Прокурорский надзор и процессуальная самостоятельность следователя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 28.11.2018

Статья просмотрена: 1527 раз

Библиографическое описание:

Асташова, Ю. И. Прокурорский надзор и процессуальная самостоятельность следователя / Ю. И. Асташова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54227/ (дата обращения: 18.12.2024).



Вопрос процессуальной независимости и самостоятельности следователя является одним из ключевых в уголовном процессе и имеет важное практическое значение.

Процессуальная самостоятельность и независимость следователя служит гарантом объективности в осуществлении им уголовного преследования и способствует достижению целей уголовного судопроизводства.

Существует огромная необходимость обеспечения процессуальной самостоятельности следователя.

Однако, имеются некоторые проблемы и формируется достаточно негативная обстановка с обеспечением процессуальной самостоятельности данного участника уголовного судопроизводства.

С принятием Федерального закона от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [1] произошло перераспределение полномочий между руководителем следственного органа и надзирающим прокурором. Это положило начало обеспечению процессуальной самостоятельности следственных органов. При этом Закон в полном объеме гарантирует защиту прав участников уголовного судопроизводства путем предоставления возможности обжалования действий следователя руководителю следственного органа и в суд.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г. наделял прокурора широкими полномочиями в сфере руководства, контроля и надзора за деятельностью следователя. Указания прокурора, данные в письменной форме, были обязательны для следователя (ст. 211–212 УПК РСФСР).

УПК РФ, сохранив существовавшие ранее полномочия, предоставил прокурору право давать согласие следователю и дознавателю на возбуждение уголовного дела (ст. 37 УПК РФ). На практике эта новелла привела к массовой нераскрываемости преступлений, поскольку без возбуждения уголовного дела нельзя было провести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления.

Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ лишил прокурора ряда полномочий, позволявших проводить уголовное преследование на стадии предварительного расследования, а также многих функций в области надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Те же полномочия, которые сохранились, не имеют достаточных гарантий осуществления. Так, если прокурор признает постановление следователя о возбуждении дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. В свою очередь, следователь может с согласия руководителя следственного органа обжаловать решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела вышестоящему прокурору (п. 5 ч. 2 ст. 38, п. 4 ст. 221 УПК РФ). Аналогично поступает следователь, когда прокурор принимает решение о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия при рассмотрении поступившего к нему уголовного дела с обвинительным заключением (п. 2 ч. 1, ч. 4 ст. 221 УПК РФ).

Прокурор уполномочен требовать от органов дознания и следственных органов устранение нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Орган дознания выполняет это требование, а следователь, не согласившийся с требованием прокурора, не выполняет их и передает свои письменные возражения руководителю следственного органа (ч. 3 ст. 38 УПК РФ). Если руководитель следственного органа не согласится с указанными требованиями прокурора, прокурор вправе обжаловать это решение вышестоящим руководителям следственных органов и Генеральному прокурору (ч. 6 ст. 37 УПК РФ).

Будучи уполномоченной осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, прокуратура России с внесением Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» изменений в УПК РФ лишилась функции предварительного следствия, а также ряда ключевых властно-распорядительных полномочий, которые были переданы руководителю следственного органа. В частности, прокурор уже не вправе возбуждать уголовное дело; давать следователю обязательные для исполнения указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; продлевать срок предварительного расследования и др. В результате доминирующее положение на этапе досудебного следствия занял ведомственный (процессуальный) контроль, а роль прокурора, по мнению ряда юристов, стала схожей с той, которую он выполняет при осуществлении общего надзора. С оставшимся минимумом полномочий проблематичной стала и эффективная реализация функции надзора, не говоря уже об уголовном преследовании, которую с прокуратуры никто не снимал (п. 45, 47, 55 ст. 5, ст. 37 и др. УПК РФ).

В российской юридической науке законодательные новации были восприняты неоднозначно: как положительно, так и отрицательно. После их введения практика выявила ряд проблем, следствием чего стало внесение Федеральными законами от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия», от 5 июня 2012 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и другими корректив в УПК РФ. Согласно этим поправкам прокурор уполномочен истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ, при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом, и др. В этом решении усматривается последовательная и положительная тенденция усиления роли прокуратуры в досудебном производстве. Ведущими учеными и практиками Российской Федерации обосновывается необходимость восстановления полномочий прокурора, необходимых для полноценного осуществления надзора на досудебных стадиях уголовного процесса. [2]

Осуществленная на основании Федерального закона от 5 июня 2007 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» трансформация полномочий прокурора хотя и не ослабила процессуальные позиции прокурора как должностного лица органов прокуратуры, выполняющего функции надзора за исполнением законов и уголовного преследования, тем не менее значительно осложнила его отношения с предварительным следствием.

