Тенденции развития академической мобильности обучающихся в РФ и РК
Автор: Баженова Эльмира Даулетхановна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 1183 раза
Библиографическое описание:
Баженова, Э. Д. Тенденции развития академической мобильности обучающихся в РФ и РК / Э. Д. Баженова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3548/ (дата обращения: 16.11.2024).
Процессы интеграции, происходящие в мировом сообществе во всех сферах жизнедеятельности человека, затронули и сферу образования. В этом процессе интеграции казахстанских вузов, образования и науки в мировое образовательное пространство очень важное место отводится академической мобильности обучающихся. Академическая мобильность будет способствовать формированию человека новой формаций, способного занять достойное место, как в мировом пространстве, так и оказывать решающее воздействие на отечественную экономику и политику. Доступ к качественным образовательным программам, курсы и научные исследования позволит обучающемуся возвратиться в страну постоянного проживания с новым багажом знаний, культурным и академическим багажом. Таким образом, академическая мобильность является приоритетным инструментом формирования мирового образовательного пространства, обеспечение человеческого капитала и способствует повышению доступности, качества и эффективности образования.
Академическая мобильность обучающихся приобрела первостепенное значение после опубликования 8 июля 2009 года Европейской комиссией «Зеленой книги о мобильности молодых людей в целях их обучения». Обучающиеся — это активные участники Болонского процесса. Им предоставляется возможность для воздействия на разных уровнях. Академическая мобильность обучающихся непрерывно совершенствуется и направлена на улучшение качества образования, но и на улучшение профессиональной квалификации в рамках европейского рынка труда [1].
Первыми программами, причем успешными явились программы поддержки развития академической мобильности и академического сотрудничества и обмена «Эразмус», запущенная в 1987 году. Первоначально целью данной программы было, чтобы как минимум 10 % всех обучающихся Европы прошли полный курс обучения в другой европейской стране, что должно способствовать успешной интеграции европейских вузов на мировом образовательном пространстве. На первом этапе запуска программы участвовало 500 учебных заведений, впоследствии число вузов увеличилось до 5000. В 1997 году уровень академической мобильности обучающихся по данной программе возрос до 10000 обучающихся в год.
Следующая из успешных программ, стала программа «Темпус», одобренная Европейской комиссией в 1989 году, в рамках ее обучающиеся устремились из Восточной Европы в Западную Европу, с целью получения качественного образования. Успех двух программ и дальнейшее ее существование по настоящее время был достигнут благодаря национальной политике стран Европейского Союза, причем как отмечает европейский ученый У.Тайхлер «академическая мобильность обучающихся внесла разнообразие в образовательный процесс европейских стран, при этом, не подвергая сомнению национальные модели образования» [4].
В 1988 году в рамках единого образовательного пространства стран Северной Европы, группа Скандинавских стран (Дания, Финляндия, Ирландия, Норвегии, Швеция) запустили программу академической мобильности обучающихся «Нордплюс» для обучающихся североевропейского региона.
Болонский процесс создает определенные преимущества для обучающихся — возможность следования индивидуальному пути обучения и реализации индивидуального квалификационного профиля, улучшение доступа к высшему образованию и финансовой поддержки, новые программы обучения направлены на адаптацию в связи с меняющимся рынком труда, четкое разграничение отдельных уровней академической и профессиональной квалификации, международное признание результатов по отдельным оконченным ступеням обучения (бакалавр — магистр — доктор).
На встрече министров образования стран- участниц Болонского процесса в 2009 году г.Левен/Лувен-ля-Нев (Бельгия) сформулирована идея о том, что к 2020 году не менее 20 % получивших высшее образование обучающихся должны иметь оконченный, а также определенный период обучения в заграничном университете (пункты 18–20 коммюнике). Осуществление этой миссии — массовизация академической мобильности обучающихся требует активного и массового участия вузов. Она связана не только с повышением технической оснащенности вузов для получения притока иностранных обучающихся, но и с совершенствованием организации процесса управления. Это относится и к программам обучения, которые должны быть приближены и адаптированы к программам обучения в зарубежных вузах, так и к повседневному процессу управления, который должен стать гибким, мобильным. Начиная с 1983 года в странах Европы начали принимать документы о том, что обучающиеся из других стран обладают такими же правами, что и студенты данной страны. В ходе такого понимания заключено соглашение о «свободном перемещении обучающихся» и тесному контакту между вузами [3].
