Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательном процессе школы
Автор: Жуйкова Тамара Павловна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 30.11.2013
Статья просмотрена: 3122 раза
Библиографическое описание:
Жуйкова, Т. П. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательном процессе школы / Т. П. Жуйкова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 225-228. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4626/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье раскрываются результаты исследования по формированию у старшеклассников готовности к семейной жизни. Описаны мероприятия включающие задания на освоение социокультурных знаний и ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи.
Ключевые слова: ценностное отношение, родительство, семейные отношения, материнство.
Рождение собственного ребёнка — одно из самых значительных событий в жизни человека. С появлением новорожденного меняется образ жизни, насыщаются новыми красками взаимоотношения в семье и с окружающим миром. Человек приобретает новый социальный статус, так как общество делегирует ему полномочия воспроизводства, воспитания и преемственности поколений. Таким образом, в понятие родительства включены исторически сложившиеся нормативно-ценностные образцы и механизмы социального регулирования, и именно с этой точки зрения данный феномен, прежде всего, и рассматривается учеными, основной интерес которых направлен на исследование воспитательных практик и поиск наиболее эффективных способов социализации [1, c. 86].
Формирование у старшеклассников готовности к семейной жизни подразумевает становление ответственного отношения к родительству. Оно достигается с помощью различных показателей, например понимания себя, своих решений, осознание родительской составляющей своей личности.
Чтобы выяснить на каком уровне находится готовность учащихся к самостоятельной семейной жизни, рождению и воспитанию детей нашим исследованиям были охвачены учащиеся 10 классов МБОУ «Кировская СОШ» Алтайского района, общее количество учащихся составило 40 человек (20 старшеклассников из экспериментальной и 20 из контрольной группы).
Перед тем как организовать опытно-экспериментальную работу (констатирующий эксперимент) были поставлены следующие задачи, своевременное решение которых гарантировало успех в этой области:
- выявить интересы старшеклассников к вопросам брака, семьи и родительства и установить взаимосвязь между этими интересами и возрастными потребностями юношей и девушек;
- определить наличие знаний старшеклассников о браке и семейной жизни;
- уточнить степень осведомленности старшеклассников о современном состоянии демографической политике в стране;
- выявить степень осознанностями ими иметь собственную семью и потребности к воспитанию детей.
В работе использовались такие методики как, опросы (Е. К. Узденова), метод незаконченных предложений (вариант методики Нюттена), методика свободных описаний (Д. А. Леонтьев).
Результаты опроса показали, что главными источниками получения информации о семейной жизни и родительстве в экспериментальном классе являются: кино, телевидение; беседы с родителями; книги и периодическая печать; общение со сверстниками; личные наблюдения. На последнем месте оказались беседы с классным руководителем и уроки в школе.
Контрольный класс поставил источники информации о семейной жизни и родительстве в следующем порядке: кино, телевидение; общение со сверстниками; беседы с родителями; книги и периодическая печать; личные наблюдения; уроки в школе; беседы с классным руководителем.
Диагностирование уровня сформированности у старшеклассников ценностного отношения к родительству осуществлялось также и методом незаконченных предложений (вариант методики Нюттена). В работе было задействованы все 40 учащихся 10 классов МБОУ «Кировская СОШ». Каждому учащемуся было предложено закончить по три предложения: «Счастье семьи — это…». Старшеклассники были предупреждены о том, что их ответы не должны уходить от основной темы. Полученные ответы мы разделили на шесть групп (условно):
1) Счастье семьи — это взаимопонимание, уважение и любовь супругов;
2) Счастье семьи — это здоровый ребенок, его воспитание — радость для родителей;
3) Счастье семьи — это равноправие в решении семейных дел и взаимозаменяемость в быту;
4) Счастье семьи — это материальное благополучие;
5) Счастье семьи — это общение с близкими людьми;
6) Счастье семьи — это многодетная семья, радость общения с детьми.
Старшеклассники отдают больше предпочтений взаимопониманию и любви, равноправию и воспитанию здорового ребенка, чем материальному благополучию. Если дифференцировать по классам, выглядит так: материальное благополучие экспериментальный класс выносит на 3 место, контрольный класс — на пятое место. Что касается разных подходов к родительству (счастье родительства в семье с одним ребенком учащиеся поставили на третье место, а родительство в многодетной семье осталось на последнем шестом месте), то здесь необходима целенаправленная работа по воспитанию отцовства и материнства.
