К вопросу о защите прав потребителей медицинских услуг в договорных отношениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 13.05.2019

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Текова, Л. Т. К вопросу о защите прав потребителей медицинских услуг в договорных отношениях / Л. Т. Текова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 273-274. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58891/ (дата обращения: 25.02.2021).



В современном мире на данном этапе развития рыночной экономики набирает обороты распространение договора возмездного оказания медицинских услуг. Совместно с этим, статистика указывает и на наличие множества несовершенств правового характера, устранение которых возможно при глубоком анализе указанных вопросов, и соответственно, регулировании на законодательном уровне.

Оглядываясь на наше великое государство, напрашивается мнение о том, что такой в большой стране вопрос оказания медицинских услуг должен регулироваться наиболее дотошно, ведь это говорит о силе и духе нации, но погрешности есть и все же дают о себе знать.

Нарушение законных прав как врачей, так и пациентов в основном происходит из-за пробелов, противоречий, недостаточно четкого регулирования вопроса предоставления услуг медицинского характера.

Если подойти к вопросу с юридической точки зрения, то гражданско-правовой договор на оказание услуг медицинского характера не представляет особой сложности. И в тоже время — это основное средство регулирования правоотношений между потенциальным услугодателем (врачом) и услугополучателем (пациентом).

Суть договора на оказание медицинских услуг заключается в том, что это соглашение, в котором четко оговариваются стороны правоотношений, устанавливаются конкретные требования к будущим действиям с обеих сторон, стоимость оказываемых услуг и т. д.

Согласно ст. 779 п.1 ГК РФ, медицинские услуги представляют собой частные случаи возмездного оказания услуг.

В свою очередь, указанные услуги могут предоставляться в следующих формах:

1) реабилитационной;

2) профилактической;

3) зубопротезной;

4) протезно-ортопедической;

5) лечебно-профилактической.

Несмотря на наличие различных видов оказания услуг медицинского характера, цель их одна — укрепление здоровья человека, а также сохранение полученных результатов [1, ст. 779].

Если обратиться к норме ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года, то мы выясним, что понятие «услуга медицинского характера» включает в себя достаточно широкий комплекс медицинских действий, то бишь медицинские услуги — это медицинские вмешательства реабилитационного, лечебно-диагностического, профилактического и иного характера, проводимое с целью достижения укрепления здоровья пациента.

Также следует отметить особенность медицинских услуг, которая стала причиной основного количества возникающих проблем. А именно, законодатель не указал на то, что при оказании услуг, необходимо прийти к конкретному положительному результату. Данный момент указывается в Постановлении Конституционного суда № 1-П от 23.01. 2007 года. Вместе с этим, данная норма вводит в заблуждение, как пациента, так и врачей. Потому что пациент, уплачивая немаленькие суммы в мед. учреждение, хотел бы получать высокие гарантии достижения положительного результата, точнее говоря, восстановление своего утраченного здоровья.

Медицинские учреждения со своей стороны выполняют все необходимые условия: имеют лицензию на оказание медицинских услуг, нанимают на работу высоко квалифицированных сотрудников, обладающих большим опытом работы, закупаются дорогим оборудованием для диагностики и лечения пациентов, и т. д. [3] Но, несмотря на все старания, объективно исполнитель не может давать 100 % гарантию достижения конкретного результата.

Следует также подчеркнуть, что повышение качества оказываемых медицинских услуг должно стоять на первом месте, касаемо вопросов здравоохранения. Также на уровне правовой регламентации данный вопрос следует ввести в качестве существенных условий гражданско-правового договора. То есть в самом договоре в обязательных условиях должен стоять вопрос о качестве оказываемых услуг. Говоря о качестве, стоит отметить, что понятие — это довольно субъективно и тесно связано с личностью врача, непосредственно оказывающего услуги медицинского характера. Ведь оно зависит от различных факторов: опыта врача, уровня его образования, его действий в критической ситуации и т. д. [4, 11] Не стоит также забывать, что качество оказываемых услуг зависит и от объективных факторов: новизны оборудования мед. учреждения, наличие всех необходимых лекарственных препаратов и материалов и т. д. [2, 6724]

Достижение положительного результата оказания мед. услуг в гражданском законодательстве не предусматривается, что является недоработкой со стороны законодателя. К примеру, в законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» предусматривается достижение ранее планированного результата, а в нормах ГК РФ — нет. Таким образом, мы наблюдаем конкуренцию двух норм. Руководствуясь логикой, законодатель видимо предполагает, что достижение конкретного результата должно обговариваться между пациентом и врачом. Но наиболее остро данный вопрос возникает, например, когда услуга оказана, но предполагаемый результат не достигнут. И вопрос: «Следует ли оплачивать услуги врача, если в итоге результат не устраивает пациента?» К примеру: после проведения процедуры ЭКО женщине так и не удалось забеременеть или вставленная коронка зуба не соответствует точному размеру, что приносит дискомфорт пациенту и т. д.

Согласно ФЗ «О защите прав потребителей» заказчик может в одностороннем порядке потребовать возврата уплаченных денег, если была оказана услуга некачественно. Но в таком случае будет игнорироваться принцип разумности и справедливости, ведь врач и мед. учреждение сделали все от них зависящее (приобрели дорогое оборудование, произвели все необходимые исследования, определили методы лечения и т. д.)

