В данной статье рассматривается новый герой нон-фикшна на примере «Повести о земляке. Алханай — Кандагар» Виктора Балдоржиева. Анализируется образ литературного героя-патриота в «Повести о земляке. Алханай — Кандагар» забайкальского писателя Виктора Балдоржиева.
Ключевые слова: литературный герой, новый герой, герой-патриот, забайкальский русскоязычный писатель, отечественная литература ХХI века.
Введение
Герой ХХI века. Кто же он? Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска литературного героя в русской литературе ХХI века, который отражал бы ценностные ориентиры современного общества и способствовал бы передаче ценностей от поколения к поколению, являлся бы духовной опорой общества. Стоит обратить внимание на драматизм и героику русского исторического процесса, находящее своеобразное отражение в русской литературе, и иметь в виду, что по своему положению — между Востоком и Западом — России выпало трудное предназначение стать объединяющим звеном и водоразделом этих двух различных миров. В литературных героях репрезентируется система ценностей и идеалы конкретного общества, его предпочтения и ожидания [1].
Тема героя-патриота в русской литературе — одна из самых актуальных, начиная с русского фольклора и по наше время. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович — русские богатыри защищают свое Отечество. Офицер Петр Гринев из исторического романа «Капитанская дочка» А. С. Пушкина не может допустить и мысли о том, чтобы присягнуть самозванцу Пугачеву, хотя это грозит ему смертью. Он — человек чести, верный присяге и своему слову, настоящий солдат. Образ Василия Теркина служит идеальным воплощением простого советского солдата, готового в любую минуту совершить подвиг ради приближения победы над врагом. Писатели и поэты сумели показать, какую огромную — непонятую — ценность представляет самый обыкновенный бесхитростный человек. Это истинный герой [2, с. 483]. Остались ли ещё герои в наше время? На этот нелегкий вопрос нам предстоит ответить в исследовании.
Цель нашего исследования — выявить литературного героя в «Повести о земляке. Алханай — Кандагар» и определить его роль в русской литературе ХХI века.
Задачи исследования:
- проанализировать научную литературу по теме исследования.
- изучить значение термина литературный герой, образ литературного героя;
- рассмотреть определение понятий герой, патриот, провести теоретическое моделирование;
- выявить средства создания образа героя художественно-публицистической «Повести о земляке. Алханай — Канагар»;
- выявить особенности образа Балдан Дугарова из «Повести о земляке. Алханай — Кандагар» и доказать, что он новый герой-патриот современной литературы.
Объектом настоящего исследования является текст «Повести о земляке. Алханай — Кандагар» как способ постижения смыслов текста.
Предмет исследования: образ литературного героя «Повести о земляке. Алханай — Кандагар» Виктора Балдоржиева.
Примененные методы исследования:
- теоретические (анализ научной литературы по теме исследования, теоретическое моделирование);
- практические (исследовательская беседа с писателем, метод анализа продуктов творческой деятельности подростков, комплексный анализ текста, метод скетча)
Мы выявили, что герой «Повести о земляке. Алханай — Кандагар» забайкальского писателя Виктора Балдоржиева занимает одно из центральных мест в русской литературе ХХI века, в нем репрезентируется система ценностей и идеалы современного общества, его предпочтения и ожидания.
Новизна результатов исследования заключается в том, что предпринята попытка в настоящий период проанализировать образ литературного героя-патриота в «Повести о земляке. Алханай — Кандагар» забайкальского русскоязычного писателя Виктора Балдоржиева, отражающего ценностные ориентиры современного общества и способствующего передаче духовных ценностей от поколения к поколению, являющегося духовной опорой общества в русской литературе ХХI века.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит свой вклад в историю русской литературы, представляет героя нашего времени.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в научных статьях, на уроках русского языка, на занятиях, в СМИ, на научно-практических конференциях, поскольку привносят новые сведения.
Основная часть
Глава 1. Характеристика литературного героя в художественном произведении.
Герой литературного произведения — главное действующее лицо литературного произведения, таким образом, на них сосредотачиваются основное внимание писателя, при этом он имеет свои средства характеристики [3, с. 4–5].
