Авторская педагогическая система Л. Н. Толстого | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Авторская педагогическая система Л. Н. Толстого / Е. Г. Огольцова, А. Е. Кабиева, А. А. Бутакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 280-282. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58052/ (дата обращения: 03.12.2024).



Ключевые слова: Яснополянская школа, педагогическая система, авторская педагогическая система, крестьянские дети, школа.

В современном образовании очень остро стоит вопрос о том, как помочь ребенку обрести необходимое понимание этого мира, не сломав его индивидуальность. В попытках ответить на этот вопрос происходят стремительные изменения в системе образования, но как писал С. И. Гессен “Развитие есть только там, где есть история”. Поэтому, изучая авторскую систему Л. Н. Толстого и ее осуществление в Яснополянской школе, мы погружаемся в историю педагогики и определяем современные тенденции её дальнейшего развития.

Педагогическая система Л. Н. Толстого основана в первую очередь на принципах свободного, природосообразного воспитания детей. Он призывал отказаться от воспитания, как процесса давления на еще не сформировавшуюся личность и признавал метод только естественной наглядности. “Лучшая метода, есть отсутствие всякой методы, но знание и употребление всех метод и изобретение новых по мере встречающихся трудностей” — отмечал сам педагог. [3]

Таким образом, можно отметить, что личностный фактор, воззрения, убеждения и личный опыт знаменитого писателя играл большую роль в его педагогической системе, но только ли это он положил в основу своей уникальной педагогической работы, длившуюся на протяжении пятидесяти лет его жизни?

Опираясь на основные принципы свободного воспитания, можно сказать, что базовые ценности, которые легли в основу педагогической системы Л. Н. Толстого это- духовность, гуманность и любовь. Цели воспитания в рамках его педагогической системы основывались исключительно на основе возрастных особенностей детей, их интересов и потребностях. Содержанием образовательной системы являлась сама жизнь крестьянского народа, сельский быт, которые безусловно служили безграничным источником учебного материала. Организация и методы, применяемые в данной педагогической системе, также отражали ее главную особенность — неразрывную связь с жизнью и бытом народа. Исходя из этого, можно заключить, что в теоретическую основу авторской педагогической системы Л. Н. Толстого легли органический и средовой подход. В реализации его уникальной “народной школы” органически сочетались все компоненты Российского образования, но также Л. Н. Толстой был знаком и со школьным образованием Европейских стран (Великобритании, Франции, Бельгии). В целом, понимание свободного воспитания Львом Николаевичем включало в себя:

  1. Свободу в организации школы — составление определенного режима дня, подбор и способ проведения занятий, временные ограничения и т.д;
  2. Народное просвещения — все занятия строились только на основе реального жизненного опыта и быта крестьянского народа;
  3. Гуманные, природосообразные педагогические принципы, включающие уважение к личности, проявление самостоятельной активности, реализация природных задатков воспитуемые, исключение наказаний, обучение на основе интересов ребенка, его индивидуальности. [2]

В 1859 году Л. Н. Толстой открывает Яснополянскую школу для крестьянских детей, где в полной мере реализует свою авторскую педагогическую систему. Писатель открыл образовательное учреждение непосредственно в своей усадьбе, где в последующем были написаны такие романы как «Анна Каренина» и «Война и Мир». Он прожил в этих окрестностях около 60 лет, также именно там, им редактировался журнал «Ясная поляна». В настоящее время усадьба стала одним из самых посещаемых музеев в Тульской области и считается знаковым историческим местом в России. За весь период в яснополянской школе обучалось 37 учеников — 32 мальчика и 5 девочек. Это учебное заведение стало историческим, благодаря его личностному подходу к ученикам.

В школе помимо Льва Николаевича работали ещё четыре учителя. Все педагоги яснополянской школы ежедневно описывали свои занятия. Но за период существования Яснополянской школы сохранился только один дневник с 26 февраля по 14 марта 1862 г. Он даёт нам целостное представление о ходе занятий в Яснополянской школе, а также о поставленных педагогом задач. [4]

Рис. 1. Дневники яснополянской школы 1862 г.

Противоречивость педагогических идей писателя была ярко раскрыта Чернышевским в рецензии на журнал «Ясная Поляна». Стремление Толстого осуществить в своей школе полную свободу образования, отказаться от всякого принуждения вызывает сочувствие и одобрение критика. Однако он резко осуждает утверждения писателя о якобы постоянном противодействии народа образованию. Чернышевский отмечает непоследовательность писателя. С одной стороны, Толстой настаивает на осуществлении полной свободы образования, с другой стороны, он тут же нарушает этот основной принцип своей педагогики, делая исключение для религиозного образования, которое, по его мнению, «неоспоримо должно быть прививаемо народу, и насилие в этом случае законно». Критик осуждает попытки Толстого оправдать необходимость и «законность» распространения религии в народе, его объективное содействие закреплению среди крестьян различных суеверий, нашедшее свое выражение в книжках для простонародного чтения, выпущенных как приложения к журналу «Ясная Поляна». В содержании этих книжек, по мнению критика, «отразился недостаток определенных убеждений, недостаток сознания о том, что нужно народу, что полезно и что вредно для него. [5]

