Генезис института демократии в Афинах и реформы Солона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 10.04.2019

Статья просмотрена: 1003 раза

Библиографическое описание:

Зубкова, В. В. Генезис института демократии в Афинах и реформы Солона / В. В. Зубкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/253/57978/ (дата обращения: 16.11.2024).



Согласно определению А. Линкольна, демократия — это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа.

Демократия бывает двух видов представительская и непосредственная. Непосредственная демократия — влияние граждан на политические решения осуществляется на прямую. Примеры: референдум, выборы, собрания. Представительская демократия — влияние народа происходит через выбранных представителей, которые выражают интересы народа на государственном уровне.

Институт демократия впервые зарождается в одном из полисов Древней Греции, в Афинах в VI в. до н. э. К периоду расцвета Афинская демократия представляла собой сложноразветленную политическую систему, среди основных характеризующих признаков которой можно выделить:

− выборность государственных органов;

− сменяемость государственных органов;

− отчетность всех должностных лиц;

− всеобщее избирательное право для граждан;

− гарантии активного участия всех слоев гражданского населения в деятельности органов государственной власти.

В рассматриваемый период Афины были одним из самых крупных и высокоразвитых полисов Древней Греции наряду со Спартой. Прежде всего стоит уделить внимание общественному строю Афин. Общество состояло из граждан, метеков и рабов. Полноправием обладали лишь граждане, которые могли занимать государственные должности, принимать участие в органах управления. Стоит отметить, что граждане составляли меньшинство от общего количества населения.

Благодаря развитию товарно-денежных отношений в таком полисе как Афины, который представлял экономический центр Аттики увеличилось имущественное неравенство между различными слоями населения. Постепенно часть граждан, овладевшая крупными землевладениями, формирует класс аристократии. Прочее население представляло собой демос, все граждане за исключением аристократов. Со временем условия жизни для демоса ухудшились настолько, что большинство из них попало в имущественную зависимость перед аристократией, приобретя долговые обязательства, что зачастую приводило к кабале и рабству. В таком состояние ситуация оставалась недолго.

В VI в. до н. э. политическая система афинского полиса представляла собой аристократическую республику. Этому способствовало то, что ранее наследственная должность царя была реформирована в выборную. Это позволило обеспечить властью не только царскую династию, но и других знатных родов (аристократов). Срок наделения полномочиями главы государства был ограничен одним годом. Высшим должностным лицом теперь являлся архонт-эпоним, который входил в коллегию архонтов, состоящую из девяти архонтов. Помимо архонта-эпонима членами коллегии были: архонт-басилевс (верховный жрец полиса), архонт-полемарх (верховный главнокомандующий вооруженными силами), архонты-фесмофеты (остальные шестеро представляли собой судебную власть). Огромную роль в управлении афинским государством занимал Совет ареопага — опора аристократической власти, в который входили архонты с истекшим сроком полномочий, что позволяло сохранить преемственность власти. Кроме того, что именно Совет ареопага обладал компетенцией в назначении на должность архонтов, он являлся и высшей судебной инстанцией, рассматривая важнейшие дела. Народное собрание в Афинах в данный период времени не обладало существенной властью, в связи с долговыми обязательствами и имущественной зависимостью демоса перед аристократией.

В начале VI в. до н. э. на должность архонта-эпонима назначается Солон, которому в будущем будет суждено провести ряд реформ существенно изменивших политическую жизнь Афин. К моменту прихода к власти имущественное неравенство и классовое противоборство достигли «апогея». Возникла острая необходимость реформирования существующего общественного и государственного строя. Первой реформой Солона стала экономическая (сисахфия — стряхивание бремени), которая заключалась в освобождении граждан, находящихся в зависимости от аристократов от долговых обязательств, которая сопровождалась торжественным убиранием долговых камней с земельных участков кабальных должников. Впредь запрещалось обращение граждан в долговую кабалу и рабство. Благодаря этой реформе удалось значительно сократить экономическое господство раннее власть имущих аристократов.

Существенному изменению подвергся общественный строй, отныне все граждане делились на четыре разряда по имущественному цензу (состояние измерялось количеством натуральных продуктов, денежного эквивалента которым еще не существовало):

− пентакосиомедимны (т. е. пятисотмерники). Только они могли занимать высшие государственные должности (архонтов, казначеев).

− всадники. Занимали остальные должности в органах управления полисом.

− зевгиты. Объем прав зевгитов был аналогичен всадников.

− Феты (т. е. батраки). Политические права фетов ограничивались участием в Народном собрании и суде присяжных.

