В данной статье рассматриваются один из видов системы оплаты труда, а именно бестарифная система и проблема правовой неопределенности, порождаемая отсутствием должного правового регулирования в отраслевом законодательстве. Рассмотрены основные причины и факторы, оказывающие влияние при выборе работодателем данной системы, а также основные принципы и характеристики, лежащие в её основе, в том числе механизм производства расчета заработной платы конкретного работника. Исследование наглядно демонстрирует необходимость дальнейшего совершенствования трудового законодательства в части повышения социальной защищенности работников при применении данной системы.
Ключевые слова: оплата труда, бестарифная система, правовое регулирования
Осуществление трудовой деятельности людьми остается одним из важнейших факторов роста экономики в целом и залогом роста конкретного предприятия как такого. Выпускаемая продукция должна соответствовать предъявляемым к ней требованиям о качестве и учитывать интересы конечных потребителей, но при этом необходимо учитывать и интересы работников. Основные гарантии прав работников при осуществлении трудовой деятельности содержатся в трудовом законодательстве, однако во многом бремя по разработке организации системы труда, мотивации повышения качества и эффективности труда работников возлагается именно на работодателя. В том числе и выбор эффективной системы оплаты труда, которые подразделяются на три типа: тарифные, бестарифные и смешанные. Та или иная система должна выбираться работодателем в зависимости от целей предприятия, необходимости увеличения количества производимой продукции и прочих.
На сегодняшний день бестарифные системы оплаты труда набирают всё большую популярность среди работодателей, по той причине, что рассматриваются в качестве возможности повышения уровня организации и стимулирования осуществления трудовой деятельности работниками.
Данный вид системы оплаты труда включает в себя особые черты таких типичных систем, как повременной и сдельной оплаты и при этом представляет из себя более гибкий механизм по отношению к регулированию размеров денежных средств, причитающихся работнику, ставя этот размер в прямую зависимость от общих успехов предприятия и труда отдельных работников. Её применение во многом обуславливается переходом к рыночным отношениям, складывающимся на территории нашей страны в последние 28 лет, и в связи с этим работодатели находятся в поисках наиболее оптимального порядка образования общего фонда оплаты труда. Одной из главных целей при реформировании института заработной платы в новых рыночных условиях хозяйствования является восстановление функции стимулирования работников [1, с. 12]. Размер данной оплаты должен находиться в зависимости, в первую очередь, от общего объема поставленных услуг (работ, продукции), чем больше будет сделано, тем больше получит работник. Именно таким образом реализуется небезызвестный принцип распределения «от каждого по способности, каждому — по труду».
По общему правилу, бестарифная система оплаты труда является видом коллективной системы оплаты, в основе данного вида системы оплаты лежит так называемый «коэффициент трудового участия», выступающей главной характеристикой коэффициента полезного действия со стороны каждого работника производства, но не единственной. Данная система предполагает установление процента работника от общего фонда оплаты труда с учетом таких важных показателей, как степень квалификации, так и эффективности работы в целом.
Так, размер заработной платы каждого работника обусловлен:
− уровнем квалификации конкретного работника;
− упомянутым выше коэффициентом трудового участия;
− реально отработанным временем;
и другими показателями.
Работник получает свой уровень в зависимости от данных критериев, и уже в зависимости от этого уровня, определяется его квалификационная группа [2, с. 72].
При этом не устанавливается размер твердого оклада, как это реализуется при тарифной системе в виде тарифной ставки [3, с. 7].
Также существуют подвиды бестарифных систем оплаты труда, это грейдинговая система, рейтинговая система, ранговая и прочие.
В основе правового регулирования бестарифной системы лежат принципы и правила, закрепленные в локальном нормативном акте. Однако на законодательном уровне, на наш взгляд правовое регулирование бестарифных систем оплаты труда представлено скудно, что в свою очередь порождает несправедливость при распределении благ. Например, даже при выборе данной системы работнику должно обеспечиваться право на получение минимальной заработной платы [4, c. 187].
Так, легальной дефиниции бестарифной системы оплаты труда в нормах права, на сегодняшний день не содержится [5, c. 44], исключительно доктринальные подходы, что порождает правовую неопределённость.
Помимо обозначенного, следует отметить отсутствие как таковых гарантий в части оплаты труда при реализации данной системы на предприятии. Отсутствие законодательного регулирования базовых критериев оценки труда работника влечет за собой проявление субъективизма, возможность злоупотребления со стороны работодателя, желающего сократить расходы на работников.
Таким образом, бестарифная система оплаты труда, на сегодняшний день не обеспечивает высокой степени государственных гарантий, что может порождать ущемление прав работника на получение заработной платы. Требуется законодательная разработка дефиниции понятия «бестарифная система оплаты труда» и закреплении соответствующих гарантий.
Литература:
- Салтык И. П., Гранкин В. Ф. Стимулирование аграрного труда: прошлый опыт и современные проблемы // Вестник КГСА. 2012. № 1. С.11–12 URL: http://journal-kgsha.ru/data/documents/2012–01.pdf (дата обращения: 29.04.2019)
- Родионова, В. Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. М.: Изд-во РИОР, 2009. — 81 с.
- Виничук Т. Г., Сергеева С. Н. Учет труда и его оплаты: учеб. пособие. Томск: Из-во ТГАСУ, 2014. — 44 с.
- Абузярова Н. А. Заработная плата: правовое регулирование: монография. М.: РГ-Пресс, 2016. — 216 с.
- Гриценко М. Ю. Бестарифная система оплаты труда // Школа науки. 2018. № 10. С.44–45