Слово «характер» обозначает принцип поведения, ценностные приоритеты героя, т. е. его внутренние качества. Характер изображается с помощью тех или иных средств . Это могут быть портрет, речевые характеристики, поступки, мысли, чувства героя, которые могут быть показаны непосредственно или же нам остается только догадываться о них по тем или иным словам, жестам или мимике. Таким образом, персонаж предстает, с одной стороны, как характер, с другой — как художественный образ, воплощающий данный характер с той или иной степенью эстетического совершенства. Когда анализируются особенности внутреннего мира героя, целесообразно употреблять термин характер, когда речь идет об использованных писателем художественных средствах, следует говорить об образе (изображении характера) [4].
Ученые выделяют следующие средства характеристики литературного героя: 1. Прямая авторская характеристика. 2. Речь героя. 3. Поступки, действия героя. 4. Психологический анализ. 5. Психологический анализ. 6. Социальная среда. 7. Пейзаж. 8. Художественная деталь. 9. Предыстория жизни героя [5, с. 247–249].
Таким образом, нам необходимо выявить особенности характера героя ««Повести о земляке. Алханай — Кандагар» забайкальского русскоязычного писателя Виктора Балдоржиева, который позволит охарактеризовать принцип поведения, ценностные приоритеты героя, т. е. его внутренние качества.
Глава 1.2. Теоретическое моделирование понятия «герой»
В Древней Руси, создавая эпические произведения, наделяли героев идеальными чертами: невероятной силой, отвагой, мужеством, справедливостью. Все эти качества, воплощаясь в богатыре, делали его защитником Отечества. Литература создавала героев, в которых народ узнавал себя. Литература показала и то, что героем может быть человек, внешне не похожий на великана, «богатыря».
Великая Отечественная война открыла примеры духовного богатырства в людях. В творчестве забайкальского писателя есть герои , которые достойны стать героями нашего времени. В современном обыденном понимании слово герой имеет несколько значений:
В словаре С. И. Ожегова предлагается определение: Герой — 1. Человек, совершивший подвиги необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 2. Главное действующее лицо литературного произведения. 3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. 4. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление) [6, с. 142].
Для исследователя является важным определение лексических границ, номинирующих концепт. Лексема герой греческого происхождения — «вождь», «славный муж», «полубог». Лексическое значение слова герой с течением времени претерпевало изменения. В русский язык попала из французского (фр. hero) в самом начале XVIII в., но сначала в форме ирой. Обратимся к историко-этимологическому словарю современного русского языка П. Я. Черных: «герой — выдающийся человек, прославившийся своими подвигами на поле брани или исключительными достижениями на трудовом поприще». [7, с. 186]. В словаре В. И. Даля «герой» — ирой, витязь, храбрый воин, богатырь, чудо-воин [8, с. 349]. В словаре Д. Н. Ушакова: «герой — исключительный по смелости или по своим доблестям человек, выделившийся своей храбростью на войне» [9, с. 142]. Стоит отметить, что в современном русском языке героем можно назвать не только воина, совершающего подвиги на поле боя, но и человека, совершающего подвиги на трудовом поприще. Эта семантика укоренилась во времена СССР, когда было установлено звание «Герой Социалистического Труда», позднее — «Герой России».
В результате исследования лексикографических источников можно проследить эволюцию ядерных значений лексико-семантического поля концепта герой , т. к. именно они отражаются в словарных статьях. «До XIX вв.: храбрость, самоотверженность, мужество, достоинство, военный подвиг, физическая сила, нравственные добродетели. XIX в.: витязь, богатырь, воин, чудо-воин, доблестный воитель, самоотверженность, храбрость, отвага, отчаянно-смелый, доблесть, решительность, подвиг, славный. После XIX в.: храбрость, самоотверженность, трудовая доблесть, подвиг, стойкость, самопожертвование, смерть, смелость, доблесть, война» [1, с. 42].
В философско-этическом понимании герой — человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага.
В психологии тема широко не освещается. Представители классической психологии рассматривают категорию героев как один из архетипов коллективного бессознательного. Миф о герое является самым распространённым, в них он предстает богочеловеком или могучим человеком, который побеждает зло во всех его проявлениях в виде драконов, змей, чудовищ и спасающим людей от гибели.
С целью выявления лексического наполнения слова герой у современных школьников было проведено анкетирование «Герой. Кто он?» среди учащихся 8–11 классов (68 респондентов). Был предложен один вопрос: «Герой. Кто он?» (см. таблицу 1).
Таблица 1
Герой? Кто он?
