Первый позитивизм как этап философии науки: общие положения и условия возникновения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №18 (256) май 2019 г.

Дата публикации: 06.05.2019

Статья просмотрена: 2368 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Ю. М. Первый позитивизм как этап философии науки: общие положения и условия возникновения / Ю. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 74-75. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58757/ (дата обращения: 16.11.2024).



Значительного прорыва наука достигла в Новое время. Именно тогда произошли масштабные изменения в картине мира, наука отделилась от философии и богословия, появилась и уточнилась методология исследований. Этот этап науки принято называть классическим (XVII-XIX вв.). Ему присущ механицизм, линейный детерминизм, нацеленность на производство объективно-истинностного знания. Методологически признавался универсальный метод объяснения явлений и превалирование экспериментальных исследований. Наука выделилась как социальный институт в XVII-XIX вв., ее функции стали выходить за пределы продуцирования научного знания. Она также стала отвечать за практическую реализацию этого знания и подготовку научных кадров. [4, c. 69]

В связи с большим приращением научного знания и необходимости его осмысления и классификации мы видим потребность в философии науки.

Понятие философии науки имеет несколько коннотаций. Во-первых, когда говорят о философии науки, то имеют в виду один из этапов развития позитивистской традиции (20–30-е гг. XX в.), т. е. неопозитивизм или логический позитивизм. Но подобная философия науки была бы актуальна лишь для узкого круга специалистов формальной логики. В рамках данного понимания философии науки высказывается противоречивая оценка философии как метафизики, которая пренебрегает ее историчностью.

Во-вторых, было бы упущением не относить к философии науки работы самих учёных, рассуждающих о науке как деятельности. Здесь ученые выходят за рамки своих исследований и рассматривают науку с философской точки зрения. Так, отечественный учёный-космист В. И. Вернадский в работе «Научная мысль как планетное явление» рассматривает место и роль науки, выявляет закономерности ее функционирования и утверждает приоритет научной позиции в сравнении с религиозными и социально-политическими воззрениями.

В-третьих, существует ряд философских направлений, для которых наука — главный объект анализа. Например, неокантианство или феноменология, где ценность и оригинальность философских идей определяется разрабатываемыми концепциями науки. Принципы неокантианского понимания науки связываются с разграничением методов естественных и гуманитарных наук. Гуссерлевская феноменология пытается выявить, в каких отношениях находятся жизненный мир и наука. Кроме того, существуют философские направления, содержащие оригинальные способы осмысления науки. Сошлемся на рассуждения М. Хайдеггера. Он вписал в принципы фундаментальной онтологии концепцию науки. Также несомненно продуктивной следует признать марксистскую концепцию науки, ориентированную на ее практическое и социальное применение. [1, c. 186–188]

Итак, когда мы говорим о философии науки как области философского знания, то мы должны иметь в виду все три способа трактовки этого понятия, поскольку признание только некоторых из них означает существенное оскудение содержания этого раздела философии.

Таким образом, объектом исследования философии науки по определению является наука. Предмет исследования — место и роль науки в формировании человеческого мировоззрения, в освоении и конструировании человеком осмысленного мира. Предметами философии науки также являются наука как познавательная деятельность, наиболее общие закономерности научного познания, а также его развитие в изменяющемся социокультурном контексте.

Первой школой, объявившей себя философией науки, стал позитивизм в лице Дж. С. Милля, О. Конта, Г. Спенсера и других.

Конт (1798–1857) полагал, что следует перенести точные методы естественных наук на изучение общества и сформировать социальную теорию по образцу наук о природе. Конт считается одним из создателей социологии как науки об обществе, имеющей обособленный от философии статус. Важным условием прогресса науки О. Конт считал переход от метафизики к позитивной философии. Позитивность здесь понимается как характеристика научного знания. Позитивное — это реальное, доказуемое и полезное знание в противоположность противоречивым представлениям обыденного сознания. Оценка науки в индустриальную эпоху выражена в синонимии научного и позитивного. Идеи социального прогресса, основанного на развитии науки и техники, овладевали умами того времени.

