В данной научной статье раскрывается правовой статус организаторов торговли на фондовой бирже, который рассматривается как одна из составных частей фондовых рынков. Представлена также характеристика субъектного состава организаторов торгов. Уделяется внимание анализу действующего законодательства, регулирующего данную сферу в Российской Федерации, а также изучению зарубежного опыта.
Ключевые слова: рынок ценных бумаг, организатор торгов, регулирование, инфраструктура, биржа, торговая система.
Следует начать с того, что одним из профессиональных видов деятельности на фондовой бирже является организация торговли. Эти услуги могут оказывать биржи либо организаторы внебиржевой торговли.
Фондовая биржа создается как некоммерческое партнерство либо акционерное общество.
Рынок ценных бумаг в Российской Федерации является достаточно молодым, по сравнению с другими фондовыми рынками. Однако с начала 2000-х гг. он сильно развился, была сформирована необходимая для его функционирования инфраструктура, как внешняя, так и внутренняя. Важнейшее место в обеспечении деятельности рынка ценных бумаг принадлежит правовому регулированию сферы организации торгов.
В нынешней России законодатель определяет организатора торговли в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах». Данный Закон регулирует отношения, связанные с организацией торгов на товарном и (или) финансовом рынке, устанавливает немаловажные требования к их организаторам, а так же участникам, определяет основы государственного регулирования указанной деятельности.
Деятельность по организации торговли на финансовом рынке в настоящее время регулируется также комплексом нормативно-правовых актов, имеющих различную направленность и лишь отчасти затрагивающих отношения на рынке ценных бумаг.
Важное значение имеют:
– Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
– Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
– Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии».
Исходя из данных законов, организатор торговли — это лицо, оказывающее услуги по организации торгов на товарном и (или) финансовом рынке на основании лицензии биржи или торговой системы. По договору об оказании услуг по проведению организованных торгов организатор торговли обязуется в соответствии с правилами торгов регулярно (систематически) оказывать услуги по проведению организованных торгов, а участники торгов обязуются оплачивать указанные услуги.
Изначально понятие «организатор торговли на рынке ценных бумаг» было введено в 1996 г. Законом о рынке ценных бумаг. Только вот с быстрым развитием отношений, связанных с данной сферой, оно в значительной степени утратило свою актуальность. В связи с этим, в Законе об организованных торгах было дано новое, абсолютно новое определение: организатором торговли признается лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы.
К организаторам торгов данный Закон относит биржу и торговую систему. Лицо, не имеющее лицензии биржи или торговой системы, не имеет права проводить такие организованные торги. При этом они могут быть созданы только в форме хозяйственных обществ. А это значит, что вопрос о правовом статусе организатора торгов решен в пользу коммерческой организации. Получается, что ИП и некоммерческая организация не имеют права организовать оптовые торги. Также, организатор торговли не может осуществлять деятельность центрального контрагента. Главным правилом в РФ является то, что членами фондовых бирж могут быть только юридические лица. В зарубежной практике, естественно, существует разное отношение к категории членов фондовой биржи. В одних странах, например, предпочтение отдается физическим лицам (так, например, США), в других — юридическим (Япония, Канада), в третьих странах (а их, как нестранно, большинство) не делается такого строго различия между физическими и юридическими лицами.
Количество членов любой биржи, как правило, ограничено. Оно определяется уставным капиталом, количеством выпускаемых акций и тем количеством акций, которыми может владеть один член биржи. Такая практика характерна для большинства развитых стран. Поэтому, прием новых членов биржи должно быть оговорено уставом. В зарубежной практике можно встретить и такие биржи, которые не ограничивают себя числом своих членов. В этом случае право торговли предоставляется либо руководством биржи, либо уполномоченными государственными органами.
Таким образом, в Российской Федерации для фондовой биржи все ее члены имеют равные права, то есть не допускается наличие отличных категорий членов, как это имеет место, например, на товарных биржах. Это приводит к тому, что не может быть временного, разового членства, сдачи места члена биржи в аренду или в залог тем лицам, которые не являются членами данной биржи или фондового отдела.
Литература:
1. Афонина А. О. Регулирование фондового рынка в России и за рубежом // Государственное управление. Электронный вестник. 2007. № 10. URL:http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/SSPE/UNPAN028622.pdf.
2. Бурова Д. В. Финансовый контроль деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг // Актуальные проблемы российского права. 2010. № 3. С. 113–125.
3. Сычева А. А. Институциональная структура фондового рынка Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 2. С. 127–132