В статье представлены результаты использования лэпбука в процессе коррекции лексической стороны речи детей с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, лексическая сторона речи, лэпбук.
The article presents the results of the use of a lapbook in the process of correction of the lexical side of speech of children with General underdevelopment of speech.
Keyword. Children with General underdevelopment of speech, lexical side of speech, lapbook.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная речь. Для усвоения современной программы начальных классов школы необходим высокий уровень речевого развития, в том числе словарного запаса. Недостаточный уровень развития лексической стороны речи оказывает отрицательное влияние на усвоения чтения и письма [4].
Без усвоения лексики невозможно овладеть речью как средством общения. Бедность словарного запаса создаёт трудности при общении ребёнка с другими людьми: в понимании обращённой речи и в построении собственных высказываний. Тем самым обосновано пристальное внимание исследователей к проблеме формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи, совершенствованию коррекционно-развивающей работы.
Арушанова А.Г отмечает, что речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами [1].
Важным моментом является развитие лексической стороны, особенно у детей с общим недоразвитием речи. Лексический строй речи — это компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации. В структуру лексического строя речи по мнению Гимадиевой К.А входит: номинативный, предикативный и атрибутивный словари, а также словари служебных частей речи (наречия, местоимения и т.д.) [3].
Проблемой формирования лексической стороны речи детей с общим недоразвитием речи занимались такие учёные как Л. С. Выготский, Т. Б. Филичива, И. А. Зимняя, А. Н. Гвоздев, Е.И Тихеева, Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова и многие другие.
Одним из средств формирования лексической стороны является лэпбук, который предлагается к использованию в логопедической работе Т. Пироженко, Е. Блохиной, Т. Лихановой, Д. А. Гатовской, О. С. Лукашук, И. Монастыренко, Ю. С. Тазовой и другими.
Термин «Лэпбук» впервые был введен американской писательницей и мамой Тэмми Дюби, которая использовала его как средство систематизации информации для домашнего обучения своих детей. Как средство педагогического воздействия его применила Татьяна Пироженко. Она разработала технологию использования лэпбука для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в развитии речи детей.
Лэпбук («lapbook»: «lap» — колени, «book» — книга)– в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», или его ещё называют тематическая папка. Это интерактивное пособие обычно в виде папки формата А4, сложенное определенным способом из прочной основы, на которой размещены всякого рода кармашки, конверты, окошки, подвижные элементы и т. д. Такая интерактивная папка отвечает современным требованиям дошкольного и специального образования к организации пространственной предметно-развивающей среде и обеспечивает:
− трансформируемость — лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
− полифункциональность — использование папки в различных видах детской активности; лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
− вариативность — периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей;
− насыщенность — среда соответствует содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям детей [2].
Мы провели исследование состояния лексической стороны речи у детей 5–6 лет, посещающих МБДОУ детский сад № 9 г. Брянска. В обследовании принимало участие 10 детей, имеющих заключение медико-психолого-педагогический комиссии общее недоразвитие речи (III уровень).
Процесс исследования лексической стороны осуществлялся по двум этапам:
− изучение и подбор авторских методик обследования лексики;
− практическое исследование уровня сформированности лексического строя речи на основе комплекса диагностических методик.
В ходе обследования нами использованы такие методики как «Методика обследования словарного запаса детей» Г. А. Волковой, «Методика обследования словарного запаса детей» И. А. Смирновой, «Методика исследования лексики» Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломоховой.
В результате обследования лексической стороны мы получили следующие результаты: 5 детей имеют низкий уровень сформированности лексики, 3 — средний уровень и только 2 ребенка — высокий уровень.
Высокий уровень сформированности лексической стороны речи характеризуется правильным самостоятельным выполнением всех заданий детьми, направленных на исследование номинативного, предикативного, атрибутивного, а также активного и пассивного словарей. Средний уровень сформированности лексической стороны речи характеризуется затрудненным выполнением заданий, поиск правильного действия с помощью логопеда. Низкий уровень характеризуется отказом выполнения задания или далёкой словесной заменой.
Исходя из данных обследования было разработано содержание коррекционной работы по формированию лексической стороны у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень).
Коррекционно-развивающая работа спланирована с учетом прохождения лексических тем. При отработке конкретной темы, на каждый день недели были определены направления логопедического воздействия:
− Развитие номинативного словаря (понимание обобщающих слов, понимание названий детёнышей домашних и диких животных);
− Развитие предикативного словаря (понимание слов с противоположным значением, называние действий по предъявленному предмету);
− Развитие атрибутивного словаря (развитие ассоциативных связей, способность образования прилагательных от существительных, изучение антонимов);
− Развитие словаря служебных частей речи;
− Актуализация полученных знаний.
Таким образом, логопедическая работа с использованием лэпбука при коррекции лексической стороны речи детей с общим недоразвитием речи является эффективной. Упражнения с лэпбуком обеспечивают обогащение словаря и наполняют содержательной стороны отдельных слов, позволяют составлять предложения с отдельным словом, со словами синонимического ряда, объяснять значения слов.
Литература:
1. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи. 3–7 лет. Методическое пособие для воспитателей — М.: Мозаика-Синтез,2008. — с. 292.
- Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В., Бурачевская Н. И. Интерактивная папка лэпбук в работе с детьми с нарушениями речи // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4. — С. 12–14. (дата обращения: 04.03.2019).
- Гимадиева К. А. Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 149–151.
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. — М.: Просвещение, 1981–112с.