическую нагрузку. Наиболее простой способ — определение частоты сердечных сокращений и артериального давления. Частота сердечных сокращений на начальных этапах занятия не должна превышать 120–130 ударов в минуту. Необходимо обращать внимание и на субъективные показатели самоконтроля: сон, самочувствие, желание заниматься [4]. Анализируя все данные, преподаватель назначает тот двигательный режим, который соответствует функциональным возможностям студента.

По мере адаптации организма предлагаются более разнообразные программы физической реабилитации для улучшения состояния сердечно- сосудистой системы. Это дозированная ходьба (терренкур) и бег, дозированные нагрузки на велоэргометре и ступеньках, упражнения аэробного характера. Данные физические упражнения не вызывают местного мышечного утомления и позволяют чётко контролировать частоту сердечных сокращений.

Достоинствами терренкура являются: простота, доступность, эффективность и возможность чётко регулировать физическую нагрузку. При проведении дозированной ходьбы большое значение имеют темп ходьбы и протяжённость маршрута. Рекомендуется в основном медленный (60–80 шагов в минуту, или 2,5 -3,0 километра в час), средний (90–110 шагов в минуту) темп ходьбы.

Дозированную ходьбу необходимо проводить регулярно и систематически в индивидуальном темпе с постепенным увеличением протяжённости маршрута. При этом большое внимание должно уделяться самоконтролю, измерению частоты сердечных сокращений. При ходьбе по ровной местности пульс может учащаться на 10–15 ударов в минуту, но после 10 минут отдыха должен возвращаться к исходным величинам. Данный признак свидетельствует о наступающей тренированности сердечно-сосудистой системы. Если во время дозированной ходьбы пульс увеличивается более значительно, а после неё долго не возвращается к исходной величине, это говорит о несоответствии физических нагрузок возможностям занимающихся. В этом случае необходимо изменить темп или протяжённость маршрута.

Дозированная ходьба усиливает венозный и лимфатический отток, снижает застойные явления во внутренних органах, тренирует физиологические механизмы, улучшающие кровообращение мозга, укрепляет центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат, нормализует обменные процессы. Все эти изменения весьма полезны для организма студентов/

Перед началом занятия необходимо измерить частоту сердечных сокращений и записать её в дневник самоконтроля. На протяжении занятия измерять пульс после выполнения наиболее интенсивных упражнений. В конце занятия также подсчитывается частота сердечных сокращений.

В комплексе профилактических мер заметное место должно отводиться лечебной дыхательной гимнастике.

С помощью физических упражнений необходимо добиться полноценного ритмичного дыхания, что способствует увеличению жизненной ёмкости лёгких, снижению частоты дыхания, а всё это способствует приспособлению организма к возрастающим нагрузкам. Выработка правильного дыхания при ходьбе улучшит трофические процессы в миокарде, способствует усилению кровообращения в органах, активизирует обмен веществ [5], [6]. Обучение правильному дыханию лучше начинать во время выполнения медленной ходьбы: на 2–4 шага глубокий вдох через нос, следующие 2 шага — задержка дыхания, далее на 2–4 шага — выдох.

Задачи физической культуры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы:

– улучшение кровообращения и кровоснабжения органов;

– постепенное укрепление сердечной мышцы;

– тренировка сердечно сосудистой системы и всего организма в целом;

– развитие навыков правильного дыхания.

Наиболее простой пробой для оценки и контроля функционального состояния ССС

является подсчёт частоты сердечных сокращений в положении сидя после пяти минут отдыха за 1 минуту на запястье или сонной артерии:

– отличный показатель — если пульс ниже 60 ударов в минуту (уд/мин);

– хороший показатель — если пульс ниже 70 уд/мин;

– удовлетворительный показатель — если пульс ниже 80 уд/мин..

Применение физических упражнений даже в виде лечебной гимнастики противопоказано при следующих состояниях:

– при нарастании сердечно-сосудистой недостаточности, особенно лево-желудочковой, остром миокардите, обострении ревмокардита;

– при тахикардии в покое, желудочковой экстрасистологии, мерцательной аритмии;

– наличие одышки в покое, а также цианоза и отёков.

Таблица 1

Показания ипротивопоказания ксредствам физической культурыпри заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Упражнения,положительно влияющие на организм

Упражненияпротивопоказаны

  1. Выполнение упражнений из положения лёжа, которые сопровождаются поочерёдным подниманием рук, ног.
  1. Выполнение упражнений из положения сидя.
  1. Рассеивание нагрузки на крупные мышцы туловища, чередование работы мышц (при выполнении упражнений в крупных суставах ограничивать максимальную амплитуду).
  1. Чередование упражнений с элементами самомассажа конечностей (поглаживание, растирание, разминание в направлении от кончиков пальцев к центральной части конечности).
  1. Кратковременные упражнения в потягивании — 15 сек. (руки через стороны вверх — вдох, вниз — выдох).
  1. Дыхательные упражнения.
  1. Дозированная ходьба (терренкур)
  2. Закаливающие процедуры
  1. Упражнения с задержкой дыхания, натуживанием.
  1. Упражнения с резким изменением темпа движений.
  1. Длительное статическое напряжение.
  1. Резкие движения.
  1. Ускорения.
  1. Прыжки.
  1. Резкие наклоны головы и туловища.

Следует еще раз отметить, что те физические упражнения, к которым организм плохо адаптирован (почему они и представляют наибольшую опасность при передозировке), оказываются самыми ценными в условиях осторожного строго дозированного использования. Любые упражнения могут быть исключены на некоторое время, после чего они должны постепенно применяться по мере повышения функциональных возможностей студентов.

