Важность и необходимость развития электронной коммерции в современной России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 8. Предпринимательское право

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Чита, апрель 2018)

Дата публикации: 24.03.2018

Статья просмотрена: 1246 раз

Библиографическое описание:

Семенский, Н. С. Важность и необходимость развития электронной коммерции в современной России / Н. С. Семенский. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/284/14021/ (дата обращения: 22.12.2024).



Ключевые слова: электронная коммерция, глобальная компьютерная сеть Интернет, информационные технологии, индивидуальный предприниматель, бесконтактные платежи

Человечество все более активно задействует информационные технологии для достижения своих целей, а также для повышения эффективности трудовой деятельности. В этих вопросах глобальная компьютерная сеть Интернет стала незаменимой вещью. Множество организаций, предприятий разрабатывают и открывают собственные сайты. Простые граждане в это время так же не остаются в стороне, они регистрируют собственные страницы в социальных сетях, участвуют в культурной, политической, экономической жизни страны. Интернет является открытой системой с широкой аудиторией, которая в свою очередь объединяет людей по всему миру. При этом нет ничего удивительного в том, что широкое использование глобальной компьютерной сети Интернет получило свое продолжение в развитии бизнеса.

Благодаря Интернету бизнес вышел на новый уровень экономических и рыночных отношений. Отмечается, что развитие бизнеса в сети Интернет отражает объединение физических и юридических лиц в сфере электронного бизнеса, поскольку они все объединены в одну большую предпринимательскую сеть. На современном этапе развития человечества подобная система объединения людей получила название электронная коммерция. В настоящее время отсутствует законодательное определение термина «электронная коммерция». Тем не менее многие ученые экономисты, юристы разрабатывают и активно используют в повседневной жизни собственные определения данному понятию [1, с. 25–31].

Например, Эймор Д. рассматривает понятие электронной коммерции как вид бизнеса, финансовых операций, сделок, предусматривающих применение современных информационных технологий с целью обеспечения более высокой экономической эффективности предпринимательской деятельности [2]. Отечественные исследователи Юрасов А. В., Иванов А. В. сравнивают электронную коммерцию с отраслью хозяйства, которая объединяет вокруг себя финансовые операции, сделки, транзакции, осуществляемые при помощи высоких информационных технологий, т. е. при помощи компьютерных сетей [3].

Если взять общеупотребимое определение электронной коммерции, которую часто используют российские интернет-предприниматели, то будет очевидно, что электронная коммерция является информационным каналом, расположенным в глобальной компьютерной сети Интернет в целях организации процессов, используемых в бизнесе. Из этого определения можно сделать вывод, что оно не сильно отличается от аналогичных трактовок понятия электронной коммерции, которую озвучивали в своих исследования Эймор Д., Юрасов А. В., Иванов А.В и другие ученые высказывавшиеся по данной теме.

Уникальность и важность электронной коммерции заключается в том, что она располагается в сети Интернет, которая представляет собой множество компьютеров, объединённых в общемировую глобальную сеть благодаря чему, обмен информацией происходит в доли секунд. Таким образом объединяя компьютеры по всему миру, мы получаем глобальную компьютерную сеть Интернет в которой мы можем покупать и продавать как реальные, так и информационные товары: фильмы, игры, вещи, продукты питания, бытовую технику и т. д.

Электронная коммерция сравнима с интернет-магазином. Причем подобный вид деятельности возник еще во времена, когда интернет был не настолько популярен как сейчас. Случилось это в далеком 1979 году, когда в Соединенных Штатах Америки инженер-конструктор Алдрих М. принял решение связать воедино кабельное телевиденье и компьютер. В этих целях он воспользовался стационарными телефонными линиями. Подобная технология предоставляла возможность пользователям осуществлять заказ товаров, отображаемых на экране. И лишь спустя десятилетие в 1990 году Беренсом Т. впервые был изобретен первый интернет-браузер, в результате чего бурное развитие получила электронная коммерция. В 1992 году Стак Ч. открыл первый в мире интернет-магазин, занимающийся продажей книг через Интернет. К середине 1994 года начал свою работу один из известнейших интернет-сайтов amazon.com, связанный с продажей товаров, создателем которого является Безос Д., а уже в 1995 году свою работу начал всемирно известный аукционный сайт по продаже товаров e-bay.com.

