В статье даётся определение понятию «научно-исследовательская деятельность педагога», исследуются компетенции, которые необходимы педагогу для осуществления подобного рода деятельности, анализируются структурные компоненты научно-исследовательской деятельности педагога.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, научно-педагогическое исследование, методологическая культура, предмет научно-исследовательской деятельности, образовательный процесс, содержание научно-исследовательской деятельности педагога, структура научно-исследовательской деятельности педагога.
Современное учреждение образования — это неустанно развивающаяся система, та обучающая площадка, на которой реализуются эксперименты современных учащихся. И каждое учебное заведение стремится сегодня стать уникальным, изобрести собственную модель, а значит в чём-то и собственный путь развития. Немалую роль в подобном преобразовании играет научно-исследовательская деятельность педагога.
Данная тема не раз становилась объектом исследований многих учёных, в том числе и отечественных. Назовём только некоторые имена: Б. С. Гершунский, Н. В. Бордовская, Г. М. Добров, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. М. Полонский, М. Н. Скаткин и др.
Определимся с понятием «научно-исследовательская деятельность педагога». Это образовательная, развивающая, образовательная деятельность, направленная на учащихся, осуществляемая с использованием различных форм, методов, средств и технологий образовательного процесса. Научно-педагогическое исследование, хотя и является специфической формой процесса познания в области педагогики, представляет собой систематическое и целенаправленное изучение предметов научными средствами и методами, которое заканчивается формулировкой знаний об изучаемых предметах.
Педагог, который организовывает и осуществляет научно-исследовательскую деятельность, обязательно обязан обладать умением находить что-то новое в педагогических явлениях, умением выявлять скрытые в них связи и закономерности.
Для этого необходимы и общая культура, и профессиональные умения, и определённый опыт учебно-воспитательной работы, и некоторые специальные знания. Требуется, в частности, уметь наблюдать, анализировать и обобщать явления, выделять главное; уметь по немногим признакам предвидеть развитие явления, видеть альтернативу тому решению, которое, казалось бы, вполне закономерно, обладать научной интуицией, т. е. подобный специалист должен иметь достаточно гибкий склад ума. А также педагог должен иметь такие качества как увлечённость, страсть, вдохновение, которое неизменно появляется в поиске.
Исследовательская деятельность предполагает наличие специальных способностей, которые формируются в специально-научной деятельности [3, c. 194].
А для того, чтобы успешно осуществлять исследовательскую деятельность, педагог должен овладеть специальными знаниями, а также выработать определённое отношение к этому виду деятельности, т. е. педагог должен в совершенстве целенаправленно овладеть методологической культурой.
Что касается предмета научно-исследовательской деятельности, то он достаточно широк, он предполагает изучение и проработку путей и средств решения творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Научно-исследовательская работа заключается в поисковой деятельности, выражающейся, прежде всего, в самостоятельном творческом исследовании. Такая деятельность направлена на объяснение явлений и процессов, установление их связей и отношений, теоретическое и экспериментальное обоснование фактов, обнаружения закономерностей с помощью научных методов познания и разворачивается по основным этапам научного поиска.
Структурные элементы исследовательской деятельности включают субъект, объект и средства. В этом случае эпистемологическая система субъект-объект воплощается как «исследователь — инструмент исследования — объект исследования».
Субъект научной деятельности действует в современном обществе на трёх интерактивных уровнях. В первом из них субъект выступает как отдельный исследователь, учёный, научная работа которого не обязательно является общей, но всегда универсальной, отчасти потому, что он руководствуется сотрудничеством современников, отчасти благодаря использованию работ предшественника.
Приходим к выводу, что учёный — это не абстрактный человек, а, тем не менее, «результат» исторического развития; его персональная творческая деятельность, хотя и полностью независимая, всегда определяется обществом [1, с. 25].
На другом уровне субъект научного знания — это коллектив, научное сообщество, в котором собирается много умов, то есть «совокупный ученый» (лаборатория, Институт, Академия и т. д.) Наконец, на третьем уровне видно, что общество в целом является субъектом научного знания, на первый план выдвигается проблема социальной организации науки и ее особенностей в различных социально-экономических структурах. Таким образом, разделение уровней позволяет отразить объективную диалектику личности и коллектива в теме научного знания. Каждый из этих уровней представлен в науке, и каждый по-своему важен.
Предмет научной деятельности возникает только в результате активного материала исследователей, их практической и теоретической деятельности. Фрагмент реальности, который становится объектом познания, сначала подвергается воздействию объекта — например, становится инструментом во время физического эксперимента и объектом теоретического мышления, будучи представленным через сеть научных концепций, специально созданную систему научных абстракций, чтобы стать идеальным объектом. В связи с этим в социально-историческую практику субъекта в целом необходимо ввести понятие «объект науки», закрепляющее признаки объекта знания, необходимые для его познания в процессе активной познавательной деятельности.
Один и тот же предмет знания может стать основой для формирования предмета многих наук, например, человек стал предметом изучения нескольких сотен естественных и социальных наук, то же самое касается языка, науки, техники и т. д. Это также можно сказать о предметах.
В дальнейшем может возникнуть необходимость в построении общей теории этого объекта, что возможно только путём применения принципов системного подхода и объединения данных из разных наук, что приведёт к появлению новой научной дисциплины.
Средства научной деятельности состоят из материально-технического оборудования, инструментов и приборов. И это помимо различных символических средств, прежде всего языка — научного и специального естественного. Средства также должны включать методы получения, проверки, обоснования и формирования знаний, которые, как и язык, выделяются как самостоятельный фактор из-за их специфичности и важности для научной и познавательной деятельности [2, с. 88].
В современных условиях реформирования системы образования особую остроту и актуальность приобретают планирование, организация и проведение лучшими педагогами научно-педагогических исследований, способствующих повышению научно-педагогической культуры самого педагога, обеспечению высокого качества и результативности образовательного процесса.
Литература:
- Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика. — М., 1991. — 267 с.
- Карнаухова, И. Б. Поисково-исследовательская деятельность как средство развития творческой самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Карнаухова И. Б. — М., 2003–158 c.
- Кухарев, Н. В. Педагог-мастер, педагог-исследователь. — Гомель, 1999. — 340 с.