В статье рассматривается система формирования контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках, регулируемых Федеральным законом № 44-ФЗ. Анализируются проблемы, возникающие при осуществлении закупок в российской Федерации. Рассматриваются проблемы квалификации специалистов в области государственных и муниципальных закупок, а также варианты совершенствования квалификации специалистов.
Ключевые слова: контрактные отношения, государственная закупка, оптимизация, улучшение, квалификация.
The article discusses the system of formation of contractual relationships in government and municipal orders, regulated by Federal Law No. 44-FZ. Analyzes the problems arising in the implementation of orders in the Russian Federation. Considered problems of qualification of specialists in the field of government and municipal orders, as well as options for improving the qualification of specialists.
Keywords: contractual relationships, government order, optimization, improvement, qualification.
Наличие качественной системы осуществления государственных закупок является одним из важнейших факторов экономической стабильности страны. В современных реалиях экономики большой объем государственного заказа влечет за собой увеличение бюджетных расходов. В наше время осуществление государственных и муниципальных заказов реализуется на основе контрактной системы взаимоотношений. В связи с этим, необходим высококвалифицированный и качественный подход к формированию системы контрактных отношений.
В 2013 году на смену существовавшему 94-ФЗ был принят действующий на сегодняшний момент Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ [1] (далее — 44-ФЗ). Издан вышеупомянутый закон для регулирования контрактных отношений в области государственных закупок товаров, работ, услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Контрактная система (далее — Система) в сфере закупок, согласно 44-ФЗ, является «совокупностью участников контрактной системы в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд» [1]. Однако, фактически не существует единой формы и структуры контрактной системы. Отсюда следует, что Систему можно рассматривать как инструмент регулирования контрактных отношений, предназначенный для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках осуществления закупок.
Основой Системы является принцип взаимодействия заказчика в лице Российской Федерации, и подрядчика в лице исполнителя. Система инициирует конкурентную среду между потенциальными подрядчиками посредством государственного бюджета, выделенного на определенные государственные или муниципальные нужды. Немаловажным фактором для формирования качественного института контрактных отношений является введение норм о контрактной службе и контрактном управляющем, установление конкурентных методов выбора поставщика, введение ЕИС (единой информационной системы в сфере закупок). Все эти, и многие другие факторы учтены в 44-ФЗ. Отсюда можно сделать вывод, что 44-ФЗ регулирует форму контрактных отношений, начиная от начала планирования закупок, до заключения и выполнения заключенных договорных обязательств.
Однако, несмотря на положительную динамику при применении и совершенствовании 44-ФЗ в государственных и муниципальных закупках, остается множество сложностей, возникающих как с одной, так и с другой стороны контрактных взаимоотношений.
Одним из важнейших моментов при формированиb закупок является наличие квалифицированных специалистов, привлекаемых к процессу [3]. Согласно ст. 9 44-ФЗ «Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок». Фактически, заказчику для организации процесса закупок, необходимо определить круг лиц, имеющих профессиональный навык в сфере закупок (либо создать контрактную службу и определить контрактных управляющих), сформировать рабочие группы или комиссии. В случае если необходимых специалистов нет в штате, привлечь профильную организацию. Также согласно 44-ФЗ, работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее либо высшее профессиональное образование в сфере закупок, либо профессиональное образование в любой сфере и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок [2].
Безусловно, для эффективной работы заказчика необходимо большое число квалифицированных профессионально подготовленных специалистов. При этом, требования к опыту работы лица, претендующего на должность контрактного управляющего не являются обязательными, тем более что Закон N 44-ФЗ таких норм не содержит [3]. Также законом не регламентированы существенные требования к образовательным учреждениям, предоставляющим обучение и курсы повышения квалификации. Отсутствует регламент учебных программ и требования к преподавательскому составу. Как следствие, появляется большое количество учебных организаций, предоставляющих в кратчайшие сроки документы о повышении квалификации. Отсюда можно сделать вывод, что наличие прохождения обучения не может гарантировать получения на выходе квалифицированного специалиста.
Создание профессионального стандарта требований к навыкам и квалификации контрактных служащих могло бы стать серьезным шагом к улучшению ситуации. Необходим также и национальный реестр специалистов в области контрактного управления, который будет включать в себя перечень аттестованных руководителей и ведущих специалистов. Квалификация и опыт этих специалистов должны быть подтверждены на официальном уровне методом аттестации.
Также нельзя оставлять без внимания и образовательные учреждения, способные подготовить специалистов необходимого уровня. Для них также необходим алгоритм прохождения государственной аккредитации и соответствующий реестр.
Частой причиной некачественного предоставления товаров и услуг при осуществлении закупок является некорректно составленное техническое задание. Возникает данная проблема зачастую из-за того, что сотрудники, занимающиеся закупкой, не всегда могут в полной мере учесть все технические нюансы. Данная проблема может быть решена при помощи создания технических советов или рабочих групп для уточнения формулировок. Другим менее действенным вариантом решения может быть создание типового проекта технического задания.
Подводя итог, можно сделать вывод, что вектор совершенствования регулирования контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках направлен в правильную сторону. Однако, внесение поправок, а главное, дополнений на основе практики в процессе развития контрактной системы отношений в части повышения квалификации привлеченных специалистов будет способствовать становлению более эффективной системы в сфере закупок.
Литература:
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
- Настольная книга госзаказчика / А. А. Храмкин [и др.]; отв. ред. А. А. Храмкин. — 10-е издание, дополненное. — М.: ИД «Юриспруденция», 2015. — 574 с.
- Лескина Э. И. К вопросу о трудоправовом статусе контрактного управляющего в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Юрист. № 2/2018