Страны Европы получили большой импульс в развитии академической мобильности обучающихся благодаря введению 14 программ, призванных на поддержание европейского сотрудничества в области образовательного пространства. Руководство программам и осуществлялось вновь открытыми центрами академической мобильности, учрежденными на государственном уровне. Данные центры распределяли стипендий с целью руководства индивидуальной мобильностью, координация международной деятельностью вузов и административное управление. Международные центры стали движущей силой развития академической мобильности обучающихся в Европе. Стоит отметить деятельность Немецкой службы академических обменов (DAAD), Британский Совет(British Council), а также еще девяти европейских служб, работающих в сфере академического обмена, затем вошедших в состав Ассоциации академического сотрудничества (ACA). В 1989 году создана Европейская ассоциация международного образования (EAIE).
Приоритеты развития национальной системы образования Российской Федерации в соответствии с основными направлениями Болонского процесса, в том числе с направлением «академическая мобильность», нашли свое определенное отражение в вышедших за последние годы государственных документах, определяющих политику развития в сфере образования. Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2012 годы содержит два раздела, открывающих новые возможности для развития видов деятельности, связанных, в том числе с организацией академической мобильности обучающихся:
«повышение конкурентоспособности российского образования», содействие экспорту образовательных услуг» с общим объемом финансирования из федерального бюджета более 550 млн руб. и с ожидаемыми результатами: программы трансграничных обменов, финансовые механизмы, поддерживающие мобильность обучающихся, научно-методическое обеспечение регламентирования российских образовательных учреждений за рубежом;
«реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и возможности участия российских обучающихся и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования» с общим объемом финансирования из федерального бюджета более 450 млн руб. и с ожидаемыми результатами: двухуровневая система образования; учебное и научно-методическое обеспечение механизмов реализации внутрироссийской и международной мобильности обучающихся и работников сферы образования; модели и механизмы реализации академической мобильности обучающихся и работников учреждений профессионального образования; поддержка международных программ в контексте Болонского процесса [2].
Одной из форм международного сотрудничества является обучение наших граждан в зарубежных вузах. Граждане Казахстана обучаются в 35 странах мира и география сотрудничества в области образования и науки с каждым годом расширяется.
Основные направления обучения граждан Казахстана за рубежом:
международные образовательные обмены;
стипендии Правительств иностранных государств и международных организаций;
в частном порядке;
по международной стипендии Президента РК «Болашак»
Существенным вкладом в развитие человеческого капитала и академической мобильности обучающихся стала реализация международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», дающей возможность одаренным молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира. За рубежом обучаются более 20 тыс. казахстанцев, около 3000 стипендиатов международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» обучаются в 27 странах мира. Это способствует укреплению академической и культурной интернационализации казахстанского высшего и послевузовского образования, улучшению качества образовательных программ и научных исследований.
Академическая мобильность обучающихся важна для личного развития и возможности трудоустройства, и она воспитывает уважение к разнообразию и возможности иметь дело с другими культурами, она стимулирует лингвистический плюрализм и повышает конкурентоспособность высших учебных заведений Республики Казахстан.
В 2012 году МОН РК была принята «Стратегия академической мобильности в Республике Казахстан на 2012–2020 годы», миссией которой является «Повышение привлекательности казахстанского высшего образования через обеспечение качества образовательных и исследовательских программ, дальнейшую интернационализацию, достижение сбалансированной мобильности, развитие поликультурного общества» [5].
Литература:
Academic Mobility in a Changing World: regional and global trends edited by Peggy Blumenthal, Crauford Gondwin, Alan Smith and Ulrich Teicher/ Jessika Kingsley Publisher. London and Bristol, Pennsylvania.-1998,- P.365
Академическая мобильность в России: нормативно-методическое обеспечение/Сёмин Н. В., Артамонова Ю. Д.,Демчук А. Л., Лукшин А. В., Муравьева А. А., Олейникова О. Н. — М.: Изд-во МГУ, 2007. — 208 c.
Болонский процесс 2020- Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии: коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование, Ленев/Лувен-ла- Нев,28–29 апреля 2009 года//Высшее образование в России.-2009.-№ 7.
Всеобщая хартия университетов// http://www.bsun.org/Bologna_Process/Magna_charta/magna_ charta_russian.pdf
Стратегия академической мобильности в Республике Казахстан на 2012–2020 годы. Астана 2012 г.