Ответы |
Человек, совершивший героический поступок |
Солдат, рискующий своей жизнью ради Отечества |
Человек, принесший неоценимую пользу обществу |
Патриот |
Лидер |
Количество ответивших, в % |
61 % |
21 % |
11 % |
5 % |
2 % |
Было предложено также задание: предлагалось свои ассоциации зафиксировать в визуальных заметках — скетчах [10].
Таким образом, герой в представлении подростков — человек, совершивший героический поступок; солдат, рискующий своей жизнью ради Отечества; человек, приносящий неоценимую пользу обществу.
Таким образом, актуальным для нас является лексическое значение: герой — человек, совершающий подвиги, необычный по храбрости, доблести, самоотверженности» на поле [6, с. 125].
Глава 2. Комплексный анализ текста «Повести о земляке. Алханай — Кандагар» из серии «Жизнь самобытных людей» забайкальского писателя Виктора Балдоржиева
Историко-литературная информация. Виктор Балдоржиев — русскоязычный писатель, является активным комментатором текста культуры, переведенного им из одной кодовой системы в другую.
Виктор Балдоржиев пишет о героях своего времени: о легендарном партизане Брянщины, герое России, участнике Великой Отечественной войны Бадма Жабон в книге «Огненные тропы» (соавтор Ц. Батомункуев), воине-интернационалисте Балдан Дугарове в серии «Жизнь самобытных людей». Название серии дается интертекстуально, явно апеллируя к серии «Жизнь замечательных людей». «Моя серия ЖСЛ рассказывает о жизни самобытных людей» [11, c. 3].
Следует особо отметить, что данная книга — одна из первых книг в России о воинах-интернационалистах, она посвящена 30-летию вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Писатель стремится понять и объяснить свершающуюся на наших глазах историю, но 30 лет для истории мало.
Из аннотации к книге мы узнаем, что «книга повествует о сержанте легендарного 173 отдельного отряда спецназа ГРУ ГШ ВС СССР. Время основных событий — вторая половина ХХ века, места — Восточная окраина России, Алханай, Узбекистан, Афганистан, Кандагар…. Наша история — история одного спецназовца, разведчика, который встречается с противником лицом к лицу, где возможен только один исход, определяемый словом — либо. В этом слове — весь спецназ, в котором — история народа и личное мужество, трагедия и невольный выбор человека. … Вместе с тем — это часть истории спецназа».
Сведения о контекстном литературном окружении представлены информацией наших современников о характере изображения главного героя. Обратимся к воспоминаниям очевидцев: из воспоминаний тренера по шахматам Ц. Д. Доржиеве «нам алханайцам повезло, что среди нас живет настоящий патриот, отважный воин — интернационалист, имя которого известно далеко за пределами родного села. Балдан был смышленым и толковым парнем» [12, с. 5].
Сам автор пишет: «Предлагаемая читателю повесть представляет жизнь обыкновенного человека Восточной окраины — Балдана Дугарова. Но какая самобытная раскрывается судьба в процессе знакомства. Это частичка истории и отдельного народа» [Балд]. Перед читателям развертывается история жизни солдата: детство на животноводческой стоянке, учеба в школе, служба в армии.
«Балдан — прирожденный снайпер. С автомата за пятьсот — шестьсот метров поражает духов, — сказал замполит» [11, 80]. Приведем характеристику, данную И. Д. Шулуновым: «Молодец, Балдан, славно служил, высоко поднял имя всех бурят!» [11, с. 129].
Из характеристик, данных в повести, вырисовывается цельный портрет героя повести: «обыкновенный человек» [11, с. 3], «смышленный, толковый парень», «смелый», «самобытный человек» [11, с. 5], «один из охотников за караванами» [11, с. 37], «Дугарова не отдадим! Мы таких не отдаем» [11, с. 57], «меня представили к медали «За отвагу» [11, с. 64], «прирожденный снайпер» [11, с. 80], «бурят» [11, с. 86], «представил ко второй медали «За отвагу» [11, с.91], «мы — настоящие профессионалы, имеющие блестящую физическую и военную подготовку» [11, с. 96], «опытный боец», «мы — командиры отделений спецназа ГРУ ВС СССР» [11, с. 100], «представление на орден Красной Звезды», «настоящий патриот», «отважный воин-интернационалист», «отважный сын земли агинской» [11, с.112].
