Правовое регулирование электронной коммерции в международном праве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 13.08.2014

Статья просмотрена: 3704 раза

Библиографическое описание:

Скиба, О. Д. Правовое регулирование электронной коммерции в международном праве / О. Д. Скиба. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11.1 (70.1). — С. 58-62. — URL: https://moluch.ru/archive/70/12019/ (дата обращения: 16.12.2024).

В данной статье на основе изучения различных экономических и юридических исследований зарубежных ученых, сложившейся практики правового регулирования разных стран, а также нормотворческой деятельности международных организаций исследуется понятие «электронная коммерция». На основе изучения более 20 дефиниций данного понятия приводятся различные подходы к его определению в юридической науке.

Ключевые слова: электронная коммерция, электронный бизнес, электронная торговля, интернет-коммерция, унификация.

На современном этапе развития мировой экономике закладываются основы «новой» экономики», базовой отраслью которой являются информационные телекоммуникационные технологии благодаря которым выделилась новая сфера такая как «электронная коммерция». В настоящее время юридическая основа электронной коммерции находится на стадии формирования, однако, сам термин электронной коммерции неоднократно употребляется в официальных международных документах.

Исследования ученых-правоведов ставят вопрос о необходимости унификации понятийного аппарата в сфере электронной коммерции. Однако учитывая тот факт, что российское право относится к романно-германской правовой семье, понятийный аппарат является ключевым вопросом правового регулирования [11].

В настоящей статье будет предпринята попытка определить основные подходы к правовому регулированию понятия «электронной коммерции» на основе рассмотрения законодательства различных стран, а также нормативно-правовых актов международных организаций.

Термин «электронная коммерция» – это дословный перевод английского словосочетания «electronic commerce», который примерно с 1993 г. стал использоваться сначала в СМИ, а затем и в профессиональной литературе для обозначения экономической деятельности, осуществляемой с использованием компьютерных сетей. При этом, разновидность компьютерных сетей и их участие в коммерции не имеют единой точки зрения. Существует мнение, что возникновение термина электронной коммерции относится к более раннему периоду, а именно к 60-е гг. XX в., когда большие организации стали применять в транзакциях между собой технологии электронного обмена данными (electronic data interchange), а банки – использовать электронный перевод денежных средств (electronic funds transfer). Однако в юридических исследованиях термин «electronic commerce» стал использоваться лишь с середины 90-х гг., и именно в этот период использование данного явления перешло из исключения в норму, что потребовало разработки соответствующей правовой базы [14].

В настоящее время сложившаяся практика правового регулирования разных стран, а также опыт правотворческой деятельности международных организаций показывают, что дефиниции термина «электронная коммерция» отличаются друг от друга достаточно сильно. В связи с этим, выделим основные подходы к рассматриваемому явлению, сформировавшиеся в современной юридической науке.

Таблица 1

Основные подходы к правовому регулированию понятия «электронная коммерция» в разных странах

Подход

Автор/источник

Формулировка

Электронная коммерция как деятельность

Совместное заявление по вопросам электронной коммерции комиссий Советов по торговле и промышленности США и Японии

Предпринимательская деятельность, осуществляемая через электронные средства коммуникации [20]

Учебное пособие по электронной коммерции под редакцией Л.А. Брагина

коммерческая деятельность в любой сфере бизнеса, осуществляемая с помощью информационных и телекоммуникационных технологий и систем [12]

Абзац 1 ст. 14 Закона Республики Франции «О доверии к цифровой экономике»

Экономическая деятельность, посредством которой лицо дистанционно и при помощи электронных каналов связи предлагает приобрести или подтверждает намерения о приобретении товаров и услуг [22]

Ст. 3 Закона Республики Узбекистан «Об электронной коммерции»

Предпринимательская деятельность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемая с использованием информационных систем [3]

Электронная коммерция как совокупность сделок

Доклад по налогообложению электронной коммерции Министерства финансов Индии 2001 г.

