Программное обеспечение социально-психологической оценки сотрудников подразделения (на базе модульного социотеста А. Я. Анцупова) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 02.02.2021

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Гущин, М. В. Программное обеспечение социально-психологической оценки сотрудников подразделения (на базе модульного социотеста А. Я. Анцупова) / М. В. Гущин, О. А. Киреев, Д. М. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 333-338. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78282/ (дата обращения: 16.12.2024).



Социально-психологическая оценка сотрудников подразделения является важнейшей управленческой функцией деятельности руководителя подразделения. Она позволяет ему владеть объективной информацией о положении дел в подразделении, необходимой для принятия конструктивных управленческих решений.

Научные исследования (А. Я. Анцупов, В. В. Ковалёв, Т. Ю. Н.В. Колосовская и др.), свидетельствуют о том, что социально-психологическая оценка представляет собой организованный и целенаправленный процесс, при котором устанавливается соответствие качественных характеристик сотрудников подразделения требованиям выполняемой деятельности или должности [2; 4].

А. Я. Анцупов и В. В. Ковалёв выделяют основные критерии социально-психологической оценки сотрудников подразделения:

 отношение членов профессионального коллектива к сотруднику;

 отношение сотрудника к членам профессионального коллектива;

 качество выполнения должностных обязанностей;

 нравственные качества сотрудника.

В качестве дополнительных критериев социально-психологической оценки сотрудников подразделения могут выступать различные сферы социально-профессиональных отношений. Например: степень ответственности сотрудников подразделения; степень принятия сотрудниками подразделения групповых норм; организаторские способности сотрудников подразделения; степень дисциплинированности и т. д. [1; 2].

Таким образом, социально-психологическая оценка сотрудников подразделения позволяет выявить основные благоприятные и проблемные сферы его жизнедеятельности. Обладая разносторонней информацией, руководитель структурного подразделения непосредственно может:

 оказывать влияние на проблемные сферы каждого сотрудника подразделения, мотивируя процессы их совершенствования;

 опираться и поддерживать те сферы, в которых сотрудник добился необходимых успехов.

Современной методикой, позволяющей проводить комплексную социально-психологическую оценку сотрудников подразделения, является модульный социотест А. Я. Анцупова.

Основные достоинства модульного социотеста связаны со следующими особенностями:

 оценивается реальная деятельность и реальные взаимоотношения каждого члена профессионального коллектива за достаточно длительный период, что повышает объективность оценки;

 учитываются абсолютно все подсистемы отношений в подразделении;

 использование достаточно «тонкой» 10-балльной шкалы повышает точность оценок;

 все взаимоотношения оцениваются количественно, что позволяет стандартизировать данные;

 собирается достаточно разносторонняя информация, позволяющая диагностировать и анализировать различные стороны жизнедеятельности профессионального коллектива;

 за счёт модульной структуры социотест может быть гибко приспособлен к задачам любого социально-психологического исследования, что повышает объективность оценки [1].

Кроме этого, как показывают исследования, при грамотном использовании модульного социотеста наблюдается эффект усиления взаимной требовательности, ответственности и взаимоуважения начальников и подчинённых, существенно снижается деструктивная конфликтность, повышается уровень социально-психологической компетентности руководителей [3].

Вместе с тем модульный социотест имеет ограничения, которые определяются тем, что большое количество обрабатываемых оценок предполагает использование ПЭВМ [2]. Кроме того, использование математических формул, графиков и таблиц при обработке и последующей интерпретации данных требует хороших навыков работы в табличных редакторах (например, в MS Excel ). Данная процедура занимает много времени и вызывает определённые сложности.

Поэтому разработка программного продукта социально-психологической оценки сотрудников подразделения приобретает особую значимость и актуальность, так как обеспечит всесторонний анализ положения дел в подразделении по разносторонним критериям.

На базе модульного социотеста А. Я. Анцупова нами был разработан программный продукт социально-психологической оценки сотрудников подразделения. В качестве критериев были использованы модули указанной выше методики:

  1. Отношение членов профессионального коллектива к сотруднику.
  2. Отношение сотрудника к членам профессионального коллектива.
  3. Качество выполнения должностных обязанностей.
  4. Нравственные качества.
  5. Степень восприятия групповых норм и ценностей.
  6. Степень ответственности.

Для реализации технического решения было выбрано программное обеспечение « Embarcadero RAD Studio XE2 Version 16.0.4316.44803 » c использованием стороннего компонента « TMS Component Pack Pro 6.2.1.0 ». База данных формировалась на основе Microsoft Access.

Подсчёт результатов производился в соответствии с формулами и шкалами индивидуальных и групповых индексов социально-психологической оценки, применяемых в модульном социотесте. Представленные количественные показатели позволяют руководителю подразделения проводить:

 анализ статусного положения сотрудников в профессиональном коллективе по критериям социально-психологической оценки;

 комплексный анализ уровня конфликтности сотрудников подразделения;

 анализ направленности межличностных отношений в подразделении.

Алгоритм работы с программным продуктом представлен на рисунках 1–7.