Самохарактеристика и характеристика другими персонажами, а также его характеристика односельчанами свидетельствует о том, что герой повести — истинный патриот, защитник Отечества. А это значит, что он настоящий герой . Эти утверждения также были зафиксированы в ответах на анкету и выражены с помощью визуальных заметок юных читателей. Кроме того, герой повести назван «живой легендой» См. приложение 3. Визуальные заметки. В скетчах краткая характеристика героя, его духовные и физические качества, такие как твердое убеждение, непоколебимость, патриотизм, храбрость, выносливость, сила.
Враги названы «душманами» [11, с. 49], «чернобородым» [11, с. 92], «хитрой жертвой» [11, с. 63], обычными людьми с нейтральной характеристикой, с которыми приходится воевать. Здесь нет ненависти, есть служба, война.
Здесь присутствует и любовный сюжет. Любовь к девушке Баирме прослеживается на протяжении всей повести. Герой обращается к ней: «Не хочу, чтоб ты меня ждала два года, а потом осталась одна…. Пойми меня правильно, Баирма. Я люблю тебя и не могу без тебя» [11, с. 35]. Они проходят испытание временем и любовью.
Таким образом, герой повести — патриот, опытный боец, снайпер, командир отделения спецназа ГРУ ВС СССР, смелый, награжден двумя медалями «За отвагу», «Орденом Красной Звезды», одним словом, герой .
Структурно-функциональная информация. Время основных событий повести — вторая половина ХХ века — восточная окраина России, Алханай (Россия), Чирчик (Узбекистан), Кандагар (Узбекистан). О чем же нам говорит название? В названии произведения «Алханай — Кандагар» содержится указание на географические названия, в которых происходили основные события повести.
Алханай — село в Читинской области, Кадагар — город — в Афганистане.
В подзаголовке произведения содержится указание на жанр произведения — повесть.
Сюжет прост. Писатель рассказывает историю жизни одного спецназовца, воина-интернационалиста, он располагает события так, как хочет, в соответствии с хронологическим принципом. Через всю книгу красной нитью идет мысль: война — это зло. Все хотят жить мирно на своей родине: «Родной воздух, родные просторы, родные лица!» [11, с. 133].
Произведение отличается жанровым своеобразием. Мы по ряду признаков определили, что произведение относится к жанру non-fiction. Non-fiction — это жанр документальной литературы [13]. В произведении рассказывается о жизни реального человека, конкретном историческом событии — войне в Афганистане. Сам автор комментирует: «Предлагаемая читателю повесть представляет жизнь обыкновенного человека Восточной окраины страны — Балдана Дугарова» [11, с. 3]. Действие происходит нескольких временных и пространственных планах: В Алханае, в Чирчике, Кандагаре в 1990-е годы, Ононском районе Забайкальского края в наше время.
Композиция книги. В произведении 22 главы. В повествование включаются рассказы героя, отрывки из писем героев, дневников, авторские комментарии, цитаты и выдержки из книг, авторские отступления. Позиция автора проявляется в том, что он постоянно вмешивается в композиционно-языковое пространство текста повести: рассказ героя перебивается авторскими комментариями и выдержками из книг. Наиболее значимой в этом контексте становится публицистичность повествования, которая как стилевое явление характерна и для дневника, и для жанра non-fiction. Для публицистического и художественного стилей характерны две основные функции, неотделимые друг от друга: информативная (служит для фактографического, документального отражения жизни) и воздействующая, которые в разной степени присутствуют в произведении. Кроме названных следует отметить и эстетическую функцию. Читатель становится соавтором писателя.
Таким образом, структурно-функциональная информация о повести помогает понять, что история жизни одного спецназовца, воина-интернационалиста — это история реального человека, конкретном историческом событии.
Лингво-семиотическая информация. Языковая композиция повести как движение и развертывание словесных рядов представляет собой разнообразие языкового материала: это и книжные, разговорные, шутливые, философские, образные, межтекстовые ряды, плавно и органично переходящие один в другой. Преобладают книжные ряды: «Игорь Дмитриевич непременно желал меня перевести в свою бригаду. С этой целью он написал письмо командующему в Кабул. Через 3 месяца оттуда пришел приказ: младшего сержанта перевести из 3 особого батальона, то есть 173, в 70-мотострелковую бригаду. Казалось, что теперь уже никто не может воспрепятствовать моему переводу» [11, с. 59].