Следующей задачей констатирующего эксперимента явилось выявление степени осведомленности старшеклассников о состоянии демографической политике в стране. С этой целью были проведены индивидуальные и групповые беседы со старшеклассниками, а также использовалась методика свободных описаний (Д. А. Леонтьев). Учащимся было предложено написать все, что они знают о демографической политике, проводимой в стране.
При анализе работ мы столкнулись с тем, что 5 старшеклассников из 40, что составило 12,5 % не смогли ответить на поставленный вопрос. Некоторые из числа этих учащихся не были даже знакомы с термином «демография». Немалая часть учащихся, а именно 25 % (10 учащихся) имеют понятие о численности населения, рождаемости, смертности, но эти понятия были довольно скудными. При этом выявились лексические трудности выражения представлений о демографии: бедный словарный запас, незнание общеизвестных терминов, неумение оформить фразу. Остальные 25 старшеклассников (62,5 %) дали сравнительно лучшие ответы, в которых подчеркивалось следующее: сейчас в стране ежегодная убыль населения превышает прирост; в России низкая рождаемость; современные семьи, в основном, малодетны: большинство семей имеют 1–2 ребенка. Причины низкой рождаемости они видят в экономической ситуации в стране. Подводя итог анализу осведомленности учащихся о демографическом состоянии в стране, нужно отметить сравнительно низкий уровень знания учащихся.
Изучение учащихся, их ориентированности на вопросы брака, семьи, родительства в соответствии с указанными критериями и их показателями дало нам основание разделить их на три уровня: высокий, средний, низкий.
Таким образом, можно констатировать, что уровень готовности старшеклассников к выполнению семейных обязанностей оставляет желать много лучшего. Ответы учащихся на этот вопрос показали, что в современной школе половое воспитание и просвещение, подготовка к семейной жизни и родительству отодвинуты на задний план. Те знания, умения, навыки, которые получают школьники в процессе обучения (прежде всего по предметам гуманитарного и биологического циклов, а также трудовому обучению) и во внеклассной работе, не дают достаточных сведений для формирования необходимых хозяйственных и педагогических навыков. Целенаправленная систематическая работа по подготовке молодежи к одной из важных и сложных сфер реальной жизни остается вне поля зрения, как учителей, так и родителей, тех, кто по своему социальному назначению несет ответственность за воспитание подрастающего поколения.
Формирующему эксперименту предшествовала соответствующая организационная работа. Были определены экспериментальный и контрольный классы. В качестве экспериментального класса был взят 10 А класс, в качестве контрольного 10 Б класс МБОУ «Кировская СОШ» Алтайского района. Была проведена необходимая работа с учителями-предметниками экспериментальных классов. Они были обеспечены соответствующими дидактическими материалами, а также с ними были оговорены технологии проведения занятий по исследуемой проблеме.
Цель образования на современном этапе — не только приобщение учащихся к культурным, научным достижениям, но и формирование свободной, самостоятельной личности, высоконравственного гражданина и семьянина. Этот процесс — сложный, многогранный и многоступенчатый. Он, как правило, организуется, а при необходимости и корректируется, педагогом, коллективом, семьей. Лишь при условии их взаимодействия можно добиться должного уровня нравственной готовности старшеклассников к созданию в будущем самостоятельной семейной жизни, родительству.
Реализация формирующего эксперимента, в первую очередь, была связана с использованием потенциальных познавательных и воспитательных возможностей учебных дисциплин гуманитарного и естественного цикла, изучающихся в старших классах общеобразовательной школы.
Так, по курсу «Общей биологии» в экспериментальных классах подробно освещали тему полового просвещения и воспитания в ходе изучения тем «Происхождение человека», «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
В процессе изучения курса «Анатомия и физиология человека» оказали помощь в нашей работе такие темы как «Железы внутренней секреции», «Развитие человеческого организма», которые знакомили учащихся с особенностями и различиями между железами внутренней и внешней секреции и способами размножения. А также говорилось об естественно-биологических различиях мужского и женского организмов, о пагубном влиянии преждевременных половых связей на физическое и духовное развитие человека, о половой гигиене и т. д.
