Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования зависимой личности и зависимого поведения. Особое внимание уделено рассмотрению методов и основных направлений психологической коррекции зависимой личности и зависимого поведения с точки зрения интегративного подхода.
Ключевые слова: зависимая личность, зависимое поведение, эмоционально-личностные особенности, психологическая коррекция, интегративный подход, методы психотерапии.
Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории отклоняющегося поведения личности выделяется подгруппа так называемого зависимого поведения. Зависимость — это образ жизни человека, направленный на поиск удовольствия, идеальной реальности. Зависимость помогает людям не замечать дискомфортной действительности, избегая трудностей и неудач. Однако, найденная в процессе зависимого поведения виртуальная реальность постепенно разрушает здоровье и жизнь личности.
Изучению проблемы формирования зависимой личности посвящены исследования отечественных и зарубежных психологов: Дж. Армитейджа, А. Е. Айвазовой, А. С. Волдаевой, Н. В. Дмитриевой, А. В. Гоголевой, Л. Г. Жедуновой, М. Коннер, В. Д. Менделевича, А. В. Сидорова и др.
Согласно исследованиям А. Е. Айвазова, аддиктивное поведение приводит к изменению психического состояния человека, чаще всего принося ему положительные эмоции: радость, удовольствие, наслаждение, спокойствие [1]. Достижение положительного эйфорического изменения психического состояния происходит посредством приема некоторых веществ, прежде всего продуктов питания или психоактивных веществ.
Зависимое аддиктивное поведение подразделяется на множество разновидностей. Наиболее распространенной классификацией аддиктивного поведения является классификация по объекту аддикции. Объектами аддикции могут быть: химическое вещество, еда, деньги, работа, игры, секс.
Н. В. Дмитриева все разновидности аддикции делит на две большие группы: химические и субстационные зависимости. Химические зависимости — это зависимости от еды, психоактивных веществ, алкоголя и т. д. Субстационные зависимости — это компьютерная зависимость, интернет-зависимость, гемблинг-зависимость, сексуальная зависимость и т. д. [2].
Изучению социально-психологических факторов формирования зависимой личности уделяют внимание современные ученые: У. Бауман, Т. Н. Гумницкая, С. Даулинг, М. Коннер, Г. В. Старшенбаум и др.
Данные исследования показывают, что формирование зависимого поведения происходит под воздействием ряда социально-психологических факторов: генетической предрасположенности, особенностей микросоциального окружения, эмоционально-личностных особенностей, психических травм и др.
Огромное влияние на формирование зависимой личности оказывает микросоциальное окружение, характер межличностных взаимоотношений в семье. Отношения в семье, формирующей зависимую личность, характеризуются авторитаризмом, повышенным контролем, рационализмом, недостатком проявления положительных эмоций. Личность испытывает недостаток любви и внимания, неуверенность в себе. Неспособность жить самостоятельно и одновременно ненужность близким людям порождают безысходность, фатальность жизни, бессознательное стремление к смерти.
Зависимый человек — это тревожный и неуверенный в себе человек, который проявляет чувствительность к стимулам внешнего мира и воспринимает информацию из вне как значимую. Зависимая личность характеризуется рядом эмоционально-личностных особенностей: несамостоятельность, чувствительность, обидчивость, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, низкая социальная нормативность, недоверчивость, пассивность, низкая стрессоустойчивость и др. [4].
Анализ социально-психологических факторов формирования зависимой личности и зависимого поведения показывает сложность изучаемого феномена. Психологическая коррекция зависимости в силу многофакторности ее формирования требует интегративного подхода, позволяющего проработать различные психологические и психические нарушения зависимой личности.
Психологическая коррекция зависимой личности и зависимого поведения должна быть направлена на гармонизацию «Я-концепции» личности, отработку процесса самопонимания, самопринятия, формирование ценности себя как личности, уверенности в своих способностях и возможности реализации своих жизненно важных целей. Формирование ценности себя как личности предотвращает формирование изоляции внутренней реальности. Человек стремится к самораскрытию, установлению доверительных, основанных на понимание отношений. Принимая себя, он способен принять другого человека таким, какой он есть.
Психологической причиной формирования зависимого поведения становится накопление личностью негативных эмоций и переживаний, не способность к их вытеснению и проработке. Отработка глубинных психологических проблем, избавление от негативных переживаний, воспоминаний, прощение других, самого себя, принятие себя и жизни здесь и сейчас становится главной задачей психокоррекционной работы, снижающей действие психологических защит и помогающей личности приобрести душевную гармонию [5].
У многих людей формирование зависимого поведения происходит как реакция на стресс. Поэтому, психологическая помощь может быть эффективной только в том случае, если помимо традиционной проработки различных аспектов зависимости, психолог направит свои усилия на выработку продуктивных стратегий совладания со стрессом и обучение навыкам саморегуляции психоэмоционального состояния у зависимого человека [3].
Таким образом, современным подходом коррекции зависимой личности является интегративный подход. Интегративный подход в психологии представляет собой коррекцию психических нарушений с использование различных методов психотерапии: гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, телесно-ориентированной терапии, нейро-лингвистического программирования, доказавших свою эффективность в реконструкции определенных структур личности, которые задействованы в формирование зависимой личности.
Литература:
- Айвазова, А. Е. Психологические аспекты зависимости / А. Е. Айвазова. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 201 с.
- Дмитриева, Н. В. Психология аддиктивного поведения / Н. В. Дмитриева. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. — 278 с.
- Кузнецова, Л. Э. Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости у молодежи / Л. Э. Кузнецова, Г. В. Репина // Молодой ученый. –2016. — № 24 (128). — С. 287–290.
- Кузнецова, Л. Э. Психологические факторы формирования химической зависимости у молодежи / Л. Э. Кузнецова, Г. В. Репина // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 400–402.
- Valentina I. Rodionova1, Lyudmila A. Shvachkina, Leila E. Kuznetsova, Alexandrina N. EroshenkoVictim Behavior Manifestation In Modern Public Culture//Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). — Vol. 8, Issue 1, January 2018. — Р. 139–149.