Герой художественно-публицистической повести писателя необычен, нов для литературы ХХI века. Для внутренней речи героя характерны следующие особенности:
- Парцеллированные конструкции: «Однажды я заболел. Дизентерия. В Афгане это может случиться запросто. Попал в госпиталь. Стали лечить» [11, с. 114].
- Внутренние вопросы, способствующие развитию мысли. Интересны размышления героя: Каждый человек рождается для чего-нибудь. Может, я спецназовцем родился? Вот почему — то я попал не куда-нибудь, а именно в Кандагар» [11, с. 50]. «Трус и смелый — разные люди. Трус всегда, от начала до конца ситуации остается трусом. А смелых не бывает, все боятся. Опасайся и будь осторожен, но не будь гадом и трусом. Вот этого правила и стараются придерживаться на войне» [11, с. 96].
- Часто внутреннее повествование разрастается, и в него включаются диалоги, реплики других персонажей, необходимых для развития сюжета, раскрытия содержания и характеристики героя: «Шепчу в микрофон: «Духи ко мне идут. Совсем рядом. Кравченко, конечно, давно видит душманов. Спокойно мне говорит мне: «Стреляй, Балдан!» [11, с. 97]. Эти строки характеризуют героя как человека со стальными нервами, обладающего силой воли.
- Вставные конструкции: «Война — это непрерывная работа тех, кто в ней участвует. Работают мозгами политики, аналитики, командование, работает наша разведка, работает (ХАД). Группы десантируются с брони (бронетранспортера) или вертушки (вертолета)» [11, с. 72].
- Для внутренней речи героя характерны всевозможные восклицания, придающие речи эмоциональность, достоверность: «Почему он не выстрелил, когда я проходил мимо? Мог бы убить меня с первого выстрела?» [11, с. 116].
- В повести встречаются лакуны — слова и выражения стереотипного характера, присущие для носителей определенного этноса и отсутствующие в других языках. Метод установления лакун в тексте характеризуется как метод сопоставления понятийных, языковых и эмотивных категорий двух локальных культур. Нами выделены следующие лакуны «сакман» — окот, пора ягнения овцематок [11, с. 10], «абгай» — сестра [11, с. 34, 46]. В данном контексте слова не являются камнем преткновения для взаимоотношений героев повести.
Итак, языковая композиция повести как движение и развертывание словесных рядов помогает охарактеризовать героя, выявить особенности характера героя ««Повести о земляке. Алханай — Кандагар» забайкальского русскоязычного писателя Виктора Балдоржиева, охарактеризовать принцип поведения, ценностные приоритеты героя, т. е. его внутренние качества: смелого человека со стальными нервами, обладающего силой воли. Герой повести хочет мирной жизни, жить на родине среди родных людей.
Религиозно-философская информация актуализирует в тексте повести общезначимые символы и категории: гора Алханай — малая родина героя повести, она является одной из пяти священных вершин северного буддизма. Обратимся к тексту повести: «Население объединяет таежное село Алханай…. Эти места Родина многих и многих моих земляков» [б, с. 10]. Автор не зацикливает наше внимание на вероисповедании героя: «Дугаров: молюсь: молюсь неизвестно кому. Молюсь за то, что остался жив. Чудом остался жив» [11, с. 92]. Здесь реализовывается философия героя: бог един.
Информация о репрезентации художественного содержания средствами других искусств
Современный читатель — соавтор не только прочитывает повесть, но и презентует его содержание помощью визуальных заметок-скетчей.
В визуальных заметках моих сверстников была предпринята попытка проанализировать образ автора повести, а также главного героя повести — Балдана Дугарова, интерпретировать, «декодировать» интересующую их информацию.
Вывод: проведенное исследование текста повести В. Балдоржиева как хранителя культурной информации позволяет подвести итоги и сформулировать выводы:
- Мы выяснили, что герой «Повести о земляке. Алханай — Кандагар» забайкальского писателя Виктора Балдоржиева занимает одно из центральных мест в русской литературе ХХI века, автор в нем отражает ценностные ориентиры современного общества, способствует передаче ценностей от поколения к поколению и является духовной опорой общества. В нем репрезентируется система ценностей и идеалы современного общества, его предпочтения и ожидания.
