В статье приводится анализ основных подходов зарубежных государств к решению проблемы правового регулирования субъектов электронной коммерции, анализируются подходы их налогообложения
Ключевые слова: Интернет, право, сеть Интернет, электронная коммерция, электронный рынок
Количество подключенных пользователей к сети интернет увеличивается ежегодно. В декабре 2018 года Международный союз электросвязи (ITU) представил отчет, в котором сообщил, что в интернет выходят 3,9 млрд человек или 51,2 % населения планеты. [2]
По данным международной компании GfK, к началу 2019 года аудитория Интернет-пользователей в России среди населения старше 16 лет составила 90 миллионов человек (+3 миллиона человек к прошлому году) и достигла отметки 75,4 % взрослого населения страны. [3]
Создание глобальной сети интернет повлияло на все сферы жизни общества, в том числе и на развитие предпринимательской активности по реализации товаров, работ и услуг с её использованием. Нельзя не отметить тот факт, что рынок электронной коммерции вырос также благодаря увеличению доступности устройств, позволяющих совершать покупки из любой точки земного шара в любое доступное время.
По данным исследовательского агентства Data Insight, в 2018-м году объем интернет торговли в России составил более 1 трлн. Рублей. [4] Темпы роста мирового электронного рынка по данным различных организаций в последние годы составляют в среднем от 20 до 30 %. Несмотря на наличие неоспоримых преимуществ электронной торговли и её темпы роста, негативной стороной столь стремительного развития является проблема правового обеспечения данных процессов, а также финансового контроля.
Так, например, налоговая система Российской Федерации столкнулась с тем, что многие начинающие предприниматели безосновательно полагают, что если их бизнес ведётся в интернет-пространстве, то они освобождаются от установленной ст. 57 Конституции РФ [1] обязанности об уплате налогов. Однако интернет является лишь способом коммуникации между продавцом и покупателем, который никак не отменяет налоговые обязанности, возникающие в результате сделок между ними. Таким образом, в сложившихся обстоятельствах возникает острая необходимость рассмотрения вопросов функционирования электронной коммерции в контексте ее участия в формировании налоговых поступлений, пополняющих бюджет РФ, а также исследования механизма формирования действенного правового механизма, регулирующего электронный бизнес.
Решение указанных задач в зарубежном законодательстве осуществляется в рамках трёх основных подходов к правовому регулированию деятельности субъектов электронной коммерции.
Государства, занимающие лидирующие позиции в области новых информационных технологий (США, Япония, Канада, Южная Корея, Австралия и др.) полагают необходимым установление в мире режима невмешательства (или минимального вмешательства) государств в электронный сегмент экономики с целью максимизации развития субъектов от использования экономического потенциала сети. На ранних этапах развития интернет технологий, в некоторых из этих стран, даже существовал мораторий на введение налогообложения субъектов электронной экономической деятельности.
Со временем в указанных государствах были введены различные налоги для электронного сегмента экономики.
Так, например, в 2018 году Верховный суд США пересмотрел своё решение 1992 года, в соответствии с которым власти штата не имеют права взимать налог с покупки в том случае, если продавец не имеет физического присутствия на территории этого штата.
Государства — члены Европейского Союза используют иной подход. Они заинтересованы в скорейшем устранении пробела налогообложения в сфере электронной экономической (хозяйственной) деятельности, строят внутреннюю и внешнюю налоговую политику на основе концепции максимального государственного регулирования электронных экономических отношений, исходя из своих бюджетных и налоговых интересов.
Внутренняя и внешняя политика в области электронной экономической (хозяйственной) деятельности исходит из понимания того, что взимание налогов с оборотов коммерческих сделок, осуществляемых в глобальной сети Интернет может стать в перспективе важной, а на определенной стадии развития мировой электронной экономики — важнейшей статьей пополнения как национального бюджете этих государств, так и консолидированного интеграционного бюджета Европейского Союза. При этом, для достижения поставленных задач предлагаются различные налогово — правовые конструкции.
Например, эксперты бельгийского Эшмановского института предлагают «ввести так называемый «побитовый налог» — поставить счетчики и взимать деньги за объем переданной информации (трафик), точнее «перекачанных битов», независимо от того, какие сведения они предоставляют и предоставляют ли вообще. По сделанной в свое время оценке бельгийского министерства коммуникаций, при ставке такого налога 1 доллар за 100 мегабит налоговые поступления этой страны могли составить порядка 10 миллиардов долларов в год.
Во Франции для целей последующего налогообложения субъектов электронной экономической (хозяйственной) деятельности рассматривается возможность обязательной государственной сертификации торговых Интернет — компаний. В докладе комиссии по финансам Национального собрания Франции предлагается ввести специальный «опознавательный знак», которым отмечались бы те торговые Интернет — компании, которые предлагают достаточные гарантии налоговой прозрачности и технологической безопасности при осуществлении платежей с использованием банковских карт.
Государства, политические системы которых не являются демократическими (или могут считаться токовыми лишь отчасти), в первую очередь Куба, Китай, Монголия, Иран, Афганистан и др., реализуют концепцию максимального контроля над информационными (а не над экономическими) отношениями в глобальной компьютерной сети Интернет. Электронные экономические отношения рассматриваются не с точки зрения налоговой политики, а сквозь призму общегосударственной политики. Среди зарубежных ученых — специалистов в области информационного права существует достаточно распространенное мнение, что широкое предоставление доступа к информации, распространяемой с использованием сети Интернет, ведет к развитию свободы слова и демократии. Поэтому большинство американских исследователей предрекали неминуемый крах политических режимов рассматриваемых государств по мере «проникновения» новых информационных технологий на территорию таких государств.
В государствах этой группы используются различные стратегии для контроля над информационными и экономическими процессами в глобальной компьютерной сети Интернет. Так, в Китае правительство поощряет желание своих граждан выходить в сеть, при этом, тщательно контролируя чаты и веб — страницы.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- На сегодняшний день не существует универсального способа решения вопроса налогообложения субъектов электронной коммерции. Все существующие подходы имеют как положительные, так и отрицательные стороны
- В Российской Федерации необходимо оправданно придерживаться концепции максимального невмешательства, Российский интернет можно считать одним из наших национальных достоинств, а вмешательство государства, особенно в соответствии с концепцией максимального контроля, которой в настоящее время следует Правительство РФ, к сожалению, может лишь усугубить ситуацию и привести в лучшем случае к замедлению развития, а в худшем к полной стагнации его развития.
- При формировании законодательной базы электронной коммерции необходим комплексный подход для регулирования экономики электронного сегмента рынка.
Литература:
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурсы] (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «Консультант
- Отчёт «Измерение информационного общества за 2018 год» // Международный союз электросвязи. URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/publications/misr2018.aspx (дата обращения: 06.05.2019).
- Исследование GfK: Проникновение Интернета в России // Growth from Knowledge. URL: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii-1/ (дата обращения: 06.05.2019).
- Интернет-торговля в России 2018 // Data Insight. URL: http://datainsight.ru/ecommerce_2018 (дата обращения: 06.05.2019).