Социально-психологическая оценка сотрудников подразделения является важнейшей управленческой функцией деятельности руководителя подразделения. Она позволяет ему владеть объективной информацией о положении дел в подразделении, необходимой для принятия конструктивных управленческих решений.
Научные исследования (А. Я. Анцупов, В. В. Ковалёв, Т. Ю. Н.В. Колосовская и др.), свидетельствуют о том, что социально-психологическая оценка представляет собой организованный и целенаправленный процесс, при котором устанавливается соответствие качественных характеристик сотрудников подразделения требованиям выполняемой деятельности или должности [2; 4].
А. Я. Анцупов и В. В. Ковалёв выделяют основные критерии социально-психологической оценки сотрудников подразделения:
отношение членов профессионального коллектива к сотруднику;
отношение сотрудника к членам профессионального коллектива;
качество выполнения должностных обязанностей;
нравственные качества сотрудника.
В качестве дополнительных критериев социально-психологической оценки сотрудников подразделения могут выступать различные сферы социально-профессиональных отношений. Например: степень ответственности сотрудников подразделения; степень принятия сотрудниками подразделения групповых норм; организаторские способности сотрудников подразделения; степень дисциплинированности и т. д. [1; 2].
Таким образом, социально-психологическая оценка сотрудников подразделения позволяет выявить основные благоприятные и проблемные сферы его жизнедеятельности. Обладая разносторонней информацией, руководитель структурного подразделения непосредственно может:
оказывать влияние на проблемные сферы каждого сотрудника подразделения, мотивируя процессы их совершенствования;
опираться и поддерживать те сферы, в которых сотрудник добился необходимых успехов.
Современной методикой, позволяющей проводить комплексную социально-психологическую оценку сотрудников подразделения, является модульный социотест А. Я. Анцупова.
Основные достоинства модульного социотеста связаны со следующими особенностями:
оценивается реальная деятельность и реальные взаимоотношения каждого члена профессионального коллектива за достаточно длительный период, что повышает объективность оценки;
учитываются абсолютно все подсистемы отношений в подразделении;
использование достаточно «тонкой» 10-балльной шкалы повышает точность оценок;
все взаимоотношения оцениваются количественно, что позволяет стандартизировать данные;
собирается достаточно разносторонняя информация, позволяющая диагностировать и анализировать различные стороны жизнедеятельности профессионального коллектива;
за счёт модульной структуры социотест может быть гибко приспособлен к задачам любого социально-психологического исследования, что повышает объективность оценки [1].
Кроме этого, как показывают исследования, при грамотном использовании модульного социотеста наблюдается эффект усиления взаимной требовательности, ответственности и взаимоуважения начальников и подчинённых, существенно снижается деструктивная конфликтность, повышается уровень социально-психологической компетентности руководителей [3].
Вместе с тем модульный социотест имеет ограничения, которые определяются тем, что большое количество обрабатываемых оценок предполагает использование ПЭВМ [2]. Кроме того, использование математических формул, графиков и таблиц при обработке и последующей интерпретации данных требует хороших навыков работы в табличных редакторах (например, в MS Excel ). Данная процедура занимает много времени и вызывает определённые сложности.
Поэтому разработка программного продукта социально-психологической оценки сотрудников подразделения приобретает особую значимость и актуальность, так как обеспечит всесторонний анализ положения дел в подразделении по разносторонним критериям.
На базе модульного социотеста А. Я. Анцупова нами был разработан программный продукт социально-психологической оценки сотрудников подразделения. В качестве критериев были использованы модули указанной выше методики:
- Отношение членов профессионального коллектива к сотруднику.
- Отношение сотрудника к членам профессионального коллектива.
- Качество выполнения должностных обязанностей.
- Нравственные качества.
- Степень восприятия групповых норм и ценностей.
- Степень ответственности.
Для реализации технического решения было выбрано программное обеспечение « Embarcadero RAD Studio XE2 Version 16.0.4316.44803 » c использованием стороннего компонента « TMS Component Pack Pro 6.2.1.0 ». База данных формировалась на основе Microsoft Access.
Подсчёт результатов производился в соответствии с формулами и шкалами индивидуальных и групповых индексов социально-психологической оценки, применяемых в модульном социотесте. Представленные количественные показатели позволяют руководителю подразделения проводить:
анализ статусного положения сотрудников в профессиональном коллективе по критериям социально-психологической оценки;
комплексный анализ уровня конфликтности сотрудников подразделения;
анализ направленности межличностных отношений в подразделении.
Алгоритм работы с программным продуктом представлен на рисунках 1–7.
Рис. 1. Пример формирования наименования подразделения и списка сотрудников в подразделении
Перед началом работы формируются наименования подразделений и списки сотрудников в конкретном подразделении. Управление базой данных осуществляется с помощью соответствующих функций программы при подводе курсора и нажатием левой кнопки мыши в выбранном поле интерфейса программы.
При запуске программного продукта открывается главное меню, которое имеет три режима:
режим экспертного опроса по выбранным критериям социально-психологической оценки (функция «Пройти тест»);
режим автоматической обработки результатов социально-психологической оценки (функция «Результаты тестирования»);
режим выхода из программы (функция «Выход»).
Рис. 2. Главное меню программного продукта социально-психологической оценки сотрудников подразделения
В режиме экспертного опроса каждый респондент должен оценить сотрудников своего подразделения по выбранным критериям социально-психологической оценки (рис. 3).
Рис. 3. Пример прохождения процедуры экспертного опроса
В режиме автоматической обработки результатов социально-психологической оценки сотрудников подразделения на экране отображаются соответствующие данные. Эта функция доступна только администратору.
Рис.4. Ранговое распределение сотрудников подразделения
Рис.5. Статусно-ролевые позиции сотрудников в подразделении
Рис.6. Индивидуальные и персонифицированные индексы конфликтности сотрудников подразделения
Рис.7. Степень адекватности самооценок сотрудников подразделения
В режиме автоматической обработки результатов социально-психологической оценки сотрудников подразделения на экране постоянно отображаются групповые индексы межличностных отношений, которые позволяют проводить анализ направленности межличностных отношений в конкретном подразделении.
В зависимости от целей социально-психологической оценки сотрудников подразделения представленный программный продукт может совершенствоваться за счёт увеличения дополнительных функций.
Таким образом, применение разработанного программного продукта позволяет руководителю подразделения проводить объективную социально-психологическую оценку своих сотрудников.
Литература:
- Анцупов А. Я., Ковалев В. В. Социально-психологическая оценка персонала: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 062100 «Управление персоналом», 061100 «Менеджмент организации», 020400 «Психология» / А. Я. Анцупов, В. В. Ковалев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 303 с.
- Анцупов А. Я., Ковалёв В. В. Социально-психологическая оценка персонала: теория и практика: монография / А. Я. Анцупов, В. В. Ковалёв. — М.: Проспект, 2018. — 352 с.
- Ковалёв В. В. Психологические условия оптимизации межличностных отношений офицеров подразделений Сухопутных войск: дис. … канд. психол. Наук / В. В. Ковалёв. — М., 2002. — 241 с.
- Колосовская Н. В. Оценка эффективности труда по критериальным показателям / Н. В. Колосовская // Вектор науки ТольГУ. — 2010. — № 3 (13). — С. 236–239.