Миграция — это переселение трудоспособного населения из одной страны в другую на срок более 1 года. Миграции существовали всегда. Что же заставляет народы менять место своего жительства? В большинстве случаев к переселению на чужбину толкает безработица, нищета. Одни её терпят, умирают в нужде. Другие, более энергичные, уезжают в другие страны, где, в конце концов, отвоёвывают себе место. Очень часто причиной миграции становится притеснение, угнетение другими народами.
Миграция является одним из важнейших экономических показателей любого региона, Калининградская область не является исключением из этого правила.
В ходе исследования миграционных процессов в Калининградской области была поставлена цель выявить основные причины миграции населения в Калининградскую область и оценить её влияние на экономику нашего региона.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) Определены основные потоки мигрантов в Калининградскую область.
2) Выявлены наиболее значимые факторы, оказывающие воздействие на миграцию в регионе.
Подготовительный этап исследования включал обработку данных, полученных на официальных сайтах Федеральной службы государственной статистики и УФМС по Калиниградской области.
На официальных сайтах были получены следующие данные, которые представлены на рисунках 1 и 2: число иммигрантов в Калининградской области с 2003 по 2013 год выросло с 9276 чел. до 21155 чел. соответственно; число эмигрантов в регионе с 2003 по 2013 год также выросло с 6139 чел. до 12179 чел. соответственно.
Таким образом, в Калининградской области наблюдается постоянный миграционный прирост за счет приезжих из других регионов России, стран СНГ и дальнего зарубежья (рис.3) Так, в 2012 году миграционный прирост 8702, в 2013–8976, с января по август 2014 года — 4546 (Это третий показатель в Северо-Западном федеральном округе. Обогнать Калининградскую область в рейтинге привлекательности для приезжих удалось только Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где миграционный прирост населения с января по август составил 23094 и 14811 человек соответственно).
Рис. 1. Динамика количества иммигрантов за 2003–2013 гг.
Рис. 2. Динамика количества эмигрантов за 2003–2013 гг.
Рис. 3. Миграционный прирост в Калининградской области за 2003–2013 гг.
По статистике на ноябрь 2013 года наибольшую долю прибывших в Калининградскую область из других регионов России имеют представители Северо-Западного федерального округа (61,56 %), на втором месте Центральный федеральный округ — 10,31 %. Наименьшая доля у Северного Кавказа -2,06 %. В структуре выбывших наблюдается аналогичная тенденция: первое место у Северо-Западного Федерального округа (70,58 %), за ним следует Центральный ФО- 12,82 % и замыкает список Северо-Кавказский ФО- 1,42 %.
В структуре миграционного прироста населения Калининградской области, связанного с другими регионами России, наибольший вес имеют Дальневосточный (30,23 %) и Сибирский(38,76 %) федеральные округа. За счёт высокой доли в иммиграции и эмиграции населения области на Северо-Западный ФО приходится 0,47 % прироста, а Центральный и вовсе имеет отрицательные процентные показатели:– 6,71 %. Эти результаты проиллюстрированы на рис.4.
Рис. 4. Миграционный прирост в Калининградской области в 2013 году
По данным УФМС России по Калининградской области к концу ноября 2013 года в Калининградской области на миграционный учет поставлено 36 467 иностранных граждан. Больше всего иностранных граждан поставлено на миграционный учет в Калининграде, Багратионовске, Гурьевске, Черняховске. Основная миграционная нагрузка приходится на областной центр. По разрешению на временное проживание и виду на жительство в области проживают более 18 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства — в основном, русскоязычные выходцы из Белоруссии, Украины, Армении, Узбекистана, Литвы, Казахстана и Азербайджана. Иностранным гражданам оформлено и выдано почти 9 тысяч патентов для работы у физических лиц.
В настоящее время в регионе проживает более 130 национальностей. По данным переписи 2010 года 82 % населения области составляют этнические русские, 3,48 % — украинцы, 3,45 % — белорусы, 5,1 % не указали свою национальность. Данные представлены на рис.5.
Рис. 5. Этническая структура населения калининградской области по данным переписи населения 2010 года, %
Региону не обойтись без трудовых мигрантов, учитывая масштабные планы социально-экономического развития Калининградской области и демографические тенденции (реконструкция аэропорта «Храброво», строительство жилых микрорайонов для военнослужащих, строительство объектов к Чемпионату мира по футболу).
