Влияние условий труда на работоспособность лиц с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 17.04.2019

Статья просмотрена: 224 раза

Библиографическое описание:

Виноградов, А. В. Влияние условий труда на работоспособность лиц с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Виноградов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 190-193. — URL: https://moluch.ru/archive/253/57884/ (дата обращения: 21.11.2024).



Согласно исследованиям состояния инвалидности, в Российской Федерации на 2018 год насчитывается порядка 3,8 млн инвалидов трудоспособного возраста. Из них работает около миллиона человек [1]

По данным Росстата, свыше 8,2 % граждан России — люди с инвалидностью. Из них работает 25 %, то есть около миллиона человек [2].

При разработке программ стимулирования труда важную роль играют мотивы (установки), внутренние и внешние побуждения (рисунок.1)

Рис. 1

Кроме материальных способов мотивирования сотрудников, существует огромное количество нематериальных способов вознаграждения. Самыми распространенными являются следующие (рисунок. 2).

Рис. 2

Например, организационные мероприятия включают аттестацию рабочих мест по условиям труда с целью повышения работоспособности, которая остается высокой в течение 8 часов, особенно в течение первых 6 часов, а для лиц с ограниченными возможностями в течение 4 часов (рисунок 3).

Рис. 3 Динамика работоспособности в зависимости от продолжительности работы (по данным НИИ труда) : а — время врабатываемости; b-период наиболее устойчивой работоспособности; с-отрезок времени, в течение которого наблюдается снижение уровня работоспособности. [2]

Нематериальные методы направлены на повышение удовлетворения сотрудников непосредственно от трудового процесса. В зависимости от выявленных мотивов, для повышения эффективности труда сотрудников можно использовать следующие стимулы:

– Перспективы карьерного роста.

– Престижность должности и бренда работодателя.

– Создание благоприятной атмосферы в коллективе.

– Публичное признание заслуг: выдача почетных грамот, фотография сотрудника на доске почета и т. д.

– Оплата обучения, организация тренингов.

– Творческий характер работы.

Трудовая деятельность инвалидов, как и у всех других работников умственного труда, требует спокойной обстановки, усиленной деятельности органов зрения, напряжённой работы центров головного мозга. Объясняется это, прежде всего, тем, что умственный труд требует большого внимания.

Требования, которые предъявляются к внешней обстановке и условиям труда, должны повышать эффективность труда. К ним относятся тишина, нормальная температура воздуха, хорошее яркое освещение, рациональная организация рабочих мест и т. д.

При неблагоприятных факторах внешней среды работник большую часть трудовой энергии расходует не на выполнение своей работы, а на приспособление к этим неблагоприятным факторам, плохим условиям труда. Часто работник устаёт не столько от самой работы, сколько от тех неблагоприятных условий, в которых он работает.

Сложность проблем, связанных с совершенствованием организации труда инвалидов, как и других работников умственного труда, заключается ещё в том, что умственная деятельность, вызывая явную усталость, в то же время не сопровождается таким расходом энергии, которая поддавалась бы измерению, как это бывает при физическом труде.

Режим рабочего времени может быть жёстким, гибким и свободным. Жёсткий режим очень распространён в нашей стране и заключается в том, что приход на работу и уход с работы осуществляется в строго назначенное время. Гибкий режим может предусматривать свободное начало рабочего дня, но установленное число часов в неделю работник обязан отработать. Свободный режим существует для лиц свободных профессий (писателей, композиторов, художников и др.).

Треть всей жизни трудящиеся проводят в труде. На их настроение постоянно воздействует окружающая обстановка. Это мебель, само здание учреждения или организации, вид стен, потолков, окон, вид из окна и т. д. Все эти факторы, которые влияют на эффективность труда. Поэтому среди причин, вызывающих потери рабочего времени субъективного порядка или потери времени по вине работников, имеются и такие, которые по существу являются объективными причинами. Важнейшая из них — это неблагоприятная обстановка повседневной трудовой деятельности работников.

Теснота, духота, плохое освещение, мрачные цвета интерьера служебных помещений и мебели и т. д. объективно препятствуют быстрому возникновению трудового настроения у работников и часто приводят к позднему началу и замедленному темпу работы. Те же самые обстоятельства порождают стремление преждевременно закончить работу, переменить служебную обстановку на другую, более уютную. Такие условия труда вызывают у работника потребность отвлечься сделать порой перерыв в работе или менее добросовестно её выполнить. Нет сомнений, что эстетизация условий труда позволяет повысить его эффективность, так как труд должен приносить удовлетворение и быть продуктивным.

Но преимущества эстетизации труда далеко не исчерпываются сокращением потерь рабочего времени.

Яркие и тёмные тона окраски стен и окружающих предметов, резкие и громкие звуки вызывают преждевременное утомление работников.

Проблемой является в наши дни шум на производстве, в учреждении, на улице, в быту.

Единицей измерения мощности звуковых колебаний является децибел. Абсолютная тишина равна нулю децибелов, например, нормальный разговор — 40 децибелам. Шум, превышающий 80 децибелов становится мучительным и разрушает нервные клетки, нарушает работоспособность

После 6–7 часов работы при интенсивности шума в 80–90 децибел нарушается динамика высшей нервной деятельности;

Основные источники шума в рабочих помещениях: улицы, работа техники, разговоры сотрудников, передвигаемая мебель, хлопанье дверьми, хождение по полу с твёрдым покрытием, телефонные звонки и др.

Основные направления в ликвидации последствий шумового воздействия на человека:

– устранение источников шума;

– использование звукоизоляционных и шумопоглощающих материалов.

Важнейшим фактором благоприятных условий труда является рациональное естественное и искусственное освещение помещения и рабочих мест. При правильном освещении напряжённость в работе ослабевает, работник меньше устаёт.

Хотя большая часть рабочего времени приходится на дневные часы, не всегда возможно получить достаточную освещённость за счёт естественного света, хотя последнее более желательно и эффективно.

Результаты исследования, проведенного аналитиками консалтинговой компании Towers Watson, показывают, что прибыль компании напрямую зависит от эффективности системы мотивации и стимулирования труда. [3]

Приведенный ниже график наглядно показывает, что фирмы, не уделяющие внимание проблемам стимулирования персонала, получают в среднем на 17,5 % прибыли меньше, чем те, что используют разнообразные методы мотивации (Рисунок.4).

C:\Users\Home\Desktop\Безымянный.png

Рис. 4.

Литература:

  1. Стенограмма Заседания Правительства (2017 год, № 7) от 9 марта 2017 года «О мерах по улучшению занятости инвалидов» // Сайт Правительства России [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.goverment.ru (дата обращения: 10.03.2017)
  2. Пономарева Г.Т Интеграция инвалидов в систему экономических отношений. Учебное пособие. Издательство «Бук».-2017 С.16
  3. Виноградов А. В. Разработка программ стимулирования труда // Молодой ученый. — 2018. — № 41. — С. 109–115. — URL https://moluch.ru/archive/227/53030/ (дата обращения: 14.03.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): условие труда, работник, рабочее время, умственный труд, работа, час, эффективность труда.


Похожие статьи

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

Влияние семьи на социализацию детей с ограниченными возможностями

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности личности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Здоровьесберегающая деятельность при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Особенности обучения компьютерной грамотности людей пенсионного возраста

Деятельность ресурсного центра по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

Влияние семьи на социализацию детей с ограниченными возможностями

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности личности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Здоровьесберегающая деятельность при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Особенности обучения компьютерной грамотности людей пенсионного возраста

Деятельность ресурсного центра по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Задать вопрос