Для функционального моделирования информационной системы профессионального самоопределения используется методология SADT (Structured Analysis and Design Technique), позволяющая описать работу, основные функции любой информационной системы [2, c. 18] и состоящая из следующих нотаций [5, с. 3]:
IDEF0 отражает структуру и функции системы, а также связывающие их потоки информации и объекты [1];
IDEF1 применяется для построения информационной модели, описывающей структуру и содержание потоков информации, необходимых для поддержки функций системы;
IDEF2 позволяет построить динамическую модель меняющихся во времени функций, информации и ресурсов системы;
IDEF3, которая позволяет описать логическую структуру информационных потоков, взаимоотношений между операциями и объектами [4, с.50].
Методология IDEF0 получила наибольшее распространение, позволяя представить систему в виде набора взаимодействующих и взаимосвязанных блоков, описывающих реализуемые процессы, операции и действия. Разработка моделей требует использования следующих синтаксических компонентов: блоки (функции, процессы, операции) и стрелки (данные или объекты, связанные с функциями). Эти компоненты должны располагаться на диаграмме в соответствии с установленными правилами: «входные данные» преобразуются в результате выполнения функции в «выходные данные»; стрелки «управление» определяют требования к реализации процесса, а «механизмы» – инструменты или средства, поддерживающие его выполнение.
Для функционального моделирования информационной системы профессионального самоопределения первоначально были сформулированы следующие требования, то есть основные свойства системы:
1) предоставление информации о профессиях, должностных обязанностях, требованиях к образованию и возможных вакансиях;
2) использование разнообразных профориентационных тестов для проведения диагностики для определения интересов, предпочтений, знаний, умений и способностей пользователя, необходимых для той или иной сферы профессиональной деятельности;
3) интерпретация результатов проведенного тестирования;
4) получение качественных рекомендаций по выбору подходящей профессии;
5) предоставление информации о направлениях подготовки в учебных заведениях и о вакансиях рынка труда;
6) организация удаленного доступа к системе;
7) предоставление возможности для анализа результатов профессионального самоопределения.
Главное назначение рассматриваемой системы – это предоставление дистанционной, доступной и качественной поддержки лицам, принимающим решения по выбору профессии с учетом индивидуальных профессиональных качеств и потребностей рынка труда.
Построение функциональной модели системы начинается с разработки диаграммы верхнего уровня, которая представляет собой общее или абстрактное описание объекта моделирования и содержит наиболее важные его свойства. Диаграмма информационной системы профессионального самоопределения представлена на рис. 1:
Рис. 1. Диаграмма реализации информационной поддержки в процессе выбора профессии
Как видно из рис. 1 основными пользователями системы являются:
– администратор, который осуществляет добавление и редактирование данных и управляет учетными записями пользователей;
– соискатель – пользователь, которому необходима квалифицированная помощь при выборе профессии или направления подготовки;
– работодатель, предоставляющий актуальные вакансии и требования к той или иной должности.
Исходные данные для организации поддержки процесса профессионального самоопределения:
– личные данные соискателя, его профессионально-значимые качества: предпочтения, интересы, склонности и умения;
– направления подготовки, то есть компетенции, представленные в федеральных государственных образовательных стандартах;
– профессии, должностные обязанности которых описаны в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих.
В результате реализации процесса профессионального самоопределения в информационной системе пользователю предоставляются рекомендации по выбору будущей профессии, соответствующие его профессиональными качествам, установленным в ходе диагностики, и потребностями рынка труда.
Для решения задач профориентационной диагностики и консультирования в системе используются соответственно механизм автоматизации тестовых методик, предоставляющий возможность выбора нескольких тестов и осуществляющий сбор ответов пользователя, и механизм обработки и представлении результатов диагностики в виде графа подходящих профессий и направлений подготовки.
Функциональные блоки диаграммы IDEF0 могут быть разбиты (декомпозированы) на составные части и представлены в виде более подробных диаграмм, которые называются дочерними и позволяют детализировать какие-либо процессы на необходимом уровне. На рисунке 2 представлена декомпозиция диаграммы верхнего уровня, отражающая проведение таких процедур как просвещение, диагностика и консультирование пользователей по выбору профессии:
Рис. 2. Диаграмма автоматизируемых профориентационных процедур
Дальнейшая декомпозиция процесса реализации профориентационного просвещения позволяет описать последовательность выполняемых процедур для предоставления пользователю расширенной информации о современном мире профессий (рис. 3):
Рис. 3. Диаграмма реализации профориентационного просвещения
Реализация профориентационной диагностики заключается в автоматизации профориентационных методик, которые позволяют определить профессиональные качества и подобрать в соответствии с ними подходящие профессии (рис. 4):
Рис. 4. Диаграмма процесса профориентационной диагностики
Как видно из представленного рисунка, профориентационная диагностика в системе с целью выявления профессиональных качеств пользователей осуществляется с использованием тестов по профориентации и представляет собой последовательность выполнения следующих операций:
1) пользователь выбирает одну или несколько методик для тестирования;
2) осуществляется запрос к базе данных, чтобы выбрать вопросы и ответы указанных пользователем тестов;
3) по результатам выполнения запроса пользователю предоставляется список вопросов и возможные варианты ответов на них; в случае выбора нескольких методик для диагностики вопросы показываются последовательно одного теста за другим;
4) если пользователь ответил на все предложенные вопросы (это необходимо для получения достоверного результата) и подтвердил завершение тестирования, формируются результаты теста путем подсчета наибольшего значения среди выбранных ответов.
Следующим процессом в информационной системе является профориентационное консультирование, которое заключается в формировании рекомендаций для принятия пользователем решения о выборе будущей профессии. Ключевая особенность данной процедуры состоит в предоставлении расширенной информации о подходящих профессиях: кроме должностных обязанностей указываются возможные вакансии на предприятиях и рекомендуемые варианты получения необходимого для освоения профессии образования (рис.5):
Рис. 5. Диаграмма процесса профориентационного консультирования
Более подробно процесс формирования и представления списка подходящих профессий представлен на рисунке 6 с использованием нотации IDEF3:
Рис.6. Диаграмма процесса представления списка подходящих профессий
Разработанные функциональные модели демонстрируют реализацию процедур профессионального просвещения, диагностики и консультирования пользователей таким образом, чтобы способствовать наиболее качественному, осознанному и правильному принятию решения о выборе сферы профессиональной деятельности. Представленные диаграммы являются основой для программной реализации информационной системы профессионального самоопределения, описанной в работе [3].
Литература:
- ГОСТ IDEF 0–2000. Методология функционального моделирования IDEF0. Руководящий документ. Издание официальное. – М.: 2000. – 75 с.
- Дэвид А. Марка, Клемент Л. МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования SADT. – М.: МетаТехнология, 1993. – 240 с.
- Макарова, М.Ю. Информационная система поддержки процессов профессионального самоопределения / М.Ю. Макарова, А.В. Самохин // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. – 2014. – № 11. – C. 1-12. –URL: http://technomag.bmstu.ru/doc/739055.html.
- Маклаков, C.B. BPWin и ERWin. CASE-средства разработка информационных систем Текст. / C.B. Маклаков 2-е изд., испр. и дополн. - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2001 - 304с.
- Ester, M. A Density-Based Algorithm for Discovering Clusters in Large Spatial Databases with Noise / M. Ester, H.-P. Kriegel, J. Sander, X. Xu // In Proc. ACM SIGMOD Int. Conf. onManagementofData, Portland, OR, 1996. – pp. 226-231.