Сделки, в которых и оферта, и акцепт производятся с помощью электронных средств связи [18]

С.К. Ильичев монография «Особенности налогообложения в сфере электронной коммерции»

Любые формы деловой сделки, которая проводится с помощью информационных сетей [4]

Государственный закон США об освобождении Интернета от налогообложения

Любые сделки, совершаемые через Интернет или с использованием доступа к Интернету, включая куплю-продажу, аренду, лицензирование, оферту или доставку имущества, товаров, услуг или информации по договоренности, за плату или бесплатно; данный термин также включает предоставление доступа к Интернету [24]

Электронная коммерция как технологическая категория

Министерство международной торговли и промышленности Японии

Проведение коммерческих сделок (обмен товарами, услугами, информацией и/или денежными средствами между поставщиками и потребителями в целях осуществления передачи товаров на коммерческой основе субъектами экономической деятельности) с помощью электронных средств с использованием Интернет-технологий [25]

Правительство США

Любые сделки по передаче права собственности или права пользования на товары или услуги, заключенные с использованием компьютерных сетей. Компьютерные сети представляют собой соединенные электронным образом устройства, которые производят обмен информацией в интерактивном режиме по сетевым телекоммуникационным канала [21]

Правительство Канады

Ведение предпринимательской деятельности - купля, продажа и иные сделки посредством телекоммуникационных и компьютерных технологий. Сюда входят сделки, заключенные с использованием телефона, факса, ABM, кредитных карт, дебитных карт, EDI и Интернета [19]

Министерство экономики, финансов и промышленности Франции

Совокупность операций по электронному обмену данными, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности: передача информации и сделки с товарами или услугами [16]

Одним из спорных моментов является определение, что следует относить к электронной коммерции. Наиболее широкие определения данного термина заключают, что электронная коммерция может использовать шесть основных инструментов: телефон, факс, телевидение, системы электронных платежей и перевод денег, электронный обмен данными (EDI) и компьютерные сети, включая Интернет [19]. Кроме того, иногда в определении также используются иные формы передачи данных в цифровой форме, к примеру Minitel [16].

Другим спорным вопросом в правовой дефиниции электронной коммерции является ее международный характер. В связи с этим, эффективное правовое регулирование электронной коммерции в международных отношениях требует единого для всех государств понимания данного явления, в более оптимальном варианте – стандартизированного определения. Поэтому законодатели многих стран пошли по пути закрепления только самых необходимых терминов, не вызывающих сильных разногласий, таких как «электронный документ», «электронная подпись» и «электронная сделка», до того момента пока не будет выработано единое понимание термина «электронная коммерция» [24].

Наибольшую реализацию нормотворческий процесс регулирования электронной коммерции получил в международных документах благодаря работе по унификации правового регулирования электронной коммерции и разработки единой терминологии в этой области. В данной сфере лидирующая роль принадлежит таким организациям, как Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), Всемирная торговая организация (далее – ВТО) и Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (далее – ЮНСИТРАЛ).

Однако в связи с относительной самостоятельностью разработки дефиниций каждой организацией определения электронной коммерции различаются друг от друга:

- согласно документу ОЭСР «OECDPolicyBriefNo. 1-1997: Electronic Commerce», электронная коммерция – это «… коммерческие операции, осуществляемые как юридическими, так и физическими лицами, основанные на обработке и передаче цифровых данных, включая текстовую, аудио- или видеоинформацию, через открытую сеть (подобную Интернету) или закрытые сети (такие как AmericaOnline или Minitel), которые могут подключаться к открытой сети» [23];

- в Рабочей программе по электронной коммерции Всемирной торговой организации (далее – ВТО), принятой Генеральной Ассамблеей ВТО 25 сентября 1998 г., электронная коммерция определяется как «… производство, распределение, маркетинг, продажа или поставка товаров и услуг с помощью электронных средств связи» [26];

- в Типовом законе «Об электронной коммерции» («Model Law on Electronic Commerce») 1996 г. (далее – Типовой закон), разработанном Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, оговаривается, что данный термин следует толковать широко, с тем, чтобы он охватывал вопросы, вытекающие из всех отношений торгового характера как договорных, так и недоговорных [1]. Электронная коммерция, согласно Типовому закону, не должна ограничиваться лишь рамками купли-продажи, поскольку охватывает целый ряд коммерческих гражданско-правовых сделок, заключаемых с помощью электронных средств через Интернет или через электронные сети;

- Европейская комиссия определяет электронную коммерцию как дистанционные услуги, обычно предоставляемые за вознаграждение электронным способом и по индивидуальному требованию получателю услуг [17].