Из описания педагогической деятельности становится понятно, что сам Лев Николаевич преподавал физику, математику, и историю, разбирал сочинения, рассказы учеников, и проводил с ними физические опыты. Этот факт также подчеркивает уникальность его авторской системы преподавания, в которой не только ученик должен овладевать широким спектром предметов, но и преподаватель владеет несколькими дисциплинами. В современной практике такие педагоги реализуют бинарный подход в образовании, когда выстраивают общую логику образовательного процесса исходя из взаимосвязанности всех преподаваемых предметов, что также обеспечивает практикоориентированность процесса обучения. [1]

Таким образом, необходимо сделать вывод, что Толстой противопоставил современной школе систему воспитания, которую построил на уважении к личности ребенка, на развитии активности и творчества детей.

Нельзя не согласиться, что педагогические цели в Яснополянской школе были реализованы, по Л. Н. Толстому, — это воспитание творческой, нравственной личности, задача обучения и воспитания — это формирование творческого мышления и нравственного самосознания. Однако, в педагогическом творчестве писатели были явные противоречия, и недостатки. При этом, Л. Н. Толстой, бесспорно, вошел в историю не только как великий русский писатель, но и как крупнейший педагог-мыслитель и новатор.

Литература:

  1. Константинов, Н. А. История педагогики/ Е.Н Медынский, М. Ф. Шабаев. — Просвещение: 1982.
  2. Пискунов, А. И. История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / под общ.ред. А. И. Пискунова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2014. — 533с.
  3. Толстой Л. Н. Воспитание и образование: пед.сочинения. —Москва: 2000.
  4. Толстой Л. Н. О методах обучения грамоте. —1872.
  5. Чернышевский, Н. Г. Статьи, исследования и материалы / ред. А. А. Демченко. —Саратов:2012.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая система, школа, авторская педагогическая система, крестьянский народ, полная свобода образования.


Ключевые слова

школа, педагогическая система, Яснополянская школа, авторская педагогическая система, крестьянские дети

Похожие статьи

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Мечта и реальность в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: П. Безухов и А. Болконский

В статье авторы пытаются понять работу механизма внутреннего самопознания героев Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».

Лев Семенович Выготский о психологической природе учительского труда

В статье проводится тезисный экскурс в понимание роли учительского труда Л. С. Выготским.

Технология проблемно-диалогического обучения в ДОУ. Л. Н. Толстой «Прыжок»

Изучение жанра очерка в школе

В чем секрет успеха педагогической системы Я. А. Коменского?

В статье автор раскрывает актуальность педагогических идей Я. А. Коменского и соответствие их современным тенденциям российского школьного образования.

Трансформация типа «маленького человека» в русской литературе 1840-х годов

В статье попытаемся показать изменения образа «маленького человека» в произведениях писателей «натуральной школы» А. Д. Галахова, Я. П. Буткова.

Образ педагога

В.В. Вересаев и Франция: пересечение культур

Статья посвящена пересечению русской и французской культур в жизни и творчестве В. В. Вересаева. Этот аспект не был исследован вересаеведами и поэтому представляет интерес для анализа. При изучении вопроса автор опирался на мемориальные предметы из ф...

Искусство народных сказителей Узбекистана

В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.

Похожие статьи

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Мечта и реальность в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: П. Безухов и А. Болконский

В статье авторы пытаются понять работу механизма внутреннего самопознания героев Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».

Лев Семенович Выготский о психологической природе учительского труда

В статье проводится тезисный экскурс в понимание роли учительского труда Л. С. Выготским.

Технология проблемно-диалогического обучения в ДОУ. Л. Н. Толстой «Прыжок»

Изучение жанра очерка в школе

В чем секрет успеха педагогической системы Я. А. Коменского?

В статье автор раскрывает актуальность педагогических идей Я. А. Коменского и соответствие их современным тенденциям российского школьного образования.

Трансформация типа «маленького человека» в русской литературе 1840-х годов

В статье попытаемся показать изменения образа «маленького человека» в произведениях писателей «натуральной школы» А. Д. Галахова, Я. П. Буткова.

Образ педагога

В.В. Вересаев и Франция: пересечение культур

Статья посвящена пересечению русской и французской культур в жизни и творчестве В. В. Вересаева. Этот аспект не был исследован вересаеведами и поэтому представляет интерес для анализа. При изучении вопроса автор опирался на мемориальные предметы из ф...

Искусство народных сказителей Узбекистана

В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.

Задать вопрос