При таком подходе отношение науки и философии, искусства, морали стало рассматриваться в одном аспекте — как одностороннее влияние на них науки. Как прояснилось в дальнейшей истории философии, эта установка была одним из непреодолимых препятствий в понимании отношений науки и социума. Развитие науки нельзя осмыслить, игнорируя влияние на неё социокультурных и исторических факторов.

Джон С. Милль (1806–1873) вслед за Контом считал, что научные законы выражают отношения между явлениями, а сами явления есть феномены чувственного опыта, складывающиеся в ощущения и их комплексы. Научное познание, согласно Миллю, должно ориентироваться на исчерпывающее описание ощущений, следовательно, материя и сознание должны трактоваться не как субстанции, а как понятия, обозначающие особые ассоциативные сочетания ощущений. [3]

Феноменалистскую трактовку науки можно обнаружить у Г. Спенсера (1829–1903). По ряду вопросов концепция Г. Спенсера отличалась от Конта и Милля. Они ближе к кантианской, а не к юмистской традиции. Спенсер различал два уровня — «непознаваемое» и «познаваемое» бытие. Первое — аналог кантовских вещей в себе. Наука не занимается их анализом: она изучает «познаваемое» — мир явлений и их отношений, выражаемых в научных законах. Цели научного познания Спенсер оценивает классически в русле основных идей позитивизма. «Узнать законы, — пишет Спенсер, — это значит узнать отношение между явлениями». [2, с. 624] Наука не должна быть ориентирована на метафизические рассуждения о непознаваемом.

Поводя итоги, можно сказать, что позитивистами как первыми последовательными теоретиками философии науки был провозглашен отказ от метафизики как несостоятельной попытки обнаружить за явлениями сущности. Наука — единственное позитивное и продуктивное знание, фиксирующее в опыте регулярную последовательность явлений (т. е. законы). Позитивизм долгое время оставался лидирующим направлением философии науки. Он был актуален на протяжении еще полутора веков и его следствиями стали эмпириокритицизм Маха, конвенционализм А. Пуанкаре, неопозитивизм (логический, лингвистический позитивизм), постпозитивизм.

Литература:

  1. Бряник Н. Б. Основные смыслы понятия «Философия науки»// Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник; отв. ред. О. Н. Дьячкова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. — 318 с.
  2. Спенсер Г. Опыты научные, политические, философские. Мн., 1998. — 758 с.
  3. Стёпин В. С. Философия науки. Глава 1. Основные этапы развития философии науки. М., 2006. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 18.03.2012. Режим доступа: URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5321 Дата доступа: 01.04.2019.
  4. Токмянина С. В. Классическая наука// Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник; отв. ред. О. Н. Дьячкова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. — 318 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Спенсер, философия науки, наука, XVII-XIX, научное знание, научное познание, развитие науки, роль науки.


Похожие статьи

История становления философии физической культуры как предмета философского осмысления

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история и современность

Феномен неовикторианства в оценке английского и российского литературоведения

Поэтика русской философии XIX–XX века: специфика и основные этапы развития

К вопросу о педагогической рефлексии: определение, содержание и структурные компоненты

Платонизм и философия александрийской школы: Филон и Климент (онтологический аспект)

История зарождения и развития классической и неклассической науки и психологии

Развитие марксизма на почве народничества в России конца XIX века. Параллели и антагонизмы двух революционных учений

Гносеологические и воспитательные основания метода Сократа

Религиозно-философские основания искусства с позиций православной культуры

Похожие статьи

История становления философии физической культуры как предмета философского осмысления

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история и современность

Феномен неовикторианства в оценке английского и российского литературоведения

Поэтика русской философии XIX–XX века: специфика и основные этапы развития

К вопросу о педагогической рефлексии: определение, содержание и структурные компоненты

Платонизм и философия александрийской школы: Филон и Климент (онтологический аспект)

История зарождения и развития классической и неклассической науки и психологии

Развитие марксизма на почве народничества в России конца XIX века. Параллели и антагонизмы двух революционных учений

Гносеологические и воспитательные основания метода Сократа

Религиозно-философские основания искусства с позиций православной культуры

Задать вопрос