В Калининградской области работодатели заявляют в службы занятости в среднем 12 тысяч вакансий (это больше, чем в докризисные времена). А безработных состоит на учете вдвое меньше — 5235человек (на 1 ноября 2014 года). Из них более 50 процентов — женщины со средним специальным образованием. Из этого следует, что региону необходима долгосрочная эффективная миграционная политика.
Доля трудоспособного населения в области неуклонно снижается, а количество пенсионеров возрастает. Сейчас на каждую тысячу работающих приходится 621 человек моложе или старше трудоспособного возраста, а через 4 года эта цифра может увеличиться до семисот одного. Сокращение местной рабочей силы отчасти компенсируют трудовые мигранты.
В экономике региона занято 69 % лиц трудоспособного возраста — 421 тыс. человек; 44 тыс. человек трудоспособного возраста (свыше 7 %) занято на учебе с отрывом от производства. Не занято в экономике менее 23 % лиц трудоспособного возраста. Из них безработные составляют 17,8 тыс. человек, или 3 % от общей численности населения трудоспособного возраста. Число зарегистрированных безработных — всего 6,6 тыс. человек (1 %).
В 2006 году в Российской Федерации начали действовать несколько национальных проектов. Одним из них является демографический проект, в рамках которого предпринимаются меры по увеличению рождаемости, снижению смертности, увеличению продолжительности жизни и изменение миграционной политики. Так в этих целях были внесены поправки в Федеральный Закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (от 25.07.2002г.) и принят Федеральный Закон № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан в Российской Федерации» (от 18.07.2006 г.). В результате с 15 января 2007 г. произошло упрощение процедур регистрации и трудоустройства иностранных граждан.
Кроме того, с 2007 года в нашей стране действует государственная программа по оказанию содействия переселению соотечественников в Российскую Федерацию из–за рубежа. Участники которой, имеют право получать разрешение на временное проживание без учета квоты, утвержденной правительством Российской Федерации, и осуществлять трудовую деятельность без оформления на то соответствующего разрешения.
С 2007 по 2010 г. Калининградская область занимала лидирующие позиции по количеству переселенцев (с 2011 г. регион уступил первенство Калужской и Липецкой областям). К началу 2013 г. в Калининградской области насчитывалось самое большое количество участников Госпрограммы — 16 % от общего количества переселившихся в Россию. На сегодняшний день переселенцы по Госпрограмме составляют значительную долю в общей численности мигрантов, прибывших на территорию Калининградского региона, и играют определяющую роль в миграционном приросте его населения. Наибольшее количество прибыло из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Армении и Украины.
В связи с большим количеством нарушений законодательства ведется ужесточение миграционной политики. В 2013 году в Калининградской области было проведено 3,5 тысяч проверочных мероприятий, во время которых выявлено более 15 тысяч административных правонарушений в сфере миграции. За пределы России выдворили 698 иностранцев, 1176 запретили въезжать в Калининградскую область.
Вместе с тем, законопослушные мигранты экономике Калининградской области остро необходимы. В связи со старением населения возникает дефицит рабочей силы, увеличивается нагрузка на систему здравоохранения. В отношениях с окружающими странами растет риск оттока квалифицированных молодых кадров в страны ЕС. По прогнозам, даже без учета этого фактора численность населения трудоспособного возраста к 2015 году сократится как минимум на 15 %. Хотя необходимая численность трудоспособного населения для обеспечения экономического роста, по оценке, приведенной в Программе социально-экономического развития Калининградской области на 2007–2016 годы должна к этому времени превышать сегодняшнюю на 30 %.(Рис.6.)
Рис. 6. Прирост экономически активного населения, %
В последнее время в России предусмотрен ряд мер по ограничению нерегистрируемой миграции, её регулированию на основе соблюдения принципа целесообразности привлечения рабочей силы из других стран, что в последующем должно снизить число мигрантов.
В свою очередь, существует ряд ситуаций, когда решить проблемы экономического развития невозможно без привлечения рабочей силы за счет мигрантов и ужесточение мер ограничения миграции может негативно сказаться на успешном решении данных проблем, что особенно актуально в условиях Калининградской области.
Вторым этапом исследования была разработка модели зависимости миграции от различных факторов.
При разработке модели зависимости миграции от различных социально-экономических факторов были рассмотрены следующие показатели: валовой региональный продукт, уровень безработицы, средняя номинальная заработная плата, иностранные инвестиции, число преступлений, цена 1 кв.м. жилья, соотношение 10 % богатых и 10 % бедных жителей региона, индекс потребительских цен.
