Право свободно распоряжаться своими способностями к труду предоставляется всем гражданам, в том числе и тем, кто по каким-либо причинам утратил полную трудоспособность и получил определённые ограничения на осуществление трудовой деятельности. Таких граждан иными словами называют инвалидами. Помогать таким лицам в трудоустройстве необходимо органам службы занятости населения. Однако при трудоустройстве таких лиц существуют некоторые особенности: условия для их труда должны соответствовать установленным медицинским нормам, работодатель должен предоставлять таким лицам облегчённые условия труда, а также определённые льготы. [1]
Занятость инвалидов помимо вышеупомянутого Закона “О занятости населения в РФ” регулируется и законом РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В нём мы можем увидеть то, как государство способствует повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Вот несколько примеров этого: государство финансово поощряет предприятия, на которых применяется труд инвалидов, организации устанавливают определённые квоты для приёма таких лиц на работу, содействие предпринимательской инициативе со стороны инвалидов, обучение лиц с ограниченной трудоспособностью новым профессиям и т. д. [2]
Рассмотрим их подробнее. К примеру, если в организации работает более 30 человек, то там может быть установлена квота как раз для приёма инвалидов, соответственно среднемесячной численности работников в данной организации, но процент инвалидов при этом не может быть менее чем 3 процента. Однако в разных субъектах РФ органы исполнительной власти в праве по своему усмотрению назначать необходимую квоту для каждого предприятия, но она может быть только увеличена, но не уменьшена. От необходимости выделять рабочие места для инвалидов освобождаются их общественные объединения и те юридические лица, которые находятся в их собственности и имеют уставной капитал, состоящий из вклада общественного объединения.
Также рабочие места для инвалидов должны иметь специальные характеристики, которые отличают их от обычных мест. Они должны быть оборудованы особым техническим оборудованием, которое создано для наиболее благоприятных и в некоторых случаях вообще возможных условий труда инвалидов. Обустройство таких мест финансируется за счет средств федерального бюджета субъекта РФ, однако исключение составляют лица, получившие трудовое увечье или же профессионально заболевание. Если лицо получило инвалидность в связи с исполнением воинских обязанностей, стихийного бедствия или межнационального конфликта, то рабочие места, которые они занимают, будут финансироваться за счёт средств федерального бюджета. [3]
Для инвалидов существует перечень условий, которые должны быть созданы работодателем для их эффективного и безопасного труда. Данные условия перечислены в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Также нельзя при заключении трудового договора создавать условия труда, которые будут каким-либо образом ухудшать положение инвалида по сравнению с другими работниками.
Продолжительность рабочего времени инвалида также зависит от его группы. В случае, если у него 1 или 2 группа, то более 35 часов в неделю ему работать нельзя. Что касается сверхурочной работы, то инвалиды допускаются к ней только по их письменному согласию и в том случае, если такая работа не принесёт вреда их здоровью.
В нашем государстве важной проблемой трудовых отношений является занятость инвалидов. Так как в обществе уже сложился стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не справится с назначенной трудовой функцией. Однако многие инвалиды хотели бы работать и получать за это заработную плату. Поэтому то, что у них имеется заболевание не может помешать им осуществлять своё право на труд.
Но на сегодняшний день, несмотря на попытки интегрировать лиц с ограниченными возможностями, они составляют часть вторичного рынка труда. Последний характеризуется нестабильной работой, низкими зарплатами и соответственно невозможностью карьерного роста.
Проблема обеспечения инвалидов рабочими местами является не только социальной, но и экономической. Поскольку государству необходимо получать некоторую компенсацию за то, что инвалидам осуществляется с его стороны материальная поддержка. Однако это станет возможным только в том случае, если их трудоустройство и занятость будут находится на высоком уровне. Сейчас этот вопрос остаётся открытым, не смотря на все гарантии, программы и другие способы повышения этого уровня. И эта проблема всего общества. [4]
К слову, при Советском Союзе критерием инвалидности являлось ограничение трудовых возможностей человека и государство просто полностью брало на себя материальное содержание инвалидов. Единственным местом, где они могли быть трудоустроены были специальные предприятия, на которых инвалиды занимались неквалифицированным трудом. Поэтому проблемы, касающейся их занятости и трудоустройства, не возникало.
В отличие от других стран, в РФ отсутствует очень эффективный механизм, при котором в случае, если работодатель не выполняет всю квоту предоставленных мест для инвалидов, то обязуется выплачивать сумму из своего бюджета в счёт этих незаполненных мест. Данные средства должны идти на обеспечение новых рабочих мест для них.
Поэтому несмотря на то, что в нашем государстве существуют определённые стандарты и правила для трудоустройства инвалидов, по-настоящему эффективной программы еще не разработано. Хотя данный вопрос важен для социальной и экономической стабильности в обществе.
Литература:
- Лебедев В. М. Трудовое право. Проблемы общей части. — Томск, 1998. — 183 с. // Государство и право. — М.: Наука, 2000, № 6. — С. 123
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ
- Орловский Ю. П. Трудовое право России Учебное пособие/Ун-т Рос. акад. образования: Юрид. фак. — М., 1995. — 224 с.
- Зязин В. Н. Социально-экономическая политика обеспечения занятости инвалидов: диссертация … кандидата экономических наук: 08.00.05. — Москва, 2011. — 27 с.