Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования интернет-зависимости у подростков. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, индивидуально-психологических особенностей подростков, способствующих формированию интернет-зависимости.
Ключевые слова: компьютерная зависимость, интернет-зависимость, подростки, зависимая личность, индивидуально-психологические особенности, социально-психологические факторы.
В 21 веке в связи с компьютеризацией современного общества наблюдается рост компьютерной зависимости среди молодежи. Особенно подвержены данной форме зависимости дети подросткового возраста.
Проблеме формирования компьютерной зависимости в различных возрастных группах уделяли внимание в своих исследования современные отечественные психологи Ю. Д. Бабаева, А. В. Войскунский, Ю. М. Евстигнеева, Е. О. Смирнова, B. C. Собкин, А. Г. Шмелев и др.
Многочисленные исследования психологов показали, что особенности пубертатного периода являются фактором риска для возникновения компьютерной зависимости у подростков. Среди возрастных особенностей эмоционального реагирования подростков традиционно указывается облегченность возникновения эмоциональных реакций, беспричинная смена настроения, повышенная обидчивость. Эмоциональная неустойчивость и повышенная возбудимость несовершеннолетних сочетается с недостаточным развитием их волевой сферы и способности к самоконтролю над проявлениями эмоций в непосредственном поведении. В значительной степени это усугубляется особенностями ценностно-смысловой сферы подростков, неустойчивостью их самооценки [1].
Изучение когнитивных способностей подростков, увлекающихся компьютерными играми, испытывающих патологическое влечение к пребыванию в сети онлайн и общению в социальных сетях, показало развитость у них сложных пространственных паттернов, обширные знания в области техники и технологии.
А. Е. Войскунский рассматривает семейные отношения, модель семейного воспитания, наличие патологических стилей воспитания у родителей как причины ухода детей в виртуальный мир. Развитию зависимого поведения в подростковом возрасте могут способствовать психические травмы, пережитые в раннем детстве, например супружеский развод [2].
Однако большинство современных психологов указывают на ведущую роль личностных особенностей подростков в формирование Интернет зависимости.
Среди основных индивидуально-психологических особенностей, которые могут быть значимы в формировании зависимости среди подростков выделяют: неадекватность самооценки, низкие коммуникативные способности, склонность к поиску новых ощущений, эмоциональная неустойчивость, высокая тревожность, импульсивность, обидчивость, конфликтность, агрессивность, ригидность [4].
А. Ю. Егоров считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди, имеющие такой тип, попадают в группу риска, в том числе и риска формирования компьютерной зависимости. К чертам зависимой личности относятся: крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать «нет» из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям. Все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения [3].
Дети подросткового возраста, которые испытывают трудности в общении со сверстниками и имеют низкий уровень социально-коммуникативных навыков, более склонны к формированию Интернет зависимости. Испытывая сложности в построении контактов с близкими и сверстниками, подросток старается искать для себя более безопасный, опосредованный способ взаимодействия со средой, например, через социальные сети, компьютерные игры.
Становится очевидным то, что подростки с нарушением коммуникативных способностей находят в социальных сетях, компьютерных играх понимающего собеседника и друга, а, следовательно, являются склонными к формированию компьютерной зависимости.
Таким образом, определенные психологические черты индивида могут способствовать или препятствовать формированию Интернет зависимости. Тем не менее, достаточно трудно выделить те черты, которые повышают риск формирования зависимости и те черты, которые являются вторичными изменениями, следствием уже сформированной компьютерной зависимости.
Подводя итог проведенному теоретическому анализу особенностей формирования Интернет зависимости у подростков, можно сказать, что особенности пубертатного периода являются фактором риска для возникновения зависимости у подростков.
Социально-психологическими факторами, влияющими на формирование игровой компьютерной зависимости у подростков, являются непосредственно психофизиологические и психологические особенности данного возрастного периода, пол, трудные жизненные ситуации, особенности микросоциального окружения, индивидуально-типологические и личностные особенности. Как правило, Интернет зависимый подросток обладает ранимостью, повышенной обидчивостью, высокой тревожностью, низкой самооценкой, склонностью к депрессии, низкой стрессоустойчивостью и конфликтоустойчивостью, низким уровнем развития коммуникативных способностей, поведенческой пассивностью, зависимостью от мнения окружающих, ориентацией на избегание неудач, поведенческой ригидностью и др.
Психокоррекция зависимого поведения подростков, должна быть направлена на повышение жизненной активности, способности к самостоятельному преодолению трудностей через формирование позитивного отношения к себе, уверенности и гибкости поведения, коммуникативной компетентности. Необходимо уделять внимание гармонизации межличностных взаимоотношений, обучению свободному выражению позитивных эмоций близким людям.
Литература:
- Асеева, А. Д. Психологические особенности личности, способствующие развитию зависимого поведения / А. Д. Асеева // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. — 2014. — № 101. — С. 2529–2545.
- Войскунский, А. Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема / А. Е. Войскунский // Журнал неврологии и психиатрии. — 2002. — № 3. — С. 56–58.
- Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. — СПб.: Речь, 2007. — 190 с.
- Кузнецова, Л. Э. Психологические факторы формирования химической зависимости у молодежи / Л. Э. Кузнецова, Г. В. Репина // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 400–402.