В отличие от западных стран, в России технология Интернета появилась несколько позже, соответственно и развитие электронной коммерции в России существенно отстает от таких стран как Южная Корея, Япония, США и т. д. Эту тенденцию можно проследить, если обратиться к периоду появления Интернета в России:

1. 1991–1993 гг. можно назвать периодом зарождения Интернета в России. На данном этапе «всемирная паутина» выступала в качестве средства общения между техническими центрами, научными деятелями, правительственными организациями и компьютерными специалистами;

2. 1994–1997 гг. характеризуются тем, что наиболее активно начинают интересоваться Интернетом граждане Российской Федерации из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов с численностью более миллиона человек;

3. 1998 г. — по настоящее время, Интернет активно развивается на всей территории России появляются новые сайты, интернет-магазины и из средства общения и обмена информацией Интернет превратился в инструмент для предпринимательской деятельности.

На основе данных временных периодов, можно утверждать, что в Россию глобальная компьютерная сеть Интернет пришла только в конце 90-х годов двадцатого века, в то время, когда в англоязычном интернет-пространстве уже активно создавались крупнейшие онлайн-магазины такие как amazon.com, e-bay.com и т. д. Несмотря на отставание России в сфере развития информационных технологий, онлайн-шоппинг (т. е. покупка и продажа товаров в сети Интернет) растет каждый год большими темпами, активно конкурируя с европейскими рынками.

По статистике девять из десяти пользователей российского Интернета, хотя бы раз осуществляли покупку товаров в сети. Учитывая, что пользователями «всемирной паутины» на территории Российской Федерации являются более 80 миллионов человек, то цифра выглядит внушительной. В выборе покупок российские граждане отдают предпочтения одежде, электронике, книгам и журналам, что свидетельствует о том, что пользователи Интернета любят не только покупать красивые вещи, бытовую технику, но и активно любят читать книги и развиваться в интеллектуальном плане [4, c. 10]. И это является одним из главных движущих факторов развития электронной коммерции в России. Высокий уровень образованности среди граждан, позволяет появляться молодым талантливым интернет-предпринимателям, которые создают новые отрасли в сфере интернет-бизнеса, создают новые сайты, что в дальнейшем счете приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации, благодаря предпринимательской деятельности граждан [5, с. 117–120].

Существуют целые программы помощи по развитию малого и среднего предпринимательства, которые устанавливают равный доступ граждан к данным программам, сюда входят: гранты, помощь в выплате кредитов на бизнес, компенсация всех или частичных затрат на обучение персонала, поиск партнёров для заключения сделок с иностранными представителями и т. д. [6].

Кроме того, активное содействие в развитии электронной коммерции в России осуществляют финансовые органы, которые разрабатывают и внедряют новейшие банковские технологии, применение которых предоставляет возможность осуществлять дистанционное обслуживание банковских операций клиентов, что упрощает проведение электронных платежей. Примером современной банковской инновации по проведению мгновенных платежей можно назвать технологию бесконтактных платежей PayPass от компании MasterCard, которая появилась на российском рынке в 2008 году и от компании Visa, представленная в 2011 году Альфа-Банком. Схематично технология бесконтактных платежей выглядит следующим образом [7].

C:\Users\Никита\Desktop\рисунок 1.jpg

Рис. 1. Технология бесконтактных платежей

Особенность данной технологии заключается в том, что с позиции платежной системы, действия пользователей бесконтактных платежей не имеют отличий от стандартного способа оплаты по банковской карте. Но в отличие от обычной оплаты, возможно участие сторонних приложений на смартфоне, подтверждающих факт оплаты товара без утечек персональных данных владельца карты, что делает процесс оплаты товаров и услуг как в реальной жизни, так в глобальной компьютерной сети Интернет мгновенным, буквально за считанные секунды [8]. Несмотря на все технологические ноу хау в сфере электронной коммерции в России существуют и ряд трудностей. Процессы по созданию, развитию, масштабированию электронной торговли замедляются по следующим причинам:

‒ отставание законодательства от динамично развивающихся отношений в сфере электронной коммерции;

‒ устарелая инфраструктура, не позволяющая быстро внедрять современные информационные технологии;

‒ быстрое развитие кредитных и финансовых отношений в мире, за которыми не поспевают органы государственной власти (например, технология «блокчейн»).

