Развитие договора возмездных медицинских услуг в XXI веке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 04.05.2016

Статья просмотрена: 340 раз

Библиографическое описание:

Доголь, Е. В. Развитие договора возмездных медицинских услуг в XXI веке / Е. В. Доголь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 826-829. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28922/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассматривается действующее правовое регулирование договора по оказанию медицинских услуг. Автором анализируются ранее сделанные предложения по развитию нормативной базы, предлагаются пути решения в будущем.

Ключевые слова: услуга; медицинская услуга; договор; договор возмездного оказания медицинских услуг.

Договор оказания медицинских услуг берет свое начало из договора личного найма. В отечественной цивилистике не было сформулировано единого понятия данного вида договора, а правовых источников, регламентирующих его заключение было великое множество, например, Устав Торговли, Устав о промышленности, Горный Устав и т. д., каждый из данных правовых актов регламентировал условия заключения данного договора по-своему [1, С. 69]. Русский цивилист К. Анненков отмечал, что в русском гражданском законодательстве отсутствует даже определение данного договора, был определен только возможный предмет данного вида договора [2, С. 188]. Современные ученые О. Г. Печникова и А. П. Печников также считают, что «законодательство дореволюционной России сводило личный найм, прежде всего к физическому труду в виде услуг, оказываемых домашней прислугой, а также в землевладельческой, промышленной и торговой сферах. При этом законодатель допускал, что найм возможен для отправления всякого рода работ и должностей, не воспрещенных законом» [3, С.128].

Действительно отсутствие единой правовой конструкции договора приводило к дискуссии о возможности заключения данного вида договора по отношению к лицам занимающимся умственным трудом, а именно для лиц, занимающихся частной медицинской практикой. Известные русские юристы К.Анненков [2, С. 190], Г. Ф. Шершеневич [4, С. 364], К. Победоносцев [5, С. 397] и др. считали, что предметом данного вида договора являются материальные и нематериальные услуги, оказываемые за вознаграждение в течении определенного времени. Причем услуги материальные — это физические услуги, а именно определенные медицинские манипуляции, услуги же нематериальные — это интеллектуальные, нравственные услуги, на современный язык переводимые, как определенная психологическая поддержка больного.

Противоположную точку зрения представлял А. Б. Думашевский, который признавал в качестве предмета данного договора «только труд физический, или труд рабочих, слуг и подобные ему» [6].

В настоящий момент, ежегодно растет количество оказываемых услуг населению. Данный рост связан с появлением новых технологий, методик, новыми научными знаниями и открытиями, ростом дистанционной торговли, появлением новых возможностей для ведения бизнеса в других странах. Именно поэтому стало, как никогда актуальным изучение и совершенствование нормативного материала по поводу оказания возмездных услуг. Следует отметить, что легальное понятие медицинской услуги дано в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323 [7]. Под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

От момента рождения и до самой смерти каждый гражданин является потребителем медицинских услуг. Наиболее востребованными платными медицинскими услугам являются стоматологические, гинекологические и косметологические. На сегодняшний день, по мнению Ю. Н. Марочкиной, одну часть данного рынка медицинских услуг занимают полностью частные клиники, оказывающие медицинские услуги исключительно на платной основе, вторая часть — хозрасчетные отделения в муниципальных клиниках и третья часть рынка — ведомственные учреждения, поликлиники и больницы — обслуживание в них идет по специальным полисам добровольного медицинского страхования (ДМС) [8, С. 100].

В данный момент нормативной базой для оказания платных медицинских услуг являются Гражданский кодекс РФ [9] — правила договора купли-продажи о правах покупателя по договору розничной купли-продажи на случай передачи заказчику товара ненадлежащего качества (ст. ст. 503–505), общие положения о подряде (ст. ст. 702–729), нормы об оказании возмездных услуг (ст. 779 -782 ГК РФ); нормы ФЗ «О защите прав потребителя» [10] в части урегулирования мер ответственности при оказании услуг ненадлежащего качества или неоказании услуг вообще, когда договор медицинских услуг можно считать публичным; нормы ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323 от 21.11.2011 г. [7], который официально закрепляет понятийный аппарат, используемый при заключении договора оказания платных медицинских услуг; Постановление Правительства РФ от 04 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг [11.

