Современная психодиагностика все шире используется в таких областях социальной практики, как:
– расстановка кадров, профотбор и профориентация;
– прогнозирование социального поведения;
– оптимизация обучения и воспитания;
– и т. д.
Важной задачей психологов во всех перечисленных областях является выбор набора психологических тестов (методик), позволяющих провести соответствующие психодиагностические исследования изучаемого контингента респондентов.
В настоящей статье рассматривается структура и принципы функционирования разрабатываемой автоматизированной системы генерации совокупности тестов по описанию требований.
- Постановка задачи
Основные задачи, решаемые системой — это предоставление возможных наборов методик, которые могут быть применены в соответствии с описанием требований, а также рекомендации по использованию оптимального по количеству набора методик для проведения исследования.
Очевидно, что описания требований, на основании которых производится подбор методик, включают необходимый набор личностных характеристик, которым должны соответствовать респонденты. В связи с этим разработка системы предполагает создание:
– информационной модели предметной области, в качестве которой выступает психологическая структура личности;
– модуля генерации возможных наборов методик;
– совокупности интерфейсов.
- Описание структуры
Общая структура системы и взаимодействие ее компонентов представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Общая структурная схема генератора психодиагностических тестов
Информационная модель предметной области описывает основные формы проявления психики человека и их взаимосвязь.
Аналитическая модель выполняет следующие функции:
– генерирует возможные наборы тестов путем сопоставления связей информационной модели с методиками банка тестов в соответствии с полученным запросом;
– корректирует и расширяет информационную модель предметной области;
– пополняет банка тестов психодиагностическими методиками.
Пример запроса к системе:
В организации для реализации гос. заказа необходимо определить руководителя проекта из числа кандидатов, который должен удовлетворять следующим характеристикам:
– требовательность;
– ответственность;
– принципиальность;
– ...
На основании полученного запроса система генерирует набор возможных методик, из которых психолог выбирает один или несколько тестов, которые и предлагаются кандидатам.
- Информационная модель предметной области
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются [1,3]. Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
– жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
– темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности);
– способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
– характер как систему отношений и способов поведения.
Фрагмент информационной модели психологической структуры личности представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Формы проявления личностных свойств человека
Информационная модель предметной области реализуется в виде семантической сети, в узлах которой располагаются компоненты психологической структуры личности, а связи (дуги) соответствуют возможным проявлениям черт (психологических, темперамента, характера и др.), связывающих эти компоненты.
Например, в свойство направленности включаются следующие черты характера [1,2]:
Направленность на себя:
– Самокритичность — не критичность;
– Требовательность (к себе) — нетребовательность;
– Скромность — хвастливость;
– И другие.
Направленность на других
– Доброжелательность, дружелюбие — зависть;
– Принципиальность — беспринципность;
– Молчаливость — болтливость;
– И другие.
Направленность на дело
– Трудолюбие — лень;
– Ответственность — недобросовестность;
– Усидчивость;
– И другие.
На рисунке 3. представлен фрагмент семантической сети, представляющий связь черт характера с видами направленности.
Рис. 3. Фрагмент семантической сети связи черт характера с видами направленности
Заключение
В настоящей статье рассматривается структура и принципы функционирования автоматизированной системы генерации совокупности тестов по описанию требований пользователей, основу которой формируют информационная модель психотипа личности. Данная система разрабатывается и будет реализована как WEB-приложение.
Литература:
- Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / Под ред. В. Н. Панферова. Псков, 1994. — 280 с.
- Маклаков, А. Г. Общая психология. / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2012. — 583 c.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 672 с.