Отныне Народное собрание становилось важнейшим политическим институтом по воле которого принимались все важнейшие решения (заключение мира, объявление войны, избрание должностных лиц, формирование бюджета, утверждение законов и т. д.). В собрании участвовали все граждане, начиная с двадцатилетнего возраста, за исключением женщин. Каждый гражданин имел право выступить с инициативой, вынести вопрос на повестку дня, ораторствовать на трибуне. Аналогом Совета ареопага выступал Совет четырехсот, который состоял из представителей каждой афинской филы (территориальные образования), которые избирались путем жребия. Основная функция Совета четырехсот заключалась в подготовке проектов решений для дальнейшего обсуждения Народным собранием. Важнейший шагом к демократизации стала судебная реформа, которая заключалась в образовании Гелиэи (суда присяжных), в состав которого могли быть избраны в том числе и феты.

Отдельно стоит упомянуть попытку кодификации норм права, которая выразилась в издании свода письменных законов, которые не утрачивали силу на протяжении дальнейшего существования афинского полиса, подвергавшись лишь незначительным изменениям.

Многовековое противостояние интересов аристократов и менее социально защищенными представителями демоса стало предпосылкой к образованию демократических институтов в начале VI в. до н. э. в Афинском государстве. Во время правления архонта-эпонима Солона был проведен ряд экономических и политических реформ, в результате которых все граждане принимали непосредственное участие в управление государством. Данные реформы положили начало процессу формирования демократического общества в Афинах. К сожалению, ему за один год правления не удалось обеспечить интересы всех слоев населения. Полное социальное равенство было не достигнуто, т.к. земельные и прочие ресурсы не были кардинальным образом перераспределены, однако у всех афинских граждан появились механизмы представления своих законных прав и свобод.

Литература:

  1. Античный полис. Курс лекций / Отв. ред. В.В. Дементьева, И.Е. Сури- ков. М., 2010.
  2. Беррент М. Безгосударственный полис: ранее государство и древнегреческое общество // Альтернативные пути к реализации - М., 2000.
  3. Воронцова Ю.А. Право и государство Древней Греции // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3. С. 219-225.
  4. Карпюк С. Г. Законы Драконта и Солона -- пролог демократии // Лекции по истории Древней Греции. -- М.: Научно- издательский центр «Ладомир», 1997, С. 44-45
  5. Медведев А.П. Был ли греческий полис государством? // Античный мир и археология. 2006. № 12. С. 25-29.
  6. Монева С.Г. Средоточия политической жизни в демократических Афинах // Древности. 2009. Т. 8. № 8. С. 79.
  7. Пальцева Л.А. Формирование судебной системы Афин (до конца VII в. до н.э.) //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. 2009. № 3. С. 29-31.
  8. Суриков И. Е. Глава II. Солон: певец и творец «благозакония» // Античная Греция: политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика. -- М.: Наука, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): Афины, Народное собрание, гражданин, афинский полис, Афинское государство, Древняя Греция, имущественное неравенство, орган управления, политическая система, Совет ареопага.


Похожие статьи

Платонизм и философия александрийской школы: Филон и Климент (онтологический аспект)

Конституционно-правовые проблемы института президентства в Российской Федерации

Институт ханской власти в традиционном обществе казахов (историография проблемы)

Функции и феноменология управления в системе педагогического знания

Развитие педагогики и образования в античном мире

Эволюция доктрины национальной безопасности и проблемы развития российского конституционализма

Проблемы права и осуществления правосудия в русской классической литературе

Исследование гетеродоксии в становлении раннехристианской церкви как актуальная проблема исторического знания

Институт адвокатской тайны в советскую эпоху: проблемы становления и совершенствования

Диалектика традиций и инноваций как философская проблема современного образования

Похожие статьи

Платонизм и философия александрийской школы: Филон и Климент (онтологический аспект)

Конституционно-правовые проблемы института президентства в Российской Федерации

Институт ханской власти в традиционном обществе казахов (историография проблемы)

Функции и феноменология управления в системе педагогического знания

Развитие педагогики и образования в античном мире

Эволюция доктрины национальной безопасности и проблемы развития российского конституционализма

Проблемы права и осуществления правосудия в русской классической литературе

Исследование гетеродоксии в становлении раннехристианской церкви как актуальная проблема исторического знания

Институт адвокатской тайны в советскую эпоху: проблемы становления и совершенствования

Диалектика традиций и инноваций как философская проблема современного образования

Задать вопрос