Данные особенности отставания электронной коммерции в России озвучил Президент Российской Федерации Путин В. В. в послании к Федеральному Собранию, указав на то, что важно поддерживать начинающих предпринимателей, помогать людям сделать первый шаг, чтобы можно было открыть своё дело буквально одним кликом, проводить обязательные платежи, получать услуги, кредит удалённо, через сеть Интернет. Индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан, которые используют такие цифровые сервисы, необходимо освободить от отчётности, сделать для них уплату налогов простой транзакцией, проходящей в автоматическом режиме [9].

Президент Российской Федерации поставил очень важные и необходимые задачи, которые должны помочь преодолеть трудности, которые испытывает электронная коммерция в России, более того озвученные цели должны в ближайшие несколько лет максимально приблизить Россию к Южной Корее, Японии, США в сфере развития онлайн бизнеса. К 2024 году каждый индивидуальный предприниматель должен иметь возможность быстро и легко открывать бизнес в сети Интернет, оплачивать налоги буквально «в один клик», что в конечном итоге позволит избежать бюрократических трудностей с органами государственной власти. Более того Путин В. В. поставил амбициозную цель войти в ТОП-5 экономик мира, что прямым образом соотносится с развитием электронной коммерции в России. Ведь чем больше индивидуальных предпринимателей, юридических лиц будут создавать свои бизнесы, тем больше будет оборот денежных средств в сфере электронной коммерции, что значительно увеличит налоговые доходы в бюджет Российской Федерации и улучшит экономическую ситуацию. Это имеет практическое и важное значение для всей страны.

Литература:

  1. Козырь Н. С., Козенко В. В. Повышение конкурентоспособности российских компаний посредством интернет-коммерции в рамках ВЭД // Современные технологии управления. — 2015. — № 5. — С. 25–31.
  2. Эймор Д. Электронный бизнес: эволюция и/или революция. Пер. с анг. — М.: Вильямс, 2004. — 752 с.
  3. Юрасов А. В., Иванов А. В. Интернет-маркетинг. — М.: Горячая Линия — Телеком, 2012. — 246 с.
  4. Рожков Р. Россияне увлеклись онлайн-шопингом // Газета «Коммерсантъ». 2016. № 13. С. 10.
  5. Дедусенко М. Л., Кузьмина Д. А. Выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней // Молодой ученый. — 2012. — № 10. — С. 117–120.
  6. Денежные средства на развитие малого бизнеса. Помощь малому бизнесу от государства. Способы получения государственной помощи // ProjectRussia. URL: https://projectrussia.ru/cash-for-small-business-development-assistance-to-small-businesses-from-the-state.html (дата обращения: 19.03.2018).
  7. Деньги из воздуха: стоит ли бояться бесконтактных платежей Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/money/23/10/2017/59e9d7039a794786105a821a // РБК. URL: https://projectrussia.ru/cash-for-small-business-development-assistance-to-small-businesses-from-the-state.html (дата обращения: 19.03.2018).
  8. Как платить телефоном по карте Visa. Бесконтактные платежи в деталях // Хабрахабр. URL: https://www.rbc.ru/money/23/10/2017/59e9d7039a794786105a821a (дата обращения: 19.03.2018).
  9. Послание Владимира Путина Федеральному собранию 2018 // 1tv. URL: https://www.1tv.ru/shows/vystupleniya-prezidenta-rossii/poslanie-federalnomu-sobraniyu/poslanie-vladimira-putina-federalnomu-sobraniyu-2018-polnaya-versiya (дата обращения: 19.03.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): электронная коммерция, Россия, глобальная компьютерная сеть, Интернет, Российская Федерация, платеж, продажа товаров, сеть, бытовая техника, Южная Корея.