В ходе изучения истории проводились параллели в семейных ценностях в различных социально-экономических формациях, вычленялись достоинства и недостатки по отношению к духовной культуре семьи в различных социокультурных условиях, в частности к воспроизводству населения, рождению мальчиков и девочек, к мужскому и женскому достоинству и т. д.
В процессе воспитания нравственной культуры у старшеклассников огромное значение придается школьному курсу литературы.
Из 26 опрошенных учащихся называют литературу любимым предметом.
В работе с учащимися мы использовали произведения всех жанров, но чаще поэзию. В ней наиболее ярко проявляются идеи чистоты дружеских и любовных отношений, верности, уважения к женщине.
В пределах программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10 класса, в русле рассматриваемой проблемы проводилось изучение следующих тем: «Брак и семья», «Семейное законодательство РФ», «Личные права и обязанности супругов», «Нравственность и формирование правильного взаимоотношения полов», «Семья, функции семьи, семейные отношения».
В процессе изучения учебного предмета «Технологии» учащиеся регулярно получали необходимые сведения о роли труда в семейной жизни, изучения материального благосостояния семьи, формирования личности, в целом. В. А. Сухомлинский писал: «Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше рай. Брак не только духовный союз, но и материальный союз. Собираясь создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, обуть, укрыть и накормить свою подругу» [2, c.62].
В ходе занятий по предмету «Технология» использовались различные педагогические приемы. Учителя знакомили учащихся с содержащимися в русском языке назиданиями, пословицами, поговорками, народными мудростями об отношении к труду. Сущность труда на благо семьи и общества: умение трудиться в полную силу, применение знаний в труде, доведение начатого дела до конца; проявление находчивости, смекалки, инициативы, изобретательности; бережное отношение к результатам своего труда и труда других, осуждение лени, лентяев. Приводились такие поговорки как: «Без труда не будет добра», «Без работы и червь не живет», «В работе одних рук мало, любовь к делу нужна», «Где труд, там и счастье», «Ремеслу везде почет» и т. д.
Приводились изречения и мудрые мысли: «Только труд может сделать человека счастливым, приводя в его душу ясность, гармонию и довольство самим собой. Труд облагораживает человека» (В. Г. Белинский); «Труд — это источник радостей, всего лучшего в мире» (А. М. Горький).
Со старшеклассниками был проведен диспут на тему «Семейные конфликты и пути их разрешения». Как показало изучения характера взаимоотношений, причин здесь великое множество, начиная от обычного расхождения, наблюдающегося во взглядах супругов на повседневные не значительные ситуации, связанные с их общением, заканчивая их отношением к соблюдению традиционных семейных ценностей. Чаще всего причиной конфликтных ситуаций и семейных раздоров становятся воспитание детей и сами дети; неравные взаимоотношения между мужем и женой; не складывающиеся отношения с родственниками упруга (супруги); материально-бытовая сфера семьи; необустроенность семейной жизни; супружеская неверность и т. д.
В суждениях учащихся чувствовалось, что они осведомлены о семейных конфликтах не понаслышке, и даже пытаются найти мотивы поступков взрослых в тех или иных случаях. Например, по мнению учащихся, у любого человека есть недостатки. Какие-то из них уходят уже в первый год семейной жизни, но какие-то остаются и влияют на характер семейных отношений. Например, эгоизм, неорганизованность. Эгоист стремиться взять все для себя. Если жизнь не сопровождается заботой о другом, назревает конфликт. Эгоизм разрушает все лучшее в человеке и делает из него неприятного и неуживчивого семьянина.
Неорганизованность, по мнению старшеклассников, не приносит такого явного вреда для семейных отношений, но она приводит к потере времени, мелким ссорам и т. д. При совместных усилиях супругов возможно устранение того или иного недостатка в процессе самовоспитания.
Конфликты на почве несовместимости интересов и потребностей появляются из-за того, что не определены жизненные установки, семейные традиции. С этого необходимо начинать супружескую жизнь.