С введением в действие ФЗ № 323 стало возможно разграничение платных медицинских услуг и платных немедицинских услуг (бытовые, транспортные и т. п.). Причем платные медицинские услуги должны оказываться в соответствии с нормативными порядками (стандартами), утвержденными Минздравсоцразвития РФ — согласно п.4 ст. 84 вышеуказанного ФЗ в полном объеме стандарта, в качестве разовых консультаций, обследований, процедур и т. п., а также сверх стандарта.

Как отмечает Конституционный суда РФ — «специфика отношений по оказанию медицинских услуг, обусловленная их непосредственной связью с такими благами, как жизнь и здоровье, требует установления в рамках специального регулирования более детальных правил, регламентирующих предоставление гражданам медицинской помощи в различных формах» [12], поэтому принятие ФЗ № 323, является первым шагом на пути реформирования оказания платной медицинской помощи.

В Российской Федерации рынок платных услуг неизменно растет, как мы видим детального правового регулирования данная сфера еще не получила. Ломакина И. Г. утверждает, что несмотря на развитое гражданское законодательство, до сих пор отсутствует специальное законодательство, регулирующее отношения между исполнителем медицинской услуги и пациентом, нормы ФЗ «О защите прав потребителя» не всегда учитывают специфику договора оказания медицинских услуг. На ее взгляд необходима детальная разработка и скорейшее принятие единого нормативно-правового акта, учитывающего специфику оказания медицинских услуг, т. е. Медицинского кодекса РФ [13, С. 12]. Действительно, оказание качественной медицинской помощи и предоставление достоверной информации пациенту является основными обязанностями исполнителя по договору оказания платных медицинских услуг. Особого внимания заслуживает проблема информирования пациента о состоянии его здоровья, а именно предоставление данной информации в доступной и удобной форме. Пока данная обязанность исполняется по усмотрению медицинского учреждения в той форме, в какой оно посчитает нужным. На практике очень часто возникает вопрос о предоставлении информации о здоровье пациента (или его смерти) третьим лицам при условии, что пациент просто не успел указать конкретное лицо в силу физических причин. Данный вопрос вообще никак не урегулирован законодательно.

Весьма спорным является вопрос предоставлении пациенту информации о неблагоприятном развитии имеющегося у него заболевания. В соответствии с Кодексом врачебной этики Российской Федерации врач не может «подвергать пациента неоправданному риску» и следует скрыть определенную информацию, если ее передача пациенту может нанести «серьезный вред» [14]. В тоже время сокрытие информации от самого пациента может нанести больший вред, если ему станет известно о своем неизлечимом заболевании от третьих лиц, которым врач в силу разрешения пациента передал информацию о его состоянии здоровья.

Также нельзя не отметить губительную тенденцию для развития платной медицины в РФ — утрату доверия со стороны пациента. Как отмечают Е. А. Аристова и Д. В. Волков в обществе прочно сформировалось мнение — «Не заплатишь — не вылечат» [15, С. 208]. Несомненно, финансовая составляющая очень важна для врача, младшего и среднего медицинского персонала, наличие хорошего обеспечения позволяет вести достойный уровень жизни иметь возможность для повышения своей профессиональной квалификации. Именно поэтому введение единого кодифицированного правового акта в медицинской сфере является своевременным.

Литература:

  1. Колоколов Г. Р., Махонько Н. И. Медицинское право: учебное пособие/ — М, 2009;
  2. Анненков К. Система русского гражданского права. Отдельные обязательства. СПб., 1904.Т.4;
  3. Печникова О. Г., Печников А. П. Становление института медицинского договора в российском гражданском праве (историко-правовой и гражданско-правовой аспекты)/ О. Г. Печникова, А. П. Печникова// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 3–1(29);
  4. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 года)/ вступ. ст. е.А.Суханова. М., 1997;
  5. Победоносцев К. Курс гражданского права. Договоры и обязательства. Спб., 1896. Ч.3;
  6. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Собр.1. Т. X. Ч. I.Ст. 2229–2232;
  7. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федер. Закон от 21 нояб. 2011г. № 323-ФЗ // Рос. газ. 2011. 23 нояб;.
  8. Марочкина Ю. Н. Покупка товаров и услуг / Ю. Н. Марочкина. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2008;
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ.1996. № 5. ст. 410;
  10. О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300–1// Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст.40;
  11. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание законодательства РФ. 08.10.2012. № 41. Ст. 5628.5;
  12. Определение Конституционного суда РФ от 06.06.2002 г. № 115–0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник КС РФ. 2003. № 1;
  13. Ломакина И. Г. Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию медицинских слуг в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / И. Г. Ломакина. — М., 2007;
  14. Кодекс врачебной этики РФ: одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г. // СПС Гарант;
  15. Аристова Е. В., Волков Д. В. Проблемы и перспективы развития рынка платных медицинских услуг // Вестник КГУ им. НА. Некрасова. — 2012.- № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, вид договора, медицинская услуга, договор, Российская Федерация, РФ, договор оказания, ненадлежащее качество, нормативная база, основа охраны здоровья граждан.


