Формирование ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 05.05.2014

Статья просмотрена: 2775 раз

Библиографическое описание:

Филиппова, И. Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности / И. Н. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 762-764. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10711/ (дата обращения: 22.12.2024).

Развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности является основной целью образовательного стандарта.

В исследованиях Л. С Выготского, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина указывается на зависимость от характера организации их деятельности, в первую очередь учебной [5]. В соответствии с основными теоретическими положениями этих исследований учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в процессе добывания (а не получения) знаний овладевает новыми способами учебных действий, усваивает приёмы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.

Теория учебной деятельности на настоящее время признаётся особо значимой для организации школьного обучения: опора на её основные положения позволяет не просто сформировать у учащихся определённую сумму знаний, умений и навыков, а обеспечивает развитие личности учеников, самостоятельность их мышления, желание и умение учиться.

Несомненно, к формированию учебной деятельности нужно приступать с самого начала его обучения в школе. Умение и желание учиться может быть сформировано у детей именно в младшем школьном возрасте. Полноценная учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников может быть основой их всестороннего развития. Желание и умение учиться возникает в процессе реального выполнения учебной деятельности. Однако, несмотря на это, наибольший ответственность в получения знаний и формирование ценностных отношений к учебному процессу происходят у учеников старших классов, так как у старшеклассников повышается интерес к учению. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление стать полноценным членом общества, приносить пользу людям, Родине, убежденность в практической значимости науки для общества. Сохраняют свою силу и мотивы, лежащие в самой деятельности, интерес к содержанию и процессу учения. Наряду с интересом к фактам у старшего школьника проявляется интерес к теоретическим проблемам, методам научного исследования, самостоятельной поисковой деятельности по решению сложных задач.

Такая познавательная мотивация может распространяться на все предметы, на цикл каких-либо предметов или на отдельный предмет. Избирательность познавательных интересов старшеклассников очень часто связана с жизненными планами, профессиональными намерениями, которые, в свою очередь, способствуют формированию учебных интересов, изменяют отношение к учебной деятельности.

Итак, для мотивационной сферы к формированию ценностного отношения учебной деятельности старшеклассника характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе.

В старшем школьном возрасте на первый план выдвигается произвольная мотивация, т. е. все чаще ученик руководствуется сознательно поставленной целью, своими намерениями. Старшеклассники лучше осознают свое отношение к учению, причины, побуждающие их учиться. Учеба, приобретение знаний становятся, прежде всего, средством подготовки к будущей деятельности. Но это не всегда так и далеко не у всех.

Ценностные отношения в философии трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанным или неосознанным потребностям. В психолого-педагогических исследованиях, под ценностным отношением понимается внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений [6, с.124]. Основываясь на этом определении, мы рассматриваем ценностное отношение старшеклассника к учебной деятельности как внутреннюю позицию личности, определяющую систему его отношений к процессу получения нового знания как ценности [3, с.575].

В нашем исследовании мы основываемся на том, что процесс формирования ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности — это сознательно организуемый и управляемый учителем процесс, цель которого заключается не просто в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых при выборе профессии, а в заметном повышении базовой культуры личности, принятии гуманистических ценностей, повышении эмоционального настроя школьников, выраженного психической активностью, интересом к учебной деятельности, отношением к процессу получения нового знания как ценности [1, с. 927].

Таким образом, формирование ценностного отношения у старшеклассников к учебной деятельности предполагает решение целого ряда задач, стоящих перед учителями:

1.                  Осознание учителями сущности понятия «ценностное отношение к учению»;

2.                  Отношение возможностей познавательной деятельной, ее результатов, участия в ней с точки зрения ценностного отношения к обучению;

3.                  Осознание учителем зависимости между познавательной активностью старшеклассников и формированием у него ценностного отношения к учению;

4.                  Организация работы, требующей проявления ценностного отношения к учению в условиях активизации учебно-познавательной деятельности, т. е. создание условий для формирования ценностного отношения к учению.

Выделяют два механизма формирования ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности: теоретический и творческий.

Преимущество творческого механизма состоит в четкой целевой ориентации, что обеспечивает достижение гарантируемых результатов учебного процесса. При этом опыт креативной деятельности и эмоционально-ценностного отношения фактически вытесняются из центра внимания учителя. Творческий подход связан с установкой на исследовательскую позицию личности, способствующей решению задачи в негативных проблемных ситуациях.

Основными компонентами формирования ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности являются:

-       Мотивационно-прогностический;

-       Операционно-доказателный;

-       Оценочно-рефлекивный.

Нами была разработана структура формирования ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности, основанная на компонентах учебной деятельности. Данная структура представлена в схеме 1.

Сущность структуры формирования ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности заключается в следующем.

На мотивационно-прогностическом этапе старшеклассники должны осознать важность учебной программы, определить цели предстоящей деятельности и наметит пути их решения.

Операционно-доказательный этап структуры самый длинный. На этом этапе старшеклассники овладевают теоретическими знаниями с практическими умениями и навыками.

Итоговым в процессе организации учебной деятельности старшеклассников является рефлексивно-оценочный этап, он включает самоанализ проделанной работы старшеклассниками и анализ своей самооценки, что также является результатом эффективности метода формирования ценностного отношения к учебной деятельности.

Цели и содержание обучения

Рис 1. Структура формирования ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности

Использование данной структуры формирования ценностного отношения к учебной деятельности у учеников старших классов, предположительно, приведет к значительному увеличению числа учеников с высоким уровнем ценностного отношения к обучению и резкому уменьшению числа старшеклассников с низким уровнем ценностного отношения к учебной деятельности. Кроме этого, у учеников обогатится состав ценностей, положительных мотивов, мотивация станет более проникнутой личностным смыслом, в когнитивном компоненте ценностного отношения произойдет развитие не только системности и обоснованности учебного материала, но и практическая направленность учебной деятельности, также улучшится развитие содержательно-процессуального компонента (культура учебного труда, проектировочные и рефлексивные умения, овладение опытом творческой деятельности). Удовлетворенность результатами своего труда, стремление преодолеть трудности в учебном процессе также послужат для учеников старших классов основой совершенствования будущего профессионального становления.

Литература:

1.                 Бырдина О. Г. Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации [Текст] / О. Г. Бырдина // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 927–929.

2.                 Бырдина О. Г. Механизмы формирования профессионально-ценностного самоотношения студентов педвуза / О. Г. Бырдина // Вестник ИГПИ им. П. П. Ершова. 2013. -№ 5.-С.15–21         

3.                 Бырдина О. Г. Позиционный подход к пониманию профессионально-ценностного самоотношения будущего педагога / О. Г. Бырдина // Молодой ученый. -2013. -№ 11.-С. 575–577.

4.                 Ведерникова Л. В. Формирование ценностных установок будущего учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности / Л. В. Ведерникова. — М. Прометей, 2001. -144 с. 

5.                 Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.

6.                 Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. -М. Издат. центр «Академия», 2003. -192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, ценностное отношение, ценностное отношение старшеклассников, структура формирования, учебный процесс, ученик старших классов, внутренняя позиция личности, личностный смысл, приобретение знаний, процесс получения нового знания.


Похожие статьи

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательном процессе школы

Формирование поликультурных умений школьника в образовательном процессе

Формирование элементов самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку

Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных учреждений

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности

Похожие статьи

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательном процессе школы

Формирование поликультурных умений школьника в образовательном процессе

Формирование элементов самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку

Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных учреждений

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности

Задать вопрос