Актуальным для нас является следующее лексическое значение слова герой — человек, совершающий подвиги, необычный по храбрости, доблести, самоотверженности» на поле битвы. Герой литературного произведения — главное действующее лицо литературного произведения, таким образом, на них сосредотачиваются основное внимание писателя, при этом он имеет свои средства характеристики.
- При характеристике литературного героя мы использовали следующие средства: 1. Прямая авторская характеристика. 2. Речь героя. 3. Поступки, действия героя. 4. Психологический анализ. 5. Социальная среда. 6. Художественная деталь. 7. Предыстория жизни героя.
- Мы выявили особенности характера героя ««Повести о земляке. Алханай — Кандагар» забайкальского русскоязычного писателя Виктора Балдоржиева, которые позволили охарактеризовать принцип поведения, ценностные приоритеты героя, т. е. его внутренние качества: герой повести — истинный патриот, защитник Отечества, он настоящий герой .
Таким образом, человек на войне стал главным героем произведений литературы — новым героем-патриотом современной литературы.
Новизна результатов исследования заключается в том, что предпринята попытка в настоящий период проанализировать образ литературного героя-патриота в русской литературе ХХI века в «Повести о земляке. Алханай — Кандагар» забайкальского русскоязычного писателя Виктора Балдоржиева. Автор оказался между Востоком и Западом, писателю выпало трудное предназначение стать объединяющим звеном и водоразделом этих двух различных миров и выразить это в своем произведении.
Заключение. Новое поколение, принимая духовно-нравственные ценности, настроено позитивно. Нами проанализирован образ героя «Повести о земляке. Алханай — Кандагар» как воплощение общечеловеческих, национальных и индивидуальных ценностей.
Герой повести В. Балдоржиева отражает ценностные ориентиры общества и способствует укреплению духовной опоры общества.
Данное исследование не ограничивает научных поисков и подходов к заявленной проблеме и может быть продолжено. Мы планируем продолжить работу, реализовать проект «Кто они, герои литературы ХХI века?»
Литература:
- Осламенко А. С. Функционирование концепта герой в русском языке [Электронный ресурс] / А. С. Осламенко. — Режим доступа: https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2018/07/Nauchnyj-doklad-Oslamenko-A.-S..pdf
- История русской литературы ХХ века (20–90 годы): Основные имена: Учебное пособие для филологических факультетов университетов / Отв. редактор. С. И. Корнилов. — 2-е изд, исправленное, дополненное. –М.: Изд. Моск. Ун-та, 2008. — 576 с.
- Исаева И. Литературное произведение: теория и практика анализа. Литературный персонаж: характер и образ [Текст] // Русский язык и литература для школьников. 2008. — № 2. — с. 3–10.
- Исаева И. Литературное произведение: теория и практика анализа. Портрет литературного героя [Текст] // Русский язык и литература для школьников. 2008. — № 4. — с. 3–12.
- Николина Н. А. Филологический анализ текста: учебное пособие для студ. Высш. Пед. Обр. учеб. Заведений / Н. А. Николина. 3-изд. С.: ИЦ «Академия». — 2008. 272 с.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — Российская АН: Российский фонд культуры. — 2 испр. М.: АЗЪ, 1994.- 928 с.
- Черных П. Я. историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т [Текст] / П. Я. Черных. — 7 изд., стереотип. — М.: Русский язык. — Медиа, 2006. — 621 с.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: т. 4: р-v [Текст] / В. И. Даль. — Рус. яз. — Медиа, 2006. — 683 с.
- Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка [Текст] / Д. Н. Ушаков. — М.: Альфа-Принт, 2005, VIII, 1239 с.
- Казакова Е. И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного иследования [Электронный ресурс] / Е. И. Казакова. — режим доступа: https://psyjournals.ru/files/84771/pno_2016_n4_kazakova.pdf
- Балдоржиев В. Алханай — Кандагар (Повесть о земляке). Художественная публицистика [Текст] / В. Балдоржиев. Новая Заря, онлайн-издательство автора, 2018. — 160 с.
- Найданова М. Ц. Алханай — Кандагар [Текст] / М. Ц. Найданова. Ленинец. № 8. — с. 5
- Казакова Г. М. Нон-фикшн в современной книжной культуре [Электронный ресурс] / Г. М. Казакова. — режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/non-fikshn-v-sovremennoy-knizhnoy-kulture.