Таким образом, в международном праве существуют достаточно разные направления к определению термина «электронная коммерция», а также до сих пор нет унифицированного определения данного понятия ни в российской, ни в зарубежной практике. Неполнота правового закрепления понятия электронной коммерции породила неоднозначность трактовок и вариативность прочтения отдельных норм законодательства. Поэтому при разработке определения термина «электронная коммерция» российскими законодателями необходимо учитывать следующие положения:

- При разработке универсального определения электронной коммерции следует учитывать технологический аспект. С активным развитием информационных и компьютерных технологий появляются все новые способы передачи и обработки данных, поэтому определение термина «электронная коммерция» не должно содержать ограниченный перечень способов передачи данных, а достаточным будет являться указание примерного перечня таких способов с оговоркой их добавления, связанных с развитием технологий в данной области.

- Один из основных правовых принципов электронной коммерции состоит в том, что стороны, заключившие сделку, не вправе ставить под сомнение законность и действительность последней только на том основании, что она заключена электронным способом. Этот принцип, как правило, не закреплен в законе, а действует в качестве обычая делового оборота и исключительно в пределах специального соглашения между сторонами сделки о применении электронных средств.

- При разработке определения понятия «электронная коммерция» необходимо учитывать его международный характер, опыт нормотворчества развитых стран, а также разработанные нормативные акты международных организаций.

На основе предложенных рекомендаций разработанное российскими законодателями определение понятия «электронная коммерция» будет наиболее полным, содержательным и современным.

Литература:

1.         Типовой закон об электронной коммерции Комиссии ООН по праву международной торговли 1996 г., утвержденный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 51/162 от 16.12.1996 // Издание Организации Объединенных Наций. – 2006. – Ст.75

2.         Федеральный Закон «Об электронной торговле» (принят Государственной Думой РФ в первом чтении постановлением № 1582-III ГД от 6 июня 2001 года) // Ведомости ФС РФ. – 2001. – №17. – Ст. 988

3.         Закон Республики Узбекистан от 29 апреля 2004 г. N 613-II «Об электронной коммерции» // «Собрание законодательства Республики Узбекистан». – 2004 г. – N 20. – Ст. 232

4.         Ильичев С.К. Особенности налогообложения в сфере электронной коммерции. / С.К. Ильичев . – М.: Маркет ДС, 2004. – 188 с.

5.         Мюллер В. К.  Большой англо-русский и русско-английский словарь / Comprehensive English-Russian & Russian-English Dictionary / В.К. Мюллер. – М.: Эксмо, 2012. – 1008 с.

6.         Попов В.М., Маршавин Р.А., Ляпунов С.И. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / Под ред. В.М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2001. – 266 с.

7.         Смирнов С.Н. Электронный бизнес. / С.Н. Смирнов – М.: ДМК Пресс; М.: Компания Ай Ти, 2003. – 240 с.

8.         Тедеев А.А. Электронная коммерция (электронная экономическая деятельность). Правовое регулирование и налогообложение : диссертация … док. юр. наук: 12.00.14 / А.А. Тедеев – М., 2002. – 237 с.

9.         Эвод И. Электронная коммерция. Практическое руководство: Пер. с англ. / Илайес Эвод – СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002. – 608 с.

10.       Борщев В.Г. Становление и развитие предпринимательской деятельности в интернет-экономике. : диссертация … кандидата экономических наук: 08.00.05. / В.Г. Борщев – СПб., 2004. – 151 с.

11.       Бабкин Ф.В. Электронная коммерция и новые организационные формы компаний // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 1

12.       Электронная коммерция: Учеб.пособие / Под общ. ред. Л.А. Брагина. М.: Экономистъ, 2005. С. 14.

13.       Электронная торговля – «э-торговля» Всероссийская академия внешней торговли // Терминологический справочник по ВТО официальный сайт Всероссийской академии внешней торговли

14.       Васильева Н.М. Электронная коммерция как правовая категория [Электронный ресурс] Электронный портал «E-commerce law» –.– Режим доступа: http://ecommercelaw.ru/elektronnaya-kommerciya-kak-pravovaya-kategoriya.html

15.       Boegh-Nielsen, Peter, 2001, «EC-learnings: how to measure e-commerce?» presented at the International Statistical Institute, 2001 August.

