Совещательная комната как процессуальный институт гражданского процессуального права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 21.05.2019

Статья просмотрена: 969 раз

Библиографическое описание:

Макарова, Д. В. Совещательная комната как процессуальный институт гражданского процессуального права / Д. В. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 363-365. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59380/ (дата обращения: 24.12.2024).



В 1864 году в ходе судебной реформы Александра II в принятом Уставе гражданского судопроизводства появился новый институт — тайна совещания судей. В 693 статье данного документа устанавливалось, что для вынесения решения судьи должны удаляться в совещательную комнату, в которую ограничивался доступ.

Сегодня Гражданский процессуальный кодекс в ст. 192 и в ч. 2 ст. 194 устанавливает императивные положения, которые закрепляют необходимость удаления суда в совещательную комнату, о чем председательствующий оповещает присутствующих. В данном помещении могут находиться лишь судья (судьи), рассматривающие дело, присутствие иных лиц не допускается. П.7 ч.4 ст. 330 ГПК РФ относит «нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения» [1] к основаниям для отмены решения суда первой инстанции.

Таким образом, соблюдение тайны совещания является одним из обязательных условий для законного решения дела, его выполнение является гарантом соблюдения принципа независимости судей при осуществлении правосудия и их подчинения исключительно Конституции и Федеральному Закону.

Если рассматривать институт через призму международного опыта на уровне СНГ, то мы увидим, что в гражданских процессуальных кодексах Беларуси и Украины так же имеются положения о совещательной комнате, изложенные аналогично российскому закону, а в казахстанском имеется важное уточнение, что по окончании рабочего времени, а также в течение рабочего дня суд (судья) вправе сделать перерыв для отдыха с выходом из совещательной комнаты. Стоит сказать, что в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации имеется такое же положение, но отсутствует в ГПК РФ, было бы целесообразным его включение в указанный документ.

Вызывает сомнение потребность удаления в совещательную комнату судьи, при единоличном рассмотрении дела. Вновь обратимся к истории. Рыжаков А. П. утверждал: «Пока не появилось разделения властей в государстве, пока не существовало коллегиального разрешения уголовных и гражданских дел, не было и совещания, предшествующего принятию решения, не было совещательных комнат и, соответственно, «тайны совещательной комнаты» [2]. Исходя из данного высказывания, можно получить логический вывод, что удаление в совещательную комнату было продиктовано именно коллегиальным рассмотрением дела (как одной из причин), этим можно объяснить появление этого правила. Но чем обосновать его сохранение?

Рассмотрим два взгляда на данный вопрос.

1) Соблюдение тайны совещания судей являет собой элемент содержания принципов независимости судей, беспристрастного разрешения спора, своевременного и всестороннего рассмотрения дела, поскольку в изолированной комнате судья не может подвергнуться какому-либо давлению и склонению к благоприятному сходу дела для заинтересованной стороны.

2) Давление на судью оказывается не в комнате, а за ее пределами до начала судебного заседания, гораздо важнее оградить судью от этого воздействия. Поэтому можно считать необоснованным закрепление тайны совещания в качестве безусловного основания для отмены решения, при ее нарушении. Также высказываются мнения, что данный институт при единоличном рассмотрении является анахронизмом, так как одному судье нет причин удаляться для составления резолютивной части в совещательную комнату. Еще в 19 веке известный юрист Боровиковский А. Л. высказывал мнение о том, что судьи должны совещаться в зале судебного заседания в присутствии всех желающих услышать их доводы.

Также положение, закрепленное в п.7 ч. 4 ст. 330? может стать предпосылкой к злоупотреблению процессуальным правом на обжалование решения, поскольку при анализе судебной практики можно найти жалобы на открытое окно или приоткрытую дверь в совещательную комнату, такого мнения придерживается Батурина Н.А [3].

