В статье авторы рассматривают особенности трудовых правоотношений граждан с инвалидностью.
Ключевые слова: трудовое право, граждане с инвалидностью, правоотношения граждан с инвалидностью.
Особое место в отрасли трудового права занимают вопросы с вязанные с правоотношениями рабочих инвалидов. В последнее время актуальность данного аспекта велика особенно это видно из утверждённого Президентом РФ в августе 2021 года перечня поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации [2]. В них говорится о важности социальной реабилитации граждан с инвалидностью, тем самым подчеркивая их полное включение и поддержку в социуме, а значит и предоставление по максимуму всех гарантий и прав на трудовые отношения. Данная государственная повестка показывает важность, а также демонстрирует проблемы в данной области которые необходимо решить.
Человеком с инвалидностью согласно ст. 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», это лицо, имеющее стойкое нарушение функционирования организма человека, его здоровья, связанного с заболеваниями, травмами или дефектами ограничивающие полноценную жизнедеятельность, для поддержания которой необходима социальная помощь и поддержка [3].
Также как и граждане РФ без проблем со здоровьем, инвалиды имеют правовую возможность заниматься трудовой деятельностью по доступным для им профессиям. Какое-либо запрет или ограничение в этом аспекте их прав, по признаку инвалидности, принято считать дискриминацией. Согласно ст. 19 Конституции РФ, в стране гарантируется равенство прав и свобод всех граждан, а также ст. 37 Конституции РФ указано, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [4]. На законодательном уровне установлен целый ряд гарантий, которые направлены на обеспечение инвалидам возможностей наравне с другими лицами в трудовой сфере. Также стоит отметить, что ограниченные возможности инвалида не могут препятствовать реализации их трудовых прав, данная норма содержится и в ст. 3 ТК РФ [5].
Законодательно и доктринально положение инвалидов равны с другими субъектами трудовых отношений, но на практике имеются проблемы как в применении норм права, так и в их реализации полноценно трудового потенциала. Начиная с правового регулирования, проанализировав положения ТК РФ, можно заметить, что законодатель в разделе XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» не выделяет инвалидов (наравне с беременными женщинами, лицами с семейными обязанностями, несовершеннолетними, т. е. лицами, имеющими «пониженную трудоспособность»). Пониженная трудоспособность — полная или частичная утрата лицом трудоспособности. Упоминание о инвалидах также нельзя встретить в названии отдельной главы или статьи кодифицированного нормативного акта. Только при изучении отдельных правовых норм можно заметить положения, регулирующие права инвалидов [1].
Если сравнивать трудовое законодательство России с трудовым законодательством Кыргызской республики, то можно заметить колоссальную разницу в отношении регулирования прав инвалидов. ТК КР содержит порядка восьми статей, регулирующих трудоправовые аспекты, а также обязанности работодателя в отношении работника-инвалида (гл. 25 ТК КР) [5]. В России же трудовое законодательство имеет ряд норм регулирующих особенности трудовых отношений с инвалидами, но они не включены в специальный раздел ХII ТК РФ, а находятся в других разделах и главах (Например: ст. 94 ТК РФ, регулирующая продолжительность рабочей смены выделяет отдельно лиц с инвалидностью) [5].
Также проблемой регулирования является основанная на ч. 2 ст. 179 ТК РФ, где можно увидеть в перечне лиц, обладающих преимущественным правом на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, лиц, получивших в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание. Данная норма не содержит в перечне работников-инвалидов, которые были приняты на работу уже как лицо с ограниченными возможностями.
Необходимо обратить внимание на такие немаловажные вопросы, которые ТК РФ не урегулированы: это гарантии инвалиду при направлении его в служебные командировки, при подготовке и дополнительном профессиональном образовании.
Изучая судебную практику, можно найти ряд случаев, когда людей с инвалидностью не брали на работу, например дело Советского районного суда г. Астрахани, истец Озеров получил направление по вакансии садовник, однако, в трудоустройстве было отказано по причине того, что он является инвалидом и не сможет производить обрезку кроны деревьев. Медицинское заключение и общее состояние здоровья позволяло выполнять работу Озеровым, но в определенных условиях. Данный отказ является незаконным, противоречащим требованиям законодательства, запрещающего отказ в приеме на работу инвалидов, направленных в счет квоты рабочих мест [7].
Такое положение инвалидов демонстрирует и практика Конституционного суда, согласно делу Ириной Деловой, которую из-за лёгкой умственной отсталости на фоне инвалидности признали полностью недееспособной и не давали возможность производить профессиональную деятельность [8].
Работодателю достаточно проблематично предложить инвалиду рабочее место, так как рабочее место для лиц с ограниченными возможностями должно соответствовать предписаниям службы медико-санитарной экспертизы и не противоречить возможностям такого лица. Представляется, что работодателю выгоднее отказать в приеме на работу инвалида, чем привести в соответствии с установленными требованиями и нормами его (инвалида) рабочее место. Для разрешения данной проблемы необходимо ввести дополнительные меры стимулирования работодателей при трудоустройстве инвалидов.
Очень часто инвалиды сталкиваются с такой проблемой: те вакансии, которые им предлагаются и доступны, имеют низкий уровень заработной платы, по сравнению с другими работниками, что вытекает из невысокой квалификации инвалидов и уровня их образования. Поэтому наряду с вопросами занятости актуальными становятся и вопросы образования инвалидов. Государство должно взять на себя обязательства по обеспечению равного доступа к образованию, в том числе для взрослых, профессиональному обучению и обучению в течение всей жизни [9].
Если же рассматривать вопрос о лицах с лишним весом, то можно задаться вопросом: «Каково их дальнейшее правовое регулирование?» На мой взгляд, российскому законодателю нужно привести трудовое законодательство в соответствии с европейской практикой и приравнять лиц, страдающих ожирением, к инвалидам.
Хочется надеяться, что проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе исчерпают свою остроту и в перспективе обеспечение инвалидам на равной основе всех прав человека, в том числе права на труд, станет не декларацией, а реальностью.
Литература:
- Специфика регулирования труда отдельных категорий работников для магистров: учебное пособие / Под ред., Лютова Н. Л., Цыпкиной И. С. — Москва: Проспект, 2018. — 448 с.
- Перечень поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета от 25 августа 2021 года. – URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 25.02.2022).
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 11 апреля 2021 г.) // Собр. законодательства РФ. – 1995. – №48. – Ст. 4563.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Рос. газета. – 1993. – 25 декабря.
- Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3
- Трудовой Кодекс Кыргызской Республики от 8 декабря 2004 г. № 106. – URL: http://ud.gov.kg. (дата обращения: 25.02.2022).
- Решение Советского районного суда г. Архангельска от 19 февраля 2020 г. по делу № 2-617/2020 «По иску Озерова 8 к Обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания Астраханский Автомост» о признании незаконным отказа в приеме на работу» // Интернет-ресурс Судебные и нормативные акты РФ. – URL: https://sudact.ru (дата обращения: 25.02.2022).
- Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 27 июня 2012 г. №15-П город Санкт-Петербург «по делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Б. Деловой» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 29. Ст. 4167
- Конвенция о правах инвалидов: равные среди равных. Представительство ООН в РФ, Информационный центр ООН в Москве, Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». М.: Алекс, 2008. 112 с.