Диагностическое сопровождение в деятельности классного руководителя, направленное на раннее выявление социальных проблем у детей и подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 11.04.2019

Статья просмотрена: 384 раза

Библиографическое описание:

Одинцова, Е. Е. Диагностическое сопровождение в деятельности классного руководителя, направленное на раннее выявление социальных проблем у детей и подростков / Е. Е. Одинцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 285-287. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58004/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящее время, согласно социологическим исследованиям последних лет, прослеживается увеличение темпов роста асоциального поведения несовершеннолетних и возникновения у них социальных проблем (например, преступность несовершеннолетних растет в 3,5 раза быстрее, чем численность самих несовершеннолетних). Следовательно, возникает вопрос о необходимости проведения мероприятий, направленных на профилактику социальных проблем у детей и подростков.

Отметим, что в Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих социальным проблемам детей и подростков в совокупности с индивидуальной профилактической работой, как с несовершеннолетними, так и с их семьями [5]. Следовательно, одним из ключевых аспектов данного понятия является выявление склонностей обучающихся к тем или иным социальным проблемам, которые могут выражаться в антиобщественных, противоправных действиях детей и подростков, а также давать мотивацию асоциального поведения.

Отметим, что классному руководителю и другим специалистам образовательных организаций очень важно перед проведением ряда мероприятий, направленных на профилактику, выявить существуют ли у обучающихся склонности к социальным проблемам, и если существуют, то какие именно. На данном этапе у специалистов возникает вопрос о диагностических методиках, которые можно было бы использовать в деятельности.

Таким образом, в современной системе образования, для обеспечения профилактики социальных проблем детей и подростков актуальной и востребованной являться проблема эффективной диагностики.

В связи с этим представим некоторые комплексные диагностические методики, которые помогут выявить склонность обучающегося к тому или иному виду асоциального поведения, и продиагностировать социальные проблемы детей и подростков.

1) Методика первичной диагностики ивыявления детей «Группы риска» (М.И.Рожков, М.А.Ковальчук).

Цель:выявление детей, склонных к следующим социальным проблемам:

− отношения в семье (нарушение внутрисемейных отношений, неприязнь, страх);

агрессивность (грубость, враждебность);

− недоверие к людям (враждебность, коммуникативная некомпетентность, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми, боязнь быть отвергнутыми социумом);

− неуверенность в себе (низкая самооценка, высокая тревожность, наличие комплексов);

− акцентуации характера (высокая степень выраженности отдельных черт характера, представляющий крайний вариант нормы) [2].

2) Методика диагностики склонности котклоняющемуся поведениюА.Н.Орел.

Данная методика разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие», целью которой являетсявыявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении детей и подростков.

Методика представляет собой опросник и содержит семь шкал или микро тем, которые позволяют нам диагностировать:

− установки и склонности на социальную желательность (склонность или установка представлять себя с наиболее выгодной для себя стороны, тенденция отвечать на вопросы согласно социальным нормам);

− склонности к аддиктивному поведению (склонности к употреблению ПАВ);

− склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (суицидальные наклонности);

− склонности к агрессии и насилию;

− волевого контроля эмоциональных реакций (способность или не способность контролировать свои эмоциональные реакции);

− склонности к делинквентному поведению (противоправному поведению) [1].

3) Диагностика состояния агрессии (Опросник Басса-Дарки).

Цель: дифференциация проявления агрессии и враждебности.

Диагностика представляет собой тест, который состоит из ряда утверждений.

В результате, которой мы можем выявить с помощью, каких реакции дети и подростки склонны выражать свое несогласие, агрессию:

− Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

− Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

− Раздражениеготовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

− Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

− Обидазависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

− Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

− Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [4].

Рассмотрим на примере одной из комплексной диагностики, как она может оказать подспорье классному руководителю в выявлении социальных проблем детей и подростков. Это тест «Склонность кдевиантному поведению» (СДП) ЛеусаЭ.В. Целью которого являетсяопределение склонности обучающегося к тому или иному виду отклоняющегося поведения.