Похожие статьи

Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг

Ненадлежащее, некачественное предоставление медицинских услуг медицинскими организациями могут привести к ухудшению состояния здоровья потребителя (заказчика), то есть

Договор возмездного оказания медицинских услуг признается публичным договором.

Договор на оказание платных медицинских услуг как...

Понятие договора возмездного оказания услуг содержится в п. 1 ст. 779 ГК РФ (часть вторая).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [7] медицинская организация — это...

Правовая природа возмездного оказания медицинских услуг

Ключевые слова: медицинская услуга, договор, признаки медицинской услуги, природа правоотношений. Процесс зарождения и развития института обязательств по оказанию услуг берет свое начало еще в римском праве.

Договор возмездного оказания информационных...

Предмет договора возмездного оказания медицинской услуги представляется как разновидность услугиуслуга медицинская. Медицинская услуга обладает специфическими признаками, которые существенно отличают ее от прочих видов услуг 4

Обязательства по оказанию медицинских услуг в системе...

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация.

Защита прав медицинских работников и организаций по...

Итак, современное гражданское законодательство выделяет 3 вида договоров оказания платных медицинских услуг: договор возмездного оказания

При ненадлежащей терапии глаукомы, может развиться прогрессирование заболевания с частичной/полной потерей зрения.

Проблемы правового регулирования оказания стоматологических...

145-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») [7]. Но эта проблема заслуживает отдельного исследования.

Проблемы компенсации морального вреда в случаях ненадлежащего оказания медицинских услуг.

Стоматологические услуги и проблемы их правового...

Согласно п. 4 и п. 5 ст.77 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3] (далее ФЗ № 323 об основах здоровья)...

К вопросу о форме договора о возмездном оказании платных...

Также в самом договоре могут быть установлены гарантийные сроки, в течение которых пациент в случае ненадлежащего исполнения со стороны медицинской организации имеет право потребовать оказания услуги заново с учетом расходов и возмещением убытков в случае...

Похожие статьи

Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг

Ненадлежащее, некачественное предоставление медицинских услуг медицинскими организациями могут привести к ухудшению состояния здоровья потребителя (заказчика), то есть

Договор возмездного оказания медицинских услуг признается публичным договором.

Договор на оказание платных медицинских услуг как...

Понятие договора возмездного оказания услуг содержится в п. 1 ст. 779 ГК РФ (часть вторая).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [7] медицинская организация — это...

Правовая природа возмездного оказания медицинских услуг

Ключевые слова: медицинская услуга, договор, признаки медицинской услуги, природа правоотношений. Процесс зарождения и развития института обязательств по оказанию услуг берет свое начало еще в римском праве.

Договор возмездного оказания информационных...

Предмет договора возмездного оказания медицинской услуги представляется как разновидность услугиуслуга медицинская. Медицинская услуга обладает специфическими признаками, которые существенно отличают ее от прочих видов услуг 4

Обязательства по оказанию медицинских услуг в системе...

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация.

Защита прав медицинских работников и организаций по...

Итак, современное гражданское законодательство выделяет 3 вида договоров оказания платных медицинских услуг: договор возмездного оказания

При ненадлежащей терапии глаукомы, может развиться прогрессирование заболевания с частичной/полной потерей зрения.

Проблемы правового регулирования оказания стоматологических...

145-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») [7]. Но эта проблема заслуживает отдельного исследования.

Проблемы компенсации морального вреда в случаях ненадлежащего оказания медицинских услуг.

Стоматологические услуги и проблемы их правового...

Согласно п. 4 и п. 5 ст.77 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3] (далее ФЗ № 323 об основах здоровья)...

К вопросу о форме договора о возмездном оказании платных...

Также в самом договоре могут быть установлены гарантийные сроки, в течение которых пациент в случае ненадлежащего исполнения со стороны медицинской организации имеет право потребовать оказания услуги заново с учетом расходов и возмещением убытков в случае...

Задать вопрос