Еще одна из причин конфликтов, по мнению большинства старшеклассников, — это супружеская неверность — результат безответственного отношения одного или обоих супругов к чувству любви. Предотвратить супружескую неверность можно постоянным вниманием и заботой, поддержанием в супружестве отношений, когда супруги стараются быть всегда привлекательными и любимыми.
Внимание старшеклассников обращалось на то, что причиной конфликтов в семье также могут быть несовместимость интересов и потребностей, биологическая несовместимость, нарушение общения супругов.
Во время внеурочного занятия со старшеклассниками мы просмотрели фильмы, затрагивающие нашу тему: «Кто качает колыбель» и «Чудо жизни» — главным героем, которого является ребенок в материнской утробе.
Совместно с социальным педагогом были проведены классные часы на темы: «Семья и ее основные функции», «Дела семейные», «А кто не знал о любви, тот все равно, что не жил…»; тематическая дискуссия «Не хочу учиться, хочу жениться». С помощью психолога были организованы тренинги «Готовность молодых людей к браку и семейной жизни», «Молодая семья».
Для девочек десятых классов медицинским работником школы был показан фильм «Когда девочка взрослеет».
В течение всей опытно-экспериментальной работы стержнем подготовки старшеклассников к созданию семьи и воспитанию детей явилось воспитание у них общечеловеческой культуры, основанное на формировании гуманистических начал.
Потребность к созданию семьи и воспитанию детей заложена природой в любом человеке, а конкретные очертания и контуры она приобретает в старшем школьном возрасте, и тут необходимо учитывать и приспосабливать специально организованные действия к возрастным особенностям старшеклассников.
Для проверки результативности формирующего этапа эксперимента мы провели контрольное обследование старшеклассников экспериментального и контрольного классов по тем же методикам, что и на констатирующем этапе.
Во время проведения данной работы мы получили следующие результаты:
Учащиеся экспериментального класса считают себя более подготовленными по таким вопросам как: правильные отношения со старшими в семье (45 %), между мужем и женой (45 %), ответственность при выборе супруга (40 %), самостоятельное ведение хозяйства (35 %), к рождению и воспитанию детей (20 %) и в умении распределять финансовые средства (15 %).
У учеников экспериментального класса взаимопонимание, уважение и любовь супругов также осталось на первом месте. Второе место теперь занимает здоровый ребенок, его воспитание радость для родителей. Далее идут равноправие в решении семейных дел и взаимозаменяемость в быту; радость общения с детьми; когда тебя понимают близкие. Материальное благополучие теперь занимает последнее 6 место.
Анализ каждого уровня в экспериментальных группах свидетельствует, что произошли значительные изменения во всех компонентах готовности к семье и родительству у старшеклассников в условиях опытно-экспериментальной работы. До ее начала высокий уровень готовности к созданию семьи и родительству демонстрировали лишь 15 % старшеклассников, тогда как в конце экспериментальной работы — 29 %.
До начала эксперимента на среднем уровне готовности находились 40 % старшеклассников, по завершении его — 66 %. В низком уровне изменения произошли с 45 % до 5 %.
У старшеклассников возросла ценность знания основ семьи и семейных взаимоотношений, традиций семейного воспитания и знаний народной педагогики, повысился интерес к этике семейного общения, интерес к литературе по проблемам родительства.
Некоторые повышения уровней наблюдались и в контрольной группе, они составили 10 %, что отразилось на низком уровне — его коэффициент снизился с 55 до 45 %.
Таким образом, исследование подтверждает выдвинутая нами гипотеза о том, что успешное формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству возможно при условии необходимой обеспеченности учащихся теоретическими знаниями о браке, семье, воспитании детей через мероприятия, включающие задания на освоение социокультурных знаний и ценностных отношений к родительству как основе полноценной семьи. Осуществления взаимосвязь всех субъектов педагогического процесса (социальный педагог, психолог, медицинские работники).
Литература:
1. Зацепин В. И. О жизни супружеской. 2-е изд., дораб. и доп. − М.: Молодая гвардия, 1984. − 192 с.
2. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Пед. наследие. / Сост. Сухомлинская О. В. − М.: Знание, 1990. − 205 с.