Прежде всего это проявилось в информационном обеспечении работы прокурора. После вступления в силу Федерального закона от 5 июня 2007 г. прокурор формально вообще был лишен доступа к главному источнику информации — материалам уголовного дела. Лишь более чем через год Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» прокурору была предоставлена возможность знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела (но только после направления мотивированного запроса руководителю следственного органа). Правда, за прокурором все-таки сохраняется возможность ознакомиться с материалами уголовного дела в полном объеме и без мотивированного запроса, но лишь когда оно ложится к нему на стол с обвинительным заключением, то есть после окончания расследования. [4]

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ были введены новые полномочия прокурора по надзору за законностью решений следователя (п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). В настоящее время прокурор уполномочен истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решения в соответствии с УПК РФ.

Анализ ч. 6 ст. 148, ч. 1.1 ст. 211, ч. 1 ст. 214 УПК РФ свидетельствует о том, что прокурор, признав соответствующее постановление незаконным и необоснованным, в определенный срок с момента получения материалов уголовного дела отменяет соответствующее постановление, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами дела незамедлительно направляется руководителю следственного органа. Соответствующий руководитель следственного органа вправе отменить постановление следователя об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела, если сам признает их незаконными или необоснованными, и принять соответствующее решение о возбуждении уголовного дела либо о направлении материалов для дополнительной проверки со своими указаниями, о возобновлении приостановленного предварительного следствия в связи с отменой соответствующего постановления следователя, о возобновлении производства по прекращенному делу (ч. 6 ст. 148, ч. 2 ст. 211, ч. 1 ст. 214, ч. 4 ст. 39 УПК РФ).

Законодатель ввел дополнительные полномочия прокурора в сфере надзора за законностью и обоснованностью решений следователя для того, чтобы исключить нарушения закона. Однако эти полномочия также необязательны для исполнения руководителями следственных органов: последние могут согласиться или не согласиться с решением прокурора. Оставляя в силе решение следователя, которое прокурор признал незаконным или необоснованным, руководитель следственного органа не обязан излагать мотивы своего решения. [4]

Объективная необходимость наличия самостоятельности у следователя послужила одной из главных причин формирования единого следственного органа в нашей стране — Следственного комитета Российской Федерации.

Литература:

  1. Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 11. 06.2007. — № 24. — С. 2830.
  2. Дворник А.А Правовой статус прокурора в досудебном производстве в соответствии с УПК РФ // «Законодательство». — апрель 2013. — № 4.
  3. Ульянова Л. Т. Новеллы УПК РФ //«Законодательство». — июнь 2012. — № 6.
  4. Ястребов В. Б. Взаимосвязь полномочий прокурора, следователя, руководителя следственного органа (научно-практический анализ) // «Законодательство». — май 2012. -№ 5.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, следственный орган, Российская Федерация, внесение изменений, предварительное следствие, возбуждение уголовного дела, прокурор, Уголовно-процессуальный кодекс, уголовное преследование, руководитель.


Похожие статьи

Процессуальный статус и процессуальная самостоятельность следователя

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания

Правовое положение прокурора в гражданском процессуальном праве

Законное представительство в уголовном процессе

Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания

Необходимость и целесообразность участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе

Понятие и роль процессуальной самостоятельности следователя в его правовом статусе

Прокурорский надзор за нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления

Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции. Общая характеристика и методика проведения проверок

Учёт и контроль как способ обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Похожие статьи

Процессуальный статус и процессуальная самостоятельность следователя

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания

Правовое положение прокурора в гражданском процессуальном праве

Законное представительство в уголовном процессе

Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания

Необходимость и целесообразность участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе

Понятие и роль процессуальной самостоятельности следователя в его правовом статусе

Прокурорский надзор за нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления

Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции. Общая характеристика и методика проведения проверок

Учёт и контроль как способ обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Задать вопрос