Литература:

  1. Дембо А. Г. Актуальные проблемы современной медицины. — М.: ФиС, 1980. — 295 с.
  2. Тарасенко М. Н., Понамарева В. В. Физическое воспитание студентов вузов в специальном учебном отделении: учеб. -метод. пособие. — М.: Высшая школа, 1976. -151 с.
  3. Булич Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Учебное пособие для техникумов. — М.: Высш.шк, 1986. -255 с.
  4. Синяков А. Ф. Познать себя (самоконтроль физкультурника).- М.: Советский спорт, 1990. — 40 с.
  5. Михайлова С. Н., Крюкова Г. В. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем: Учебное пособие. Санкт — Петербургский гуманитарный институт профсоюзов, 2003. — 287 с.
  6. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. — М.: Знание, 1975. -64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сердечно-сосудистая система, упражнение, дозированная ходьба, заболевание, частота сердечных сокращений, правильное дыхание, физическая культура, выполнение упражнений, физическая нагрузка, максимальная амплитуда.


Похожие статьи

Исследование интенсивности нагрузки во время уроков по...

Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если физическая нагрузка недостаточна.

На рисунках 1–2 показана реакция сердечно-сосудистой системы испытуемого по показателям ЧСС

нагрузка, оздоровительная физическая культура, фитнес.

Влияние дыхательной гимнастики Стрельниковой на...

Очень часто при заболеваниях сердечно-сосудистой системы физическая нагрузка ограничивается, но физические упражнения имеют большое значение для лечения данных заболеваний.

Лечебная физкультура при вегето-сосудистой дистонии

− повышение выносливости дыхательной, сердечно-сосудистой систем; − оказание общеукрепляющего воздействия на организм, повышение адаптационных возможностей и работоспособности. В комплекс упражнений включаются общеукрепляющие, дыхательные...

Нагрузки на уроке физической культуры и нормы двигательной...

Поэтому именно на уроках физической культуры они должны получить необходимую дозу развивающих нагрузок.

Занятия физическими упражнениями, которые осуществляются целенаправленно, с большим интересом, вызывают положительные эмоции и меньшую...

Спортивное сердце | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье показаны изменения на ЭКГ, при физической нагрузке как фактор возникновения патологии спортивного сердца. Ключевые слова: спортивное сердце, сокращения сердечной мышцы, физическая нагрузка, сердечно-сосудистой система спортсмена.

Влияние физической нагрузки разной направленности на...

В работе представлены результаты исследований особенностей функциональной реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма юных гимнасток на физическую нагрузку разной направленности в процессе тренировки.

Использование тренажеров в лечебной физической культуре для...

Система определенных физических упражнений является формой ЛФК; это лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия больных по рекомендации врача, инструктора; дозированная ходьба, терренкур...

Исследование кардиореспираторной системы у школьников...

При регулярном воздействии физических нагрузок у детей снижается частота сердечных сокращений, что происходит в следствие экономизации работы миокарда.

Именно поэтому широко изучается действие физических упражнений на деятельность ССС.

Обоснование применения оздоровительных технологий...

Традиционно сложившаяся система физического воспитания в вузах не физкультурного профиля не отвечает современным требованиям.

Как правило, такие студенты не в состоянии выполнять элементарные упражнения, избегают занятий физической культурой.

Похожие статьи

Исследование интенсивности нагрузки во время уроков по...

Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если физическая нагрузка недостаточна.

На рисунках 1–2 показана реакция сердечно-сосудистой системы испытуемого по показателям ЧСС

нагрузка, оздоровительная физическая культура, фитнес.

Влияние дыхательной гимнастики Стрельниковой на...

Очень часто при заболеваниях сердечно-сосудистой системы физическая нагрузка ограничивается, но физические упражнения имеют большое значение для лечения данных заболеваний.

Лечебная физкультура при вегето-сосудистой дистонии

− повышение выносливости дыхательной, сердечно-сосудистой систем; − оказание общеукрепляющего воздействия на организм, повышение адаптационных возможностей и работоспособности. В комплекс упражнений включаются общеукрепляющие, дыхательные...

Нагрузки на уроке физической культуры и нормы двигательной...

Поэтому именно на уроках физической культуры они должны получить необходимую дозу развивающих нагрузок.

Занятия физическими упражнениями, которые осуществляются целенаправленно, с большим интересом, вызывают положительные эмоции и меньшую...

Спортивное сердце | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье показаны изменения на ЭКГ, при физической нагрузке как фактор возникновения патологии спортивного сердца. Ключевые слова: спортивное сердце, сокращения сердечной мышцы, физическая нагрузка, сердечно-сосудистой система спортсмена.

Влияние физической нагрузки разной направленности на...

В работе представлены результаты исследований особенностей функциональной реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма юных гимнасток на физическую нагрузку разной направленности в процессе тренировки.

Использование тренажеров в лечебной физической культуре для...

Система определенных физических упражнений является формой ЛФК; это лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия больных по рекомендации врача, инструктора; дозированная ходьба, терренкур...

Исследование кардиореспираторной системы у школьников...

При регулярном воздействии физических нагрузок у детей снижается частота сердечных сокращений, что происходит в следствие экономизации работы миокарда.

Именно поэтому широко изучается действие физических упражнений на деятельность ССС.

Обоснование применения оздоровительных технологий...

Традиционно сложившаяся система физического воспитания в вузах не физкультурного профиля не отвечает современным требованиям.

Как правило, такие студенты не в состоянии выполнять элементарные упражнения, избегают занятий физической культурой.

Задать вопрос