Развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности является основной целью образовательного стандарта.
В исследованиях Л. С Выготского, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина указывается на зависимость от характера организации их деятельности, в первую очередь учебной [5]. В соответствии с основными теоретическими положениями этих исследований учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в процессе добывания (а не получения) знаний овладевает новыми способами учебных действий, усваивает приёмы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.
Теория учебной деятельности на настоящее время признаётся особо значимой для организации школьного обучения: опора на её основные положения позволяет не просто сформировать у учащихся определённую сумму знаний, умений и навыков, а обеспечивает развитие личности учеников, самостоятельность их мышления, желание и умение учиться.
Несомненно, к формированию учебной деятельности нужно приступать с самого начала его обучения в школе. Умение и желание учиться может быть сформировано у детей именно в младшем школьном возрасте. Полноценная учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников может быть основой их всестороннего развития. Желание и умение учиться возникает в процессе реального выполнения учебной деятельности. Однако, несмотря на это, наибольший ответственность в получения знаний и формирование ценностных отношений к учебному процессу происходят у учеников старших классов, так как у старшеклассников повышается интерес к учению. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление стать полноценным членом общества, приносить пользу людям, Родине, убежденность в практической значимости науки для общества. Сохраняют свою силу и мотивы, лежащие в самой деятельности, интерес к содержанию и процессу учения. Наряду с интересом к фактам у старшего школьника проявляется интерес к теоретическим проблемам, методам научного исследования, самостоятельной поисковой деятельности по решению сложных задач.
Такая познавательная мотивация может распространяться на все предметы, на цикл каких-либо предметов или на отдельный предмет. Избирательность познавательных интересов старшеклассников очень часто связана с жизненными планами, профессиональными намерениями, которые, в свою очередь, способствуют формированию учебных интересов, изменяют отношение к учебной деятельности.
Итак, для мотивационной сферы к формированию ценностного отношения учебной деятельности старшеклассника характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе.
В старшем школьном возрасте на первый план выдвигается произвольная мотивация, т. е. все чаще ученик руководствуется сознательно поставленной целью, своими намерениями. Старшеклассники лучше осознают свое отношение к учению, причины, побуждающие их учиться. Учеба, приобретение знаний становятся, прежде всего, средством подготовки к будущей деятельности. Но это не всегда так и далеко не у всех.
Ценностные отношения в философии трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанным или неосознанным потребностям. В психолого-педагогических исследованиях, под ценностным отношением понимается внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений [6, с.124]. Основываясь на этом определении, мы рассматриваем ценностное отношение старшеклассника к учебной деятельности как внутреннюю позицию личности, определяющую систему его отношений к процессу получения нового знания как ценности [3, с.575].
В нашем исследовании мы основываемся на том, что процесс формирования ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности — это сознательно организуемый и управляемый учителем процесс, цель которого заключается не просто в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых при выборе профессии, а в заметном повышении базовой культуры личности, принятии гуманистических ценностей, повышении эмоционального настроя школьников, выраженного психической активностью, интересом к учебной деятельности, отношением к процессу получения нового знания как ценности [1, с. 927].
Таким образом, формирование ценностного отношения у старшеклассников к учебной деятельности предполагает решение целого ряда задач, стоящих перед учителями:
1. Осознание учителями сущности понятия «ценностное отношение к учению»;
2. Отношение возможностей познавательной деятельной, ее результатов, участия в ней с точки зрения ценностного отношения к обучению;
3. Осознание учителем зависимости между познавательной активностью старшеклассников и формированием у него ценностного отношения к учению;
4. Организация работы, требующей проявления ценностного отношения к учению в условиях активизации учебно-познавательной деятельности, т. е. создание условий для формирования ценностного отношения к учению.
Выделяют два механизма формирования ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности: теоретический и творческий.
Преимущество творческого механизма состоит в четкой целевой ориентации, что обеспечивает достижение гарантируемых результатов учебного процесса. При этом опыт креативной деятельности и эмоционально-ценностного отношения фактически вытесняются из центра внимания учителя. Творческий подход связан с установкой на исследовательскую позицию личности, способствующей решению задачи в негативных проблемных ситуациях.
Основными компонентами формирования ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности являются:
- Мотивационно-прогностический;
- Операционно-доказателный;
- Оценочно-рефлекивный.
Нами была разработана структура формирования ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности, основанная на компонентах учебной деятельности. Данная структура представлена в схеме 1.
Сущность структуры формирования ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности заключается в следующем.
На мотивационно-прогностическом этапе старшеклассники должны осознать важность учебной программы, определить цели предстоящей деятельности и наметит пути их решения.
Операционно-доказательный этап структуры самый длинный. На этом этапе старшеклассники овладевают теоретическими знаниями с практическими умениями и навыками.
Итоговым в процессе организации учебной деятельности старшеклассников является рефлексивно-оценочный этап, он включает самоанализ проделанной работы старшеклассниками и анализ своей самооценки, что также является результатом эффективности метода формирования ценностного отношения к учебной деятельности.
Цели и содержание обучения
Рис 1. Структура формирования ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности
Использование данной структуры формирования ценностного отношения к учебной деятельности у учеников старших классов, предположительно, приведет к значительному увеличению числа учеников с высоким уровнем ценностного отношения к обучению и резкому уменьшению числа старшеклассников с низким уровнем ценностного отношения к учебной деятельности. Кроме этого, у учеников обогатится состав ценностей, положительных мотивов, мотивация станет более проникнутой личностным смыслом, в когнитивном компоненте ценностного отношения произойдет развитие не только системности и обоснованности учебного материала, но и практическая направленность учебной деятельности, также улучшится развитие содержательно-процессуального компонента (культура учебного труда, проектировочные и рефлексивные умения, овладение опытом творческой деятельности). Удовлетворенность результатами своего труда, стремление преодолеть трудности в учебном процессе также послужат для учеников старших классов основой совершенствования будущего профессионального становления.
Литература:
1. Бырдина О. Г. Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации [Текст] / О. Г. Бырдина // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 927–929.
2. Бырдина О. Г. Механизмы формирования профессионально-ценностного самоотношения студентов педвуза / О. Г. Бырдина // Вестник ИГПИ им. П. П. Ершова. 2013. -№ 5.-С.15–21
3. Бырдина О. Г. Позиционный подход к пониманию профессионально-ценностного самоотношения будущего педагога / О. Г. Бырдина // Молодой ученый. -2013. -№ 11.-С. 575–577.
4. Ведерникова Л. В. Формирование ценностных установок будущего учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности / Л. В. Ведерникова. — М. Прометей, 2001. -144 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
6. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. -М. Издат. центр «Академия», 2003. -192 с.