16.       Commerce electronique: Une nouvelle donne pour les consommateurs, les entreprises, les citoyens et les pouvoirs publics, Rapport Du Groupe De Travail Preside Par M. Francis Lorentz, Ministere de l'Economie, des Finances et de l'Industrie. 1998

17.       Directive 2000/31/EC of the European Parliament and of the Council of 8 June 2000 on certain legal aspects of information society services, in particular electronic commerce, in the Internal Market (Directive on electronic commerce) Official Journal L 178 , 17/07/2000 P. 0001 - 0016

18.       E-commerce and taxation report by Ministry of Finance of India. 2001 // // [Электронный ресурс] Электронный портал «E-commerce law» Official site Rashmin Sanghvi & Associates –.– Режим доступа: http://www.rashminsanghvi.com/articles/taxation/electronic_commerce/finmin.html

19.       Government of Canada. Electronic Commerce in Canada: Priorities for Action. 1998 // Official site Canadian e-Policy Resource Centre (CePRC) [Электронный ресурс] Электронный портал «E-commerce law» –.– Режим доступа: http://www.ic.gc.ca/eic/site/ceprc-ccrcp.nsf/eng/00025.html

20.       Joint Statement on Electronic Commerce, Committees of U.S. – Japan Business Council, Inc. and Japan - U.S. Business Council. 07.1999

21.       Measuring Electronic Business Definitions, Underlying Concepts, and Measurements Plans. Government of the United States of America.13.10.1999

22.       No. 2004-575 Loi du 21 juin 2004.Loi pour la confiancedansl' economienumerique (1) // JORF от 22.06.2004.

23.       OECD Policy Brief No. 1-1997: Electronic Commerce. Organization for Economic Co-operation and Development. Retrieved March 7, 2000 on the World Wide Web: [Электронный ресурс] Official site «Organization for Economic Co-operation and Development» –.– Режим доступа: http://www.oecd.org/publications/Pol_brief/9701_Pol.htm

24.       Sec. 1104 (3) of the Internet Tax Freedom Act, Public Law 105 - 277 of October 21, 1998.

25.       Towards the Age of the digital Economy – For Rapid Progress in the Japanese Economy and World Economic Growth in the 21stCentury.MinistryofInternationalTradeandIndustry, Government of Japan. 1997.

26.       WT/MIN(98)/DEC/2, 25 May 1998, (98-2148), Ministerial Conference, Secon Session, Geneva, 18 and 20 May 1998, Declaration on Global Electronic Commerce, Adopted on 20 May 1998 // [Электронный ресурс] Official site «World Trade Orgsnization» –.– Режим доступа: http://www.wto.org/english/tratop_e/ecom_e/wkprog_e.htm.

Основные термины (генерируются автоматически): электронная коммерция, правовое регулирование, EDI, предпринимательская деятельность, международная торговля, сделка, сеть, термин, экономическая деятельность, электронный обмен.


Похожие статьи

Тенденции развития и проблемы цифровизации корпоративных отношений

В статье рассматриваются корпоративные отношения как основу общественных взаимодействий. Описывается понятие и сущность корпоративных отношений, включая внешние и внутренние виды. Особое внимание уделяется влиянию цифровизации на эти отношения, включ...

Договор в сфере информационных технологий: понятие и виды

В статье анализируется понятие договора в сфере информационных технологий, понятие договора, различные классификации договоров об оказании информационных услуг, разработанные в доктрине гражданского права. Целью исследования является выработка целост...

Проблемы законодательного закрепления понятия «криптовалюта» в России и за рубежом

В статье рассматриваются проблемы, связанные законодательным закреплением правового статуса криптовалюты и блокчейн-технологий в Российской Федерации и других странах с высоким уровнем информационного развития. Выявлены способы внедрения такого элеме...

Особенность правового регулирования ответственности в интернет-отношениях

В современном мире интернет стал неотъемлемой частью жизни людей, оказывая влияние на все сферы деятельности. С развитием информационных технологий возникли новые формы общественных отношений, требующие адекватного правового регулирования. В данной с...

Корпоративное право в Европе: история и современное состояние

В статье изучаются особенности исторического развития и современное состояния корпоративного права в различных европейских странах (таких как Германия и Франция) с романо-германской правовой системой, США, Японии и ряда других государств. Проводится ...