По статистическим данным, отображенным в статье «Независимой газеты», так же опубликованной в обзоре СМИ Судебным департаментом при ВС РФ, в 2018 году к дисциплинарной ответственности были привлечены 172 судьи. Самыми распространенными нарушениями являются волокита при рассмотрении дел, прогулы, и, интересующее нас, вынесение решений не в совещательной комнате. [4]

Можно отметить, по Федеральному Закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 20 ГПК РФ должна излагаться в новой редакции, в которой закреплено положение для разрешения вопроса об отводе/самоотводе судья, рассматривающий дело единолично, путем вынесения мотивированного протокольного определения без удаления в совещательную комнату. Данный Закон пока не вступил в силу, но он все-таки уже отражает правильное направление в реформировании гражданского процессуального законодательства.

Тайна совещания — важный институт, от которого нельзя отказываться в полной мере. Правильным представляется мнение экс-председателя ВАС РФ Иванова А. А.(который, кстати, является противником данного правила) «нарушение тайны совещания судей должно влечь отмену судебного акта лишь тогда, когда такое нарушение было существенным, то есть повлияло или могло повлиять на внутреннее убеждение судьи при принятии такого судебного акта» [5]. Поскольку, как минимум, неразумно делать основанием для отмены судебного акта, по процессуальным мотивам, такое действие, как например, выход из комнаты судьи на обед или звонок ребенку.

Таким образом, во-первых, необходимо унифицировать в ГПК РФ положение о возможности перерыва в течение рабочего дня с выходом из совещательной комнаты и по окончании рабочего времени, как это предусмотрено в УПК РФ (ст. 298). Во-вторых, было бы целесообразным закрепление удаления в совещательную комнату лишь при коллегиальном рассмотрении дела.

Литература:

  1. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2018)
  2. Рыжаков А. П. Тайна судебного совещания при принятии судебного акта // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=32842#0658997211461027 (дата обращения: 16.05.2019).
  3. Батурина Н. А. Тайна совещательной комнаты: реальность или видимость // Российский судья. — 2014. — № 2. — С..
  4. «Обзор публикаций российских СМИ о судебной системе Российской Федерации» от 19.02.2019» // ГАС Правосудие URL: files.sudrf.ru/2478/user/Obzor_SMI_na_19_ fevralya_2019_goda.pdf (дата обращения: 19.05.2019).
  5. Иванов А. А. За семью печатями, или Тайна совещательной комнаты // «Гарант». URL: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/ivanov_anton/613040/ (дата обращения: 19.05.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): совещательная комната, РФ, судебный акт, судья, коллегиальное рассмотрение дела, положение, рабочее время, рабочий день, Российская Федерация, судебное заседание.


Похожие статьи

Прокурорский надзор и процессуальная самостоятельность следователя

Правовое положение прокурора в гражданском процессуальном праве

Процессуальный статус и процессуальная самостоятельность следователя

Оценщик как субъект предпринимательской деятельности

Понятие и роль процессуальной самостоятельности следователя в его правовом статусе

Генезис уголовно-процессуального института «Рассмотрение сообщения о преступлении»

Концессионное соглашение как совокупность различных гражданско-правовых договоров

Понятие злоупотребления процессуальными правами в арбитражном процессуальном праве

Меры принуждения в гражданском процессуальном праве

Процессуальная сущность и полномочия адвоката в уголовном судопроизводстве по оказанию квалифицированной юридической помощи участникам уголовного судопроизводства

Похожие статьи

Прокурорский надзор и процессуальная самостоятельность следователя

Правовое положение прокурора в гражданском процессуальном праве

Процессуальный статус и процессуальная самостоятельность следователя

Оценщик как субъект предпринимательской деятельности

Понятие и роль процессуальной самостоятельности следователя в его правовом статусе

Генезис уголовно-процессуального института «Рассмотрение сообщения о преступлении»

Концессионное соглашение как совокупность различных гражданско-правовых договоров

Понятие злоупотребления процессуальными правами в арбитражном процессуальном праве

Меры принуждения в гражданском процессуальном праве

Процессуальная сущность и полномочия адвоката в уголовном судопроизводстве по оказанию квалифицированной юридической помощи участникам уголовного судопроизводства

Задать вопрос