Остановимся подробнее на данных блоках:

− I блок оценивается предрасположенность подростков на социально обусловленное поведение (шкала искренности ответов);

− II блок — склонность к делинквентном поведению (до противоправное, противоправное);

− III блок — склонность к зависимому (аддиктивному) поведению, злоупотреблению различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака;

− IV блок — склонность к агрессивному поведению (вербальная и физическая агрессия), направленному на окружающих людей, враждебность, негативизм, дерзость и мстительность;

− V блок — склонность к самоповреждающемуся (аутоагрессивное) поведению стремление причинить себе боль и/или физический вред, как сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение, или незавершенными попытками [3].

Нами было проведено исследование посредством данной диагностической методики в 8 «А» классе, где приняло участие 13 обучающихся, в результате нами были получены следующие данные:

− социально-обусловленное поведение прослеживается у 11 участников исследования, что составляет 85 % от общего количества участников.

− склонность к делинквентному поведению наблюдается у 2 обучающихся, что составляет 15 %.

− предрасположенность к аддиктивному поведению выявлена у 2 участников, что составляет 15 %.

− агрессивное поведение так прослеживается у 2 респондентов (15 %).

− суицидальные наклонности выявлены у 3 обучающихся, что составляет 23 %.

Если обратиться к общей таблице то, стоит отметить, что у 2 участников исследования прослеживается склонность ко всем, представленным в диагностике, видам поведенческих девиаций детей и подростков.

Таблица 1

Социально обусловленное поведение

Делинквентное поведение

Зависимое (аддиктивное) поведение

Агрессивное поведение

Суицидаль­ное (аутоагрессивное) поведение

М1

-

-

-

-

-

М2

+

-

-

-

-

М3

+

-

+

-

-

М4

-

-

-

-

-

М5

+

-

-

-

-

Д1

+

+

+

+

+

Д2

+

-

-

-

-

М6

+

-

-

-

-

М7

+

-

-

-

-

Д3

+

-

-

-

-

М8

+

-

-

-

+

М9

+

+

+

+

+

Д4

+

-

-

-

-

Классный руководитель или другой специалист ОО, видя такую картину, начинает анализировать выбивающихся из общей картины обучающих. Проанализировать конкретного ребёнка с выявленными проблемами необходимо со следующих позиций: полная/неполная семья, особенности семейные взаимоотношения, есть ли у обучающегося сиблинги (братья, сестры), успеваемость ребёнка (наличие учебной мотивации), положение обучающегося в классе, и уже исходя из данного анализа начинать профилактическую работу с тем или иным обучающимся.

Таким образом, представленные диагностические методики позволяют получить максимально полную информацию о наличии разного рода поведенческих девиаций у детей и подростков при проведении мониторинговых исследований, а также грамотно выстроить работу по профилактике социальных проблем детей и подростков.

Литература:

  1. PSY-Clinik. Клиническая психология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://psy-clinic.info/ (дата обращения: 26.03.2019). — Загл. с экрана.
  2. Ваш психолог. Методика первичной диагностики и выявления детей «Группы риска»[Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.vashpsixolog.ru/ (дата обращения: 26.03.2019). — Загл. с экрана.
  3. Леус Э. В. Методическое руководство по применению теста СДП (склонность к девиантному поведению) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://studopedia.net/ (дата обращения: 26.03.2019). — Загл. с экрана.
  4. Опросник состояния агрессии Баса-Дарки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://docviewer.yandex.ru/ (дата обращения: 26.03.2019). — Загл. с экрана.
  5. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://legalacts.ru/ (дата обращения: 26.03.2019). — Загл. с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): склонность, социальная проблема детей, поведение, подросток, агрессивное поведение, асоциальное поведение, классный руководитель, III, склонность обучающегося, физическая агрессия.


Похожие статьи

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Управленческое содействие педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы)

Планирование совместной деятельности педагога с родителями по формированию личностных качеств ребёнка

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Внедрение приемов ТРИЗ в обучающий и воспитательный процесс с целью повышения функциональной грамотности ребенка и обеспечения его психологической стабильности

Конспект педагогических мастерских, направленных на построение взаимодействия воспитателя с родителями детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Управленческое содействие педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы)

Планирование совместной деятельности педагога с родителями по формированию личностных качеств ребёнка

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Внедрение приемов ТРИЗ в обучающий и воспитательный процесс с целью повышения функциональной грамотности ребенка и обеспечения его психологической стабильности

Конспект педагогических мастерских, направленных на построение взаимодействия воспитателя с родителями детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос