В данной статье речь идет о значении системы «Ибрат-намуна» в становлении нравственных качеств личности, о понятии нравственного воспитания, задачах нравственного воспитания, а также о его методах.
Ключевые слова: воспитание, нравственное воспитание, задачи нравственного воспитания, методы воспитания, назидание, пример, средства воспитания.
This article deals with the importance of the regime of “Moral paradigm” in inculcating moral features of individuals, the meaning a moral decency, the functions of moral decency, and I’s methods.
Keywords: decency, a moral decency the functions of moral decency, the methods of decency, paradigm, the means of decency.
В данной статье, рассматривая значение системы «Ибрат-намуна» в становлении нравственных качеств личности, попытались ответить на вопрос «Что из себя представляет нравственное воспитание и какова его цель?»
Нравственность, во-первых, являясь одной из форм общественного сознания, общественным правилом, выполняет функцию упорядочения поведения, поступков. В частности, она включает в себя такие понятия, как мораль, справедливость, щедрость, спокойствие, честность, правдивость. Она, оказывая воздействие на наши повседневные дела и сознание, определяет взаимоотношения общества и людей, грань между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, приемлемостью и неприемлемостью, разрешенных и неразрешенных поступков. Во-вторых, нравственность, являясь совокупностью правил поведения людей, определенных общественной мыслью и сознанием в обществе, определяет их взаимоотношения и обязанности. Нравственность служит образцом идеального поведения людей в обществе, обеспечивает правильную организацию взаимоотношений людей. Нравственное воспитание наряду с обучением людей чести, добросовестности, также ведет и профилактические работы. В-третьих, нравственность, являясь философской категорией, формирует такие необходимые качества для личности, как правдивость, скромность, честность, благородность, трудолюбие, бдительность, учтивость, гуманизм. В-четвертых, нравственность является характерной особенностью духовного облика, психики социального слоя, народа. Любое общество перед своими членами ставит систему определенных требований. Это, прежде всего, требования, предъявляемые к духовным качествам, поведению человека. В этих требованиях находит свое выражение отношение каждого взрослого человека обществу, окружающим людям, к общественно полезному труду, к государственному имуществу, а также в них выражаются обязанность перед своей семьей, заботливое отношение к несовершеннолетним, к нетрудоспособным членам семьи, их материальная поддержка. Требования, определяемые обществом, служат уставом для оценки поведения личности. В соответствии с этими требованиями некоторые поступки и манеры в поведении личности или одобряются, или обвиняются. Данные нравственные качества человека формируются в семье, в махалле, в образовательных учреждениях, в коллективе в течение всей его жизни.
Особенно важно в тесном контакте с семьей направлять нравственное развитие ребенка. Что принесет ребенок в общественную жизнь, своекорыстие эгоиста или будет действовать как общественник? Это во многом зависит от отношений, которые сложились у ребенка в семье. Важно включить ребенка в отношения, соответствующие нашим национальным идеям, нашему образу жизни, — отношения гуманизма и справедливости. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, в значительной мере зависит, какими вырастут дети. Семье принадлежит особая роль в формировании у подрастающего поколения уважительного отношения к наследию предков, к народному достоянию, в воспитании его в духе национальных идей независимости. Ребенок учится у родителей заинтересованному, активному, деятельному отношению к жизни, подлинно гражданскому поведению. Дружелюбие, приветливость, искренняя симпатия родителей к окружающим людям — вот благодатная обстановка для нравственного воспитания детей. Наш узбекский народ многодетный. Особенно благоприятные условия для воспитания создаются в многодетной семье. В такой семье ребенок с детства привыкает к тому, что должен принимать во внимание не только свои желания, но и желания братьев и сестер. Многодетная семья, особенно такая, где совместно проживает несколько поколений, представляет собой могучий воспитательный коллектив, который направляет и контролирует поведение ребенка. В таких семьях старшие дети следят за младшими, младшие помогают старшим. В них сама атмосфера, доброжелательные отношения членов семьи друг к другу как бы сами по себе воспитывают в ребенке доброту и человеколюбие, учат ответственности за свои поступки.
Известно, что в народной педагогике существует система задач нравственного воспитания. В системе узбекского национального воспитания наиболее полно проявляется положительная сторона гуманизма, справедливости, благородства, нравственности, основанная на преданности. Наши нравственные нормы включают в себя и общечеловеческие духовные богатства, и нравственные нормы людей, и отношения, выработанные народом в процессе многовековой борьбы за свободу, счастье и мир между людьми, народами.
– Общественная мораль. Её основной принцип заключается в идее «один за всех, все за одного», Этот принцип отрицает эгоизм и корыстолюбие, сочетает в себе общественные и личные интересы.
– Гуманистическая мораль. Она возвеличивает человека труда, трудолюбие, устанавливает среди людей подлинные человеческие отношения, сотрудничество и взаимопомощь, доброжелательность, честность, чистосердечность, скромность в личной и общественной жизни.
– Активно воздействующая мораль. Она побуждает человека к новым трудовым и творческим вершинам, предпринимательству, инициативности, к активному добросовестному участию в жизни коллектива и всей страны, активно противостоять тем, что противоречит новому здоровому образу жизни, к стойкой борьбе за идею национальной независимости.
Как подчеркивал наш известный просветитель, педагог Абдулла Авлони, великое будущее нашей Родины связано с интеллектуальным потенциалом и уровнем воспитанности подрастающего молодого поколения. Поэтому сегодня образование-воспитание молодежи поднялось на уровень государственной политики. Вышеприведенные факты подтверждают, что на основе отношений к воспитанию, к будущему молодежи лежит воспитание гармонически развитого поколения. В воспитании гармонически развитого поколения по системе «Ибрат-намуна» процесс формирования нравственных качеств включает в себя следующее:
– почитание родителей;
– милосердие к родственникам;
– почтительное отношение к старшим;
– стремиться к знаниям;
– высокая духовность;
– быть убежденным;
– исполнять долг;
– быть терпеливым;
– уметь простить;
– обладать чувством собственного достоинства;
– быть правдивым;
– быть преданным;
– не быть скупым;
– не быть завистником;
– не быть корыстолюбивым;
– избегать лживости.
Наша система «ибрат-намуна» выглядит следующим образом:
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в воспитании нравственно зрелой, всесторонне здоровой, гармонически развитой личности система «ибрат-намуна» является основным методом воспитания.
Литература:
- Мирзияев Ш. М. Всесторонне развитое поколение — основа великого будущего, созидательный труд народа- основа благополучной жизни, дружба и сотрудничество — гарантия процветания.-Т.: «Ўзбекистон» НМИУ, 2018.
- O’zbekiston Respublikasi «Kadrlar tayyorlash milliy dasturi»// «Barkamol avlod — O’zbekiston taraqqiyotining poydevori». — T.:«Sharq» matbaa nashriyoti kontserni, 1997y. 31–61s.
- Hasanboyev J., To’raqulov X., Ravshanov O., Xushvaktov N. Milliy pedagogikamiz tarixiy ildizlari va barkamol avlod tarbiyasi. Uslubiy qo’llanma. –Jizzax: 2007 y.- 45 s.
- A.Avloniy. Turkiy Guliston yoxud axloq, «O’qituvchi» nashriyoti, T. 1993y.