В статье авторы пытаются понять работу механизма внутреннего самопознания героев Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».
Ключевые слова: мечты, самопознание, жизнь.
В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» центральное место во внутренних монологах героев занимают их мечты. Иначе говоря, мысли об идеальном существовании, представления о некоем земном рае или о том, что лучше, чище (позитивнее) объективной действительности. Не случайно Толстой говорит: «В мечте есть сторона, которая лучше действительности…» [1, с. 27].
Заставляя любимых героев (П. Безухова, А. Болконского, Н. Ростову и др.) мечтать, иначе говоря, создавать в воображении образы прекрасного будущего, писатель преследует несколько целей. Во-первых, четко характеризует внутренний мир персонажей; их страсти, желания, устремления, надежды. Иначе говоря, мечта у автора определяет атмосферу психологического реализма, который, по мысли И. В. Страхова, проявляется в изображении «самых различных сторон и особенностей душевной жизни в их индивидуальном и неповторимом своеобразии» [2, с. 15–16].
Во-вторых, с помощью мечты Л. Н. Толстой приводит персонажей к выбору ими правильного жизненного пути: любимой профессии, философии, религии, спутника жизни. Ибо именно мечта — самая сильная внутренняя мотивация, самый лучший стимул к практической деятельности. Мечты помогают человеку покорять вершины, служат «путеводными звездами».
Наконец, в столкновении мечты и реальности (субъективного и объективного, внутреннего и внешнего) художник изображает механизм внутреннего самопознания человека, который призывается у писателя к тому, чтобы научиться различать свет и тьму, добро и зло, подлинное и мнимое.
Наиболее ярко, как нам кажется, этот механизм внутреннего самопознания у Толстого демонстрируется на примере двух героев: П. Безухова и А. Болконского. Эти герои идут у автора к истине методом проб и ошибок. Каждый видит несколько образов своего будущего. Но приходит лишь к одному образу — к тому, который был предначертан ему Богом.
Начнем с П. Безухова. В начале романа он безвольный, мягкотелый, доверчивый интеллигент. Не столько глупый, сколько нерешительный, безыдейный и безынициативный. Пьер мечтает найти смысл жизни в деньгах (он неожиданно получает огромное состояние), в женитьбе (он женится на аристократке Элен Курагиной, красивой, привлекательной, но злой девушке).
Однако ни деньги, не жена не приносят ему счастья. Бóльшую часть состояния Пьер очень быстро теряет (хотя все равно остается очень богатым). А жена изменяет любимому герою Толстого с Долоховым. И даже не только изменяет втайне, но открыто издевается над мужем, когда тот подстреливает Долохова на дуэли. И потому Пьер совершенно разочаровывается в жене.
После знакомства в Торжке с О. А. Бездеевым Пьер увлекается масонством. Он мечтает обрести спокойствие в загадочных ритуалах и символах тайной масонской ложи. Безухов вступает в масонский орден, проходит через многочисленные обряды, но очень скоро убеждается, что никакой высшей истины здесь нет. Есть только карьеризм и властолюбие.
Во время отечественной войны с Наполеном Пьер увлекается новой мечтой. Он хочет убить Наполеона, чтобы стать спасителем Отечества. Эта мечта, возможно, спасла бы весь мир, будь у Пьера обаяние Анатоля, уверенность Ипполита, спокойствие Андрея и стратегическое мышление старшего Курагина. Однако, будучи совершенно не похожим на Курагиных, Безухов попадает в плен. Там он начинает ценить жизнь. Каждый ее миг.
В конце романа мы видим Пьера отцом семейства и мужем Наташи Ростовой, которая, как оказалось, и была главной мечтой жизни героя. Заслуга Пьера, конечно, заключается в том, что он выдержал экзамен, заданный ему жизнью. Он долго искал образ своего будущего и нашел его.
Еще один пример непредсказуемости бытия в «Войне и мире» Л. Н. Толстого представляет князь Андрей Болконский. В начале романа он выглядит счастливейшим человеком. У него есть всё: любящая жена, деньги, титул, имение, признание в обществе. Казалось бы, живи и радуйся.
Однако князь Андрей несчастлив. Он несчастлив потому, что умеет думать, размышлять; умеет не просто «витать в облаках», но видеть пустоту светского общества. Болконский несчастлив в свете. Герой презирает свет; не любит жену, которая жить не может без пустой (светской) болтовни.
Болконский мечтает о славе. Его кумиром в начале романа становится Наполеон. Тот самый Наполеон, который пришел к власти, погубив тысячи невинных людей. Тот самый агрессор, который захватил всю Европу. По выражению литуратуроведа С. Г. Бочарова, Болконский «верит в свою звезду». Ибо полагает, что «рожден для подвигов и величия» [1, с. 63].
Однако уже после Аустерлицкого сражения герой осознает тщетность и ненужность этих мечтаний. Герой понимает, что в жизни нет ничего важнее «высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками» [4, с. 63]. Болконский переживает ситуацию перемены, кардинальной переоценки ценностей. Он осознает насколько дорога ему его семья: отец, сестра, маленький сын.
В рамках поиска светлого будущего происходит и увлечение Андрея Наташей Ростовой. Поначалу герой идеализирует Наташу. Он полагает, что эта девушка с ее «удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке» не похожа на обычных светских девиц. Наташа заставляет князя ожить, подобно тому дубу, который герой видит на пути в Отрадное. Здесь Болконский считает Ростову своей новой мечтой, «музой», источником вдохновения, последней надеждой на личное счастье.
Однако измена невесты (а также неспособность простить ее, ибо «мужчина не должен и не может забывать и прощать») разрушает и эту иллюзию героя. Болконский в очередной раз убеждается, что все женщины одинаково пусты и с головой уходит в работу. Он выбирает военную службу.
Мечта служить Отечеству также развеивается, как дым, сталкиваясь с жесткой действительностью. Во время Бородинской битвы полк князя Андрея остается в резерве. А сам Болконский получает тяжелое ранение в живот. После чего и примиряется со всем миром: и с близкими, и с Наташей.
Однако, по замыслу Л. Толстого, так и получается, что подлинным образом будущего князя Андрея, его главной мечтой становится полное примирение с ближними, любовь к ним. Не только к друзьям, но и к врагам.
Уже на пороге смерти Болконский наконец понимает разницу между любовью человеческой и любовью Божественной. Размышляя, он говорит: «Любить ближних, любить врагов своих. Все любить — любить Бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью Божеской». [4, с. 259].
Иначе говоря, образом будущего князя Андрея на земле оказывается Божественная («Божеская») любовь, почему он и умирает, дойдя до предела. Ибо дальше идти ему уже некуда. Он пришел к Богу, который есть любовь.
Таким образом, оба героя Л. Н. Толстого — и Безухов, и Болконский — в течении жизни много раз ошибаются, падают, однако не отчаиваются и идут дальше. Навстречу к подлинной, а не мнимой мечте. Оба, мечтая об одном, стремясь к одной цели, приобретают совершенно иное. Безухов хотел найти себя, но в итоге понял, что счастье есть просто жить. Болконский хотел славы, личного счастья, но, в итоге, понял что счастье — в любви. А любовь — в нем.
Литература:
- Бочаров В. Г. «Война и мир» Л. Н. Толстого. Изд. 3-е. М.: «Худож. лит»., 1978. 103 с.
- Страхов И. В. Психология литературного творчества. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1988. 384 с.
- Толстой Л. Н. Афоризмы. М.: Изд-во «Амрита», 2019. 48 с.
- Толстой Л. Н. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3, 4. М., «Лексика», 1996.