Пути формирования терминологии банковского дела в сфере «кредит/кредитование» в немецком языке

Статья посвящена изучению особенностей формирования терминологии банковского дела в сфере «кредит/кредитование» в немецком языке, выявлению наиболее продуктивных способов образования терминологии данной области. В рамках данной статьи рассматриваются...

Содержание экономической категории «инвестиционная привлекательность»

В статье раскрыто содержание экономической категории «инвестиционная привлекательность» на основе наиболее распространенных подходов российских и зарубежных ученых — определение инвестиционной привлекательности как обобщенного термина, характеризующе...

История развития и формирования понятия «правовая презумпция»

В статье проводится анализ термина «правовая презумпция» с точки зрения сформировавшихся к нему подходов в отечественной правовой науке. Внимание уделено достоинствам и недостаткам каждого из данных подходов, а также их роли в развитии теории правовы...

Смарт-контракты: понятие, признаки и проблемы правоприменения

В данной статье рассматриваются разные подходы к определению понятия и основные признаки смарт-контрактов, выделяемые в правовой доктрине, приводится наглядный пример первого смарт-контракта в России. Обозначен вопрос о необходимости установления лиц...

Концептуальные основы определения понятия «молодёжное предпринимательство»

Статья посвящена изучению концептуальных подходов к определению понятия «молодёжное предпринимательство». В рамках данного анализа поднимаются вопросы значимости закрепления феномена молодёжного предпринимательства как на законодательном уровне, так ...

Похожие статьи

Тенденции развития и проблемы цифровизации корпоративных отношений

В статье рассматриваются корпоративные отношения как основу общественных взаимодействий. Описывается понятие и сущность корпоративных отношений, включая внешние и внутренние виды. Особое внимание уделяется влиянию цифровизации на эти отношения, включ...

Договор в сфере информационных технологий: понятие и виды

В статье анализируется понятие договора в сфере информационных технологий, понятие договора, различные классификации договоров об оказании информационных услуг, разработанные в доктрине гражданского права. Целью исследования является выработка целост...

Проблемы законодательного закрепления понятия «криптовалюта» в России и за рубежом

В статье рассматриваются проблемы, связанные законодательным закреплением правового статуса криптовалюты и блокчейн-технологий в Российской Федерации и других странах с высоким уровнем информационного развития. Выявлены способы внедрения такого элеме...

Особенность правового регулирования ответственности в интернет-отношениях

В современном мире интернет стал неотъемлемой частью жизни людей, оказывая влияние на все сферы деятельности. С развитием информационных технологий возникли новые формы общественных отношений, требующие адекватного правового регулирования. В данной с...

Корпоративное право в Европе: история и современное состояние

В статье изучаются особенности исторического развития и современное состояния корпоративного права в различных европейских странах (таких как Германия и Франция) с романо-германской правовой системой, США, Японии и ряда других государств. Проводится ...

Пути формирования терминологии банковского дела в сфере «кредит/кредитование» в немецком языке

Статья посвящена изучению особенностей формирования терминологии банковского дела в сфере «кредит/кредитование» в немецком языке, выявлению наиболее продуктивных способов образования терминологии данной области. В рамках данной статьи рассматриваются...

Содержание экономической категории «инвестиционная привлекательность»

В статье раскрыто содержание экономической категории «инвестиционная привлекательность» на основе наиболее распространенных подходов российских и зарубежных ученых — определение инвестиционной привлекательности как обобщенного термина, характеризующе...

История развития и формирования понятия «правовая презумпция»

В статье проводится анализ термина «правовая презумпция» с точки зрения сформировавшихся к нему подходов в отечественной правовой науке. Внимание уделено достоинствам и недостаткам каждого из данных подходов, а также их роли в развитии теории правовы...

Смарт-контракты: понятие, признаки и проблемы правоприменения

В данной статье рассматриваются разные подходы к определению понятия и основные признаки смарт-контрактов, выделяемые в правовой доктрине, приводится наглядный пример первого смарт-контракта в России. Обозначен вопрос о необходимости установления лиц...

Концептуальные основы определения понятия «молодёжное предпринимательство»

Статья посвящена изучению концептуальных подходов к определению понятия «молодёжное предпринимательство». В рамках данного анализа поднимаются вопросы значимости закрепления феномена молодёжного предпринимательства как на законодательном уровне, так ...

Задать вопрос