Статья посвящена одной из сложных проблем современного начального образования — проблеме формирования ценностного отношения младших школьников к познавательной деятельности. Дано определение ценностного отношения, определена структура ценностного отношения. Проведен анализ существующих подходов к пониманию содержания и технологиям работы по наполнению ценностных отношений младших школьников к познавательной деятельности.
Ключевые слова: ценностное отношение, познавательная деятельность, формирование ценностного отношения к познавательной деятельности.
The article is devoted to one of the complex problems of modern primary education — the problem of forming the value attitude of younger students to cognitive activity. The definition of the value relation is given, the structure of the value relation is defined. The analysis of existing approaches to understanding the content and technologies of work on filling the value relations of younger schoolchildren to cognitive activity is carried out.
Keywords: value attitude, cognitive activity, formation of value attitude to cognitive activity.
На современном этапе развития образования, происходит пересмотр направлений в развитии личности детей. Обучения направлено в первую очередь на развитие самостоятельной личности, которая может приспосабливаться к изменчивым условиям окружающего мира.
Важным этапом формирования основ развития самостоятельной личности является начальное школьное образование. Именно на данном возрастном периоде происходит зарождение самостоятельности, которая необходима для осуществления познавательной деятельности. На основе возникновения интереса к обучению, происходит потребность в самообразовании [2, с. 24].
Участие в познавательной деятельности способствует формированию самооценки детей младшего школьного возраста, которая зависит от того, какую социальную роль занял в познавательной деятельности ребенок. В результате сформированного ценностного отношения к познавательной деятельности у ребенка, зависит то, насколько хорошо будет осуществляться учебный процесс [3, с. 40].
В педагогические науке существует направление, которое было целенаправленно сформировано для изучения системы ценностных отношений. Данное направление называется аксиология. Однако, несмотря на то что было сформировано отдельное направление, проблема формирования ценностного отношения у детей младшего школьного возраста к познавательной деятельности остается неизученной.
Проблема формирования ценностного отношения к познавательной деятельности у детей в отечественной психолого-педагогической науке рассматривается в работах С. С. Акимова [1], А. Н. Антюшко [2], М. А. Куприянова [5], В. Н. Мясищев [6], В. Е. Пешкова [7], З. Д. Поморцева [8] и др.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, позволяет выделить основные подходы к изучению ценностного отношения: личностный, деятельностный, аксиологический (рис 1).
Рис. 1 Основные подходы к изучению ценностного отношения
Согласно данным подходам под ценностным отношением детей младшего школьного возраста к познавательной деятельности понимается процесс, который основывается на личностном развитии и усвоение определенных навыков и умений у ребенка. Для осуществления данного вида деятельности ребенок должен понимать и осознавать цель выполняемой работы, стремление саморазвиваться, используя для этого различные способы и приемы [1, с. 5].
Ценностное отношение обучающихся младшего школьного возраста имеет определенную структуру, которая включает в себя следующие компоненты: мотивационно-аксиологический, когнитивный, процессуально-творческий, эмоционально-волевой. Каждый компонент имеет определенное значение в формирование ценностного отношения, однако наиболее существенным для детей младшего школьного возраста является мотивационно- аксиологический.
Ценностное отношение к познавательной деятельности оказывает позитивное влияние на формирование развитие личности младшего школьника, усвоение ценностной системы в младшем школьном возрасте, сказывается на процессе освоения им познавательной деятельности, на способах самоактуализации личности, а также личностном поведении ребенка [8, с. 35].
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей и уровней сформированности ценностного отношения к познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста. В эксперименте приняли участие 22 респондента в возрасте 8–9 лет, среди них 15 девочек и 7 мальчиков. Группа респондентов была сформирована их двух классов, из разных школ.
Для определения уровня развития сформированности ценностного отношения младших школьников к познавательной деятельности выделили критерии оценки уровня развития: мотивационный; когнитивный; эмоциональный; деятельностный; рефлексивный.
Для определения проявления у младших школьников каждого из компонентов ценностного отношения к познавательной деятельности были использованы следующие методики: методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (мотивационный и эмоциональный компонент); «метод наблюдения за проявлениями познавательного интереса» Г. И. Щукиной (деятельностный компонент); методика «Три оценки» А. И. Липкиной (рефлексивный компонент); модифицированная методика «Неоконченные предложения» (когнитивный компонент) [9, с. 107].
В ходе экспериментального исследования нам удалось установить, что ценностное отношение к познавательной деятельности у младших школьников развито негармонично. В контрольной группе у детей младшего школьного возраста уровень сформированности ценностного отношения ниже, чем в экспериментальной группе. У детей данной группы мотивационный, когнитивный, эмоциональный, рефлексивный компонент находятся на низком уровне сформированности. Деятельностный компонент находится на среднем уровне развития. Это характеризует детей как пассивных, с отсутствием интереса к осуществлению познавательной деятельности, знания о значимости познавательной деятельности отсутствуют. Стремление к осуществлению познавательной деятельности проявляет только при наличии контроля со стороны взрослых. В процессе осуществления познавательной деятельности предпочитает обращаться за помощью к взрослым. Не стремится осуществлять рефлексию осуществленной познавательной деятельности эмоционального состояния в процессе познавательной деятельности.
Таким образом, проблема формирования ценностного отношения у детей младшего школьного возраста к познавательной деятельности считается актуальной в современном мире, а овладение методами формирования данного процесса — основной формирования самостоятельной личности. В связи с тем, что формирование ценностного отношения к познавательной деятельности является одной из главных задач и проблемных точек образования, необходимо продолжение исследования в направлении разработки психолого-педагогических условий, обеспечивающих результативность этого процесса.
Литература:
- Авилкина C. B. Формирование ценностных отношений младших школьников к физической культуре в учреждении дополнительного образования: автореф. дисс...канд. пед. наук / Авилкина Светлана Викторовна. — Рязань, 2006. — 20 с.
- Антюшко А. Н., Савинова Л. Ю. Психолого-педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к учению // Герценовские чтения. Начальное образование. — 2017. — № 1. — С. 19–23.
- Баркова Н. Н. Формирование потребности в обучении и саморазвитии у младших школьников // Начальная школа. — 2018. –№ 3. — С. 24 –26.
- Битуева А. В. Особенности структурного строения ценностных ориентаций // CREDO, Теоретический журнал. — 2015. — № 21. — С.40–51.
- Куприянова М. А. Формирование познавательной самостоятельности учащихся как педагогическая проблема // Наука и школа. — 2009. — № 5. — С. 35–36.
- Мясищев В. Н. Психология отношений. — М., 2005. — 352 с.
- Пешкова В. Е. Моделирование учебно-познавательной деятельности младших школьников // Новые технологии. — 2011. — № 4. — С. 85–96.
- Поморцева З. Д. Познавательные способности и особенности их формирования в младшем школьном возрасте Психология: учебник / Под. ред. А. А. Крылова. — М.: ПБОЮЛ, 2015. — 584 с.
- Савинова Л. Ю., Иванова М. Н. Диагностика проявлений ценностного отношения младших школьников к учению // Герценовские чтения. Начальное образование. — 2014. — № 1. — С. 107–113.