Пример формирования наименования подразделения и списка сотрудников в подразделении

Рис. 1. Пример формирования наименования подразделения и списка сотрудников в подразделении

Перед началом работы формируются наименования подразделений и списки сотрудников в конкретном подразделении. Управление базой данных осуществляется с помощью соответствующих функций программы при подводе курсора и нажатием левой кнопки мыши в выбранном поле интерфейса программы.

При запуске программного продукта открывается главное меню, которое имеет три режима:

 режим экспертного опроса по выбранным критериям социально-психологической оценки (функция «Пройти тест»);

 режим автоматической обработки результатов социально-психологической оценки (функция «Результаты тестирования»);

 режим выхода из программы (функция «Выход»).

Главное меню программного продукта социально-психологической оценки сотрудников подразделения

Рис. 2. Главное меню программного продукта социально-психологической оценки сотрудников подразделения

В режиме экспертного опроса каждый респондент должен оценить сотрудников своего подразделения по выбранным критериям социально-психологической оценки (рис. 3).

Пример прохождения процедуры экспертного опроса

Рис. 3. Пример прохождения процедуры экспертного опроса

В режиме автоматической обработки результатов социально-психологической оценки сотрудников подразделения на экране отображаются соответствующие данные. Эта функция доступна только администратору.

Ранговое распределение сотрудников подразделения

Рис.4. Ранговое распределение сотрудников подразделения

Статусно-ролевые позиции сотрудников в подразделении

Рис.5. Статусно-ролевые позиции сотрудников в подразделении

Индивидуальные и персонифицированные индексы конфликтности сотрудников подразделения

Рис.6. Индивидуальные и персонифицированные индексы конфликтности сотрудников подразделения

Степень адекватности самооценок сотрудников подразделения

Рис.7. Степень адекватности самооценок сотрудников подразделения

В режиме автоматической обработки результатов социально-психологической оценки сотрудников подразделения на экране постоянно отображаются групповые индексы межличностных отношений, которые позволяют проводить анализ направленности межличностных отношений в конкретном подразделении.

В зависимости от целей социально-психологической оценки сотрудников подразделения представленный программный продукт может совершенствоваться за счёт увеличения дополнительных функций.

Таким образом, применение разработанного программного продукта позволяет руководителю подразделения проводить объективную социально-психологическую оценку своих сотрудников.

Литература:

  1. Анцупов А. Я., Ковалев В. В. Социально-психологическая оценка персонала: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 062100 «Управление персоналом», 061100 «Менеджмент организации», 020400 «Психология» / А. Я. Анцупов, В. В. Ковалев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 303 с.
  2. Анцупов А. Я., Ковалёв В. В. Социально-психологическая оценка персонала: теория и практика: монография / А. Я. Анцупов, В. В. Ковалёв. — М.: Проспект, 2018. — 352 с.
  3. Ковалёв В. В. Психологические условия оптимизации межличностных отношений офицеров подразделений Сухопутных войск: дис. … канд. психол. Наук / В. В. Ковалёв. — М., 2002. — 241 с.
  4. Колосовская Н. В. Оценка эффективности труда по критериальным показателям / Н. В. Колосовская // Вектор науки ТольГУ. — 2010. — № 3 (13). — С. 236–239.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологическая оценка сотрудников подразделения, профессиональный коллектив, социально-психологическая оценка, программный продукт, автоматическая обработка результатов, подразделение, экспертный опрос, RAD, главное меню, разносторонняя информация.


Похожие статьи

Формирование у младших школьников умения учиться в условиях реализации ФГОС (из опыта работы). Конспект урока обучения грамоте по развивающей системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Автоматизированное заполнение плана проведения медицинских осмотров для сотрудников любого предприятия (на примере медицинского центра ООО «Олеся»)

Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала салона красоты (на примере салона «Ананас» г. Якутска)

Учебный практико-ориентированный проект на тему «Анализ сoвременных методов обработки питательной воды в котельных малой и средней мощности»

Организация двигательной деятельности дошкольников в осенний период в условиях реализации парциальной программы «Выходи играть во двор» (под редакцией Л. Н. Волошиной)

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Разработка компетентностно-ориентированных средств по дисциплине «История» для промежуточной аттестации студентов

Конспект итоговой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Похожие статьи

Формирование у младших школьников умения учиться в условиях реализации ФГОС (из опыта работы). Конспект урока обучения грамоте по развивающей системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Автоматизированное заполнение плана проведения медицинских осмотров для сотрудников любого предприятия (на примере медицинского центра ООО «Олеся»)

Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала салона красоты (на примере салона «Ананас» г. Якутска)

Учебный практико-ориентированный проект на тему «Анализ сoвременных методов обработки питательной воды в котельных малой и средней мощности»

Организация двигательной деятельности дошкольников в осенний период в условиях реализации парциальной программы «Выходи играть во двор» (под редакцией Л. Н. Волошиной)

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Разработка компетентностно-ориентированных средств по дисциплине «История» для промежуточной аттестации студентов

Конспект итоговой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Задать вопрос