Результат может оказаться отличным от ранее планированного по следующим причинам:

1) были выбраны неверные методы лечения пациента;

2) сам пациент не соблюдал указаний врача;

3) изменилось состояние здоровья пациента в отличие от периода начала обращения в мед. учреждение.

Вследствие вышеуказанного следует, что исполнитель, то бишь мед. учреждение должно нести ответственность в том случае, если услуга была оказана ненадлежащим образом. А выяснить это помогает федеральный государственный стандарт. И, соответственно, законодатель должен признать оказываемую услугу некачественной, если она нарушает нормы государственного стандарта. И после этого уже следует руководствоваться законом «О защите прав потребителей» и восстановить нарушенные права.

И подводя итог отметим, что гражданско-правовой договор заключается между мед. учреждением и пациентом в целях улучшения здоровья последнего, но у него отсутствуют гарантии на положительный результат. Что и предлагается исправить на законодательном уровне. Следует учитывать, что данные правоотношения находятся на раннем этапе развития, тем самым необходимо время для их усовершенствования.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 14.11.2013). / «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32.
  2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства. 2011 № 48, ст. 6724.
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 N 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью «Агентство корпоративной безопасности» и гражданина В. В. Макеева»// Российская газета. 2007. № 22.
  4. Сироткина А. А. Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования. М.: Статут, 2004. С.11
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, медицинский характер, гражданско-правовой договор, пациент, положительный результат, дорогое оборудование, законодательный уровень, оказание услуг, основа охраны здоровья граждан, РФ.


Похожие статьи

Обязательства по оказанию медицинских услуг в системе...

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация. Правовая природа возмездного оказания медицинских услуг.

Понятие и юридическая сущность медицинских услуг...

медицинская услуга, качество услуг, услуга, медицинская деятельность, Российская Федерация, гражданское законодательство, медицинская помощь, здоровье человека, основа охраны здоровья граждан, ГК РФ.

Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг

Нематериальный результат медицинской услуги может выражаться в состоянии здоровья

Целью медицинской услуги является определенное состояние здоровья человека, что

Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от...

Правовая природа возмездного оказания медицинских услуг

Стоимостной характер услуг вытекает из возмездного характера договора возмездного оказания услуг и п. 1 ст. 781 ГК РФ, обязывающего

Ломакина И. Г. Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию медицинских услуг в Российской Федерации...

Стоматологические услуги и проблемы их правового...

Договор об оказании стоматологических услуг имеет рад существенных отличий, что предполагает специфику правового регулирования отношений и обязательное заключение гражданско-правового договора. В отличие от договоров об оказании иных видов услуг...

Понятие «медицинская услуга» и основные подходы к её...

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация. Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг.

Понятие и требования к медицинскому работнику как к стороне...

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация. Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг.

Развитие договора возмездных медицинских услуг в XXI веке

В статье рассматривается действующее правовое регулирование договора по оказанию медицинских услуг. Автором анализируются ранее сделанные предложения по развитию нормативной базы, предлагаются пути решения в будущем.

Договор возмездного оказания информационных...

Исполнитель в договоре оказания медицинских услуг характеризуется как организация

Договор возмездного оказания медицинских услуг относится к публичным договорам

Под врачебной тайной понимаются сведения о факте обращения гражданина за оказанием...

Защита прав медицинских работников и организаций по...

Каждый человек рано или поздно сталкивается с оказанием платных медицинских услуг, причем в последнее время это происходит все чаще. И далеко не во всех случаях, заключаемые договоры исполняются надлежащим образом.

Похожие статьи

Обязательства по оказанию медицинских услуг в системе...

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация. Правовая природа возмездного оказания медицинских услуг.

Понятие и юридическая сущность медицинских услуг...

медицинская услуга, качество услуг, услуга, медицинская деятельность, Российская Федерация, гражданское законодательство, медицинская помощь, здоровье человека, основа охраны здоровья граждан, ГК РФ.

Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг

Нематериальный результат медицинской услуги может выражаться в состоянии здоровья

Целью медицинской услуги является определенное состояние здоровья человека, что

Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от...

Правовая природа возмездного оказания медицинских услуг

Стоимостной характер услуг вытекает из возмездного характера договора возмездного оказания услуг и п. 1 ст. 781 ГК РФ, обязывающего

Ломакина И. Г. Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию медицинских услуг в Российской Федерации...

Стоматологические услуги и проблемы их правового...

Договор об оказании стоматологических услуг имеет рад существенных отличий, что предполагает специфику правового регулирования отношений и обязательное заключение гражданско-правового договора. В отличие от договоров об оказании иных видов услуг...

Понятие «медицинская услуга» и основные подходы к её...

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация. Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг.

Понятие и требования к медицинскому работнику как к стороне...

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация. Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг.

Развитие договора возмездных медицинских услуг в XXI веке

В статье рассматривается действующее правовое регулирование договора по оказанию медицинских услуг. Автором анализируются ранее сделанные предложения по развитию нормативной базы, предлагаются пути решения в будущем.

Договор возмездного оказания информационных...

Исполнитель в договоре оказания медицинских услуг характеризуется как организация

Договор возмездного оказания медицинских услуг относится к публичным договорам

Под врачебной тайной понимаются сведения о факте обращения гражданина за оказанием...

Защита прав медицинских работников и организаций по...

Каждый человек рано или поздно сталкивается с оказанием платных медицинских услуг, причем в последнее время это происходит все чаще. И далеко не во всех случаях, заключаемые договоры исполняются надлежащим образом.

Задать вопрос