На сегодняшний день формирование образовательной политики является приоритетным направлением как на федеральном уровне, так и на региональном уровне. От того в какой степени сформирована образовательная политика зависят и показатели уровня образования в стране, уровень профессиональной подготовки будущих специалистов в разных областях.
Особо острой проблема образовательной политики оказывается в Республике Калмыкия, в которой на сегодняшний день только происходит процесс становления образовательной политики в соответствии с современными стандартами и тенденциями в области образования.
Одним из важнейших приоритетов региональной образовательной политики в Республике Калмыкия сегодня является поддержание и развитие системы образования, обеспечение процесса повышения качества и эффективности образования. В соответствии с вышеперечисленными приоритетами будет формироваться внешний запрос к существующей системе образования, который будет состоять в следующих моментах [3, c. 17]:
− обеспечение необходимых условий, требующихся в процессе реализации непрерывного образования населения, создание разнообразия и вариативности образовательных программ для выбора в соответствии с изменениями образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
− обеспечение доступности и качества образования населения;
− постоянное совершенствование форм воспитательной работы с детьми и молодежью, налаживание процессов взаимодействия с семьей в области образования и воспитания.
В настоящее время в Республике Калмыкия реализуется государственная программа «Развитие образования Республики Калмыкия на 2013–2020 годы», утверждённая Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 7 мая 2013 года № 214. В рамках данной Государственной программы происходит реализация следующих подпрограмм в области образования:
− «Развитие системы дошкольного образования»;
− «Развитие науки Республики Калмыкия»;
− «Развитие системы общего образования»;
− «Развитие системы профессионального и дополнительного профессионального образования»;
− «Развитие системы дополнительного образования и воспитания детей»;
− «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»;
− «Сохранение и развитие калмыцкого языка».
Особое значение в процессе развития региональной образовательной системе и научной деятельности отведено Калмыцкому государственному университету, который на сегодняшний день является основным центром образования, культуры и науки. Калмыцкий государственный университет включает в себя 12 научно-образовательных центров и научно-исследовательских лабораторий.
Так, на сегодняшний день в Республике Калмыкия политика в области образования носит активный характер и направлена, прежде всего, на повышение доступности образования в регионе, совершенствование образовательной системы, увеличения количества образовательных учреждений в регионе. Однако, следует отметить, что существуют и определённые проблемы в области реализации образовательной политики Республики Калмыкия. Среди таких проблем можно выделить [1, c. 18]:
- Проблема недостатка мест в дошкольных образовательных учреждениях;
- Трудности в процессе трудоустройства выпускников высших учебных заведений;
- Недостаток высококвалифицированных работников в ДОУ;
- Высокая стоимость высшего образования;
- Другие проблемы в области образовательной политики.
Ситуация усложняется и тем, что население не просто знает о проблемах, но и лично столкнулось с ними. Например, студентами испытываются трудности в процессе поиск работы после окончания университета, а также у многих семей нет возможности оплатить само обучение в высшем учебном заведении. В свою очередь, молодые семьи, имеющие маленьких детей, сталкиваются с проблемой нехватки мест в детских садах, высокими ценами за пребывание ребенка в частных ДОУ, а также с недостатком квалифицированных работников в них [2, c. 63]. Подобный высокий уровень осведомленности в проблемах региона, является следствием того, что практически каждый житель Республики, или кто-то из членов его семьи вынужден столкнуться с определённой проблемой в сфере образования.
Кроме того, следует отметить, что учебные заведения Республики Калмыкия не полностью покрывают потребности организаций в специалистах с высшим и средним образованием. В регионе сегодня наблюдается перенасыщение рынка труда работниками в области экономики и управления и дефицит профессионалов в инновационных организациях, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции. При этом достаточно низкий уровень средней заработной платы в Республике не позволяет привлекать специалистов из других регионов. В связи с этим возникает необходимость формирования региональной инновационной системы Республики Калмыкия, ориентированной на ускорение инновационного цикла: образование — наука — производство.
Среди задач развития профессионального образования в Республике Калмыкия следует выделить:
− создание системы профессионального образования с учетом потребностей рынка труда в регионе;
− формирование программ профессионального образования повышенной привлекательности, необходимых и востребованных рынком труда в регионе;
− создание и внедрение новых финансово-экономических механизмов в систему профессионального образования (эндаумент-фонды, государственно-частное партнерство и т. д.).
Таким образом, сегодня приоритетными направлениями в области улучшения образовательной политики в Республики Калмыкия является создание доступности образовательных услуг для любых категорий населения, а также обеспечение непрерывного развития уровня образования в соответствии с постоянно изменяющимися внешними условиями.
Литература:
- Команджаев, А. Н. Становление и развитие высшего образования в Калмыкии / А. Н. Команджаев, Е. Ш. Музраева // Вестник Калмыцкого университета. — 2015. — № 10. — С. 16–21.
- Малышев, Е. А. Государственная образовательная политика в контексте мирового образовательного пространства / Е.А Малышев, Т. Б. Макарова // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2016 — № 2 — С. 59–66.
- Мирошниченко, В. В. Общие тенденции развития региональной системы образования / В. В. Мирошниченко // Научно-педагогическое обозрение. — 2015. — № 2 (2). — С. 13–22.