Налогообложение субъектов электронной коммерческой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 21.10.2019

Статья просмотрена: 460 раз

Библиографическое описание:

Басалыко, В. М. Налогообложение субъектов электронной коммерческой деятельности / В. М. Басалыко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 57-58. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63204/ (дата обращения: 16.11.2024).



На сегодняшний день все большее значение приобретает электронная коммерция. Все чаще предприниматели обращаются к продаже товаров посредством сети Интернет. Однако, в отличие от иностранных государств, Российская Федерация не спешит модернизировать правовые механизмы налогообложения субъектов электронной коммерции.

Начнём с самого главного. В российском законодательстве в принципе отсутствует понятие электронной коммерции. В зарубежной практике существуют разнообразные подходы раскрытию термина. Так, Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, принимает такой способ заключения торговых сделок, при котором используются различные электронные средства передачи данных. Подобным образом данное определение расшифровывается в законодательстве США. В нём электронная коммерция это особый способ осуществления торговых операций через сеть интернет.

Мировая практика по-разному подходит к закреплению данного термина. Одни страны включают него финансовые и коммерческие транзакции, которые происходят в электронном виде, другие стараются отграничить категории, например электронной торговли розничными продажами для потребителей и рынок оптовой торговли. Однако, анализируя сходные черты электронной коммерции за рубежом, можно сделать вывод, что ключевым элементом соответствующих правоотношений является осуществление предпринимательской деятельности посредством использования сети Интернет. То есть, Интернет понимается, как инструмент связи с контрагентами.

Ещё одной сложностью в совершенствовании законодательства, касающегося электронной коммерции, является то, что Интернет-торговля зачастую носит трансграничный характер. Это означает, что отсутствие физических границ — одна из ключевых её особенностей. Во многих случаях, покупка и поставка товаров или услуг не привязаны к определённому месту, определённому государству. Часто возникают вопросы, по каким правилам тогда необходимо регулировать такие сделки. Интересно то, что единого подхода к этой проблеме нет не только в нашем государстве, но и в целом в мире.

Проблемы налогообложения электронной коммерции возникают также в части администрирования прямых налогов, как правило, они связаны с определением постоянного представительства, так и в части косвенных налогов, в основном связанных с расчетом и уплатой НДС.

В 2002-м году европейский Союз ввёл правила, согласно которым все операции, осуществляемые цифровом пространстве, должны быть приравнены к услугам и подлежать налогообложению по месту нахождения покупателя.

Регламент уплаты НДС, который действует в европейском Союзе, устанавливает ряд требований для определения местонахождения клиента. Например, те услуги, которые представляются через мобильные сети, предполагают, что местонахождение клиента определяется по коду страны на номере телефона, который был использован для получения данной услуги.

Для упрощения налогового администрирования НДС в 2015 г. в ЕС был введен специальный механизм, называемый Mini one Stop Shop (далее — MOSS), позволяющий налогоплательщикам, осуществляющим трансграничные операции внутри ЕС, не регистрироваться в каждой юрисдикции, а сдавать отчетность по НДС только в одном государстве, в котором у них находится постоянный офис.

Основной задачей механизма описанного выше можно назвать снижение административной нагрузки на налогоплательщиков. Однако в настоящее время механизм работает не полностью. Все потому, что механизм не является обязательным, таким образом, не все государства его используют и принимают во внимание.

Помимо этого, Европейском союзе существует большой риск двойного налогообложения, так как правила аудита НДС не согласовано. Таким образом, если национальные налоговые органы не согласны по каким-либо пунктам, субъект подвергается налогообложению двойном размере.

Что касается Российской федерации, в области налогового администрирования электронной коммерции все уже достигнуты определённые успехи, речь идёт о введении статьи 174.2 в НК РФ. В данной статье говорится, что реализация цифровых услуг облагается НДС по месту нахождения покупателя. При этом чтобы местом реализации считалась территории РФ, должны быть выполнены названные в законе условия.

Все же налоговое администрирование, точнее его законодательное совершенствование, нужно развивать. В настоящее время у налоговых органов даже нет необходимого оборудования, для того чтобы они могли оценить реальные объемы продаж на рынке электронной коммерции. Это очень важно, так как электронная коммерция с каждым годом будет только набирать обороты.

Таким образом, Российская Федерация только начинает развивать законодательство области электронной коммерции. Правила налогообложения зарубежных интернет компаний постепенно приносят результат, но этого явно недостаточно.

Необходимо продолжать совершенствовать законодательство с учётом зарубежной практики. Очень важно закрепить ряд основополагающих понятий в законодательстве, как минимум термины «электронная коммерция», «цифровой товар», «цифровая поставка».

Очень важно начать внедрять и использовать механизмы, которые успешно показали себя в практике зарубежных стран и начать формировать единую концепцию в международной среде. Можно начать с создания единого законодательства в части налогообложения электронной торговли внутри ЕАЭС, а также разработать систему по автоматическому обмену информацией о счетах и переводах налогоплательщиков.

Ну и конечно, нужно обеспечить наши налоговые органы всем необходимым оборудованием для того, чтобы разработать специализированное программное обеспечение для налоговых органов, которое позволит отслеживать все транзакции, совершаемые налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность в цифровом пространстве, что позволит повысить качество налогового администрирования и снизит количество злоупотреблений со стороны налогоплательщиков.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2019)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2019)
  3. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле. Комиссия ООН по праву международной торговли. Ежегодник. 1996 год. Т. XXVII. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1998. С. 319–323. // КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2019)
  4. Головченко О.Н // Налогообложение субъектов электронной коммерческой деятельности «Финансовое право», 2019, N 2
  5. Ем А. В. Налог на добавленную стоимость при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме: проблемы администрирования // Налоги. 2017. N 6. С. 7–12.
  6. Хаванова И. А. Виртуальное и реальное: теория потоков в контексте налогово-правового регулирования // Финансовое право. 2017. N 4. С. 35–40.
Основные термины (генерируются автоматически): электронная коммерция, Европейский союз, налоговое администрирование, Российская Федерация, электронная торговля, MOSS, зарубежная практика, необходимое оборудование, предпринимательская деятельность, цифровое пространство.


Задать вопрос