На основании корреляционного анализа (рис.7) был сделан вывод, что наиболее сильное влияние на количество иммигрантов оказывает размер ВРП (ryx1=0,61),средняя номинальная заработная плата(0,61), поступление иностранных инвестиций(0,51), число преступлений(-0,627), индекс потребительских цен(-0,634). Во всех случаях связь умеренная. Остальные факторы не имеют тесной связи с иммиграцией, в особенности безработица, которая перед началом исследования, казалось, будет одним из основных влияющих показателей.
Из факторов наиболее тесно связаны между собой ВРП и преступность(-0,94), ВРП и цена одного квадратного метра жилья (0,94), ВРП и соотношение 10 % наиболее богатых и 10 % наиболее бедных(0,91). Уровень преступности неожиданно тесно связан почти со всеми факторами, как и ВРП(низкий уровень связи только с безработицей и индексом потребительских цен)
Из-за сильной связи между ВРП и преступностью, вторую из модели пришлось исключить, так как её воздействие на зависимую переменную ниже. Для остальных факторов был проведён тест Фаррара-Глоубера, с целью определения мультиколлиниарности между ними. В итоге в модели остались 2 фактора: число преступлений и индекс потребительских, которых находятся в обратной связи с числом иммигрантов. Так же в ходе исследования было определено, что цена за 1 кв.м. тесно связана почти со всеми факторами, кроме безработицы.
ВРП |
Уровень безработицы |
Средняя номинальная з/п |
Иностранные инвестиции |
Число преступлений |
Цена 1.кв.м. жилья |
Соотношение 10 % богатых и 10 % бедных жителей региона |
Индекс потребительских цен |
|
ВРП |
1 |
|||||||
Уровень безработицы |
0,7519 |
1 |
||||||
Средняя номинальная з/п |
0,0233 |
0,4973 |
1 |
|||||
Иностранные инвестиции |
0,6469 |
0,9842 |
0,5753 |
1 |
||||
Число преступлений |
0,5472 |
0,7438 |
0,0679 |
0,6770 |
1 |
|||
Цена 1 кв.м. жилья |
-0,7011 |
-0,9595 |
-0,6097 |
-0,9495 |
-0,6575 |
1 |
||
Соотношение 10 % богатых и 10 % бедных жителей региона |
0,4333 |
0,8943 |
0,6550 |
0,9196 |
0,6981 |
-0,8275 |
1 |
|
Индекс потребительских цен |
0,5280 |
0,8380 |
0,2195 |
0,8507 |
0,7369 |
-0,6892 |
0,8342 |
1 |
Рис. 7. Таблица корреляционного анализа
В результате регрессионного анализа было выявлено, что при увеличении количества преступлений на 1000, количество иммигрантов сократится на 417 человек, а при увеличении индекса потребительских цен на 1 % количество иммигрантов сократится на 509 человек. Индекс детерминации показал, что около 54 % вариации зависимой переменной учтено в модели и обусловлено влиянием факторов, включённых в модель. Эти данные представлены на рисунке 8. Для оценки влияния каждого фактора модели на количество иммигрантов были использованы эластичность, бета- и дельта-коэффициенты, так как их(факторов) показатели измеряются в разных величинах. В результате все полученные показатели подтвердили, что индекс потребительских цен влияет на иммиграцию больше, чем число преступлений.
Рис. 8. График модели зависимости миграции от различных социально-экономических факторов
В результате исследования было выявлено, что миграционный прирост населения в Калининградскую область с каждым годом увеличивается, а такие факторы как проведение Чемпионата Мира по футболу в 2018 году, требующее масштабного строительства необходимой инфраструктуры, что в свою очередь увеличит потребность в трудовых ресурсах различного качества, недостаток рабочий силы, естественная убыль населения, старение трудовых ресурсов, дают все основания предполагать, что прирост в дальнейшем будет ещё больше. Всё это требует от государства серьёзного вмешательства и регулирования, что подтверждается реализацией демографических программ, ужесточением миграционной политики.
Также было выявлено, что при анализе миграционных процессов наибольшее внимание следует уделять уровню преступности и индексу потребительских цен, которые из множества социально-экономических факторов оказывают на миграцию наибольшее влияние.
Литература:
1. Елисеева И. И. Общая теория статистики: учебник для вузов/ И. И. Елисеева, М. М. Юзбашев; под ред. И. И. Елисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2009.
2. Официальный сайт Управления федеральной миграционной службы по Калининградской области. URL.: http://www.fms39.ru/
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL.: http://www.gks.ru/