За последние несколько лет было опубликовано множество лингвистических работ, связанных с языком Интернет. Этот интерес обусловлен быстрым развитием как Интернета в целом, так и новых, перспективных способов коммуникации в сети.
К числу таких способов коммуникации относятся общение в социальных сетях (Facebook, Vkontakte) и в программах мгновенного обмена сообщениями (ICQ, Skype). Кроме того, в последнее время значительное распространение получил американский коммуникационный сервис Twitter.
Twitter (от англ. to tweet – щебетать) – это система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов), используя веб-интерфейс или SMS. Первоначально проект задумывался как возможность ответить на единственный вопрос: „Что ты сейчас делаешь?“. Его создатели планировали разработать платформу, которая позволила бы постоянно обмениваться с друзьями короткими сообщениями. Сообщения в Twitter и могут быть мгновенно доставлены другим пользователям [1].
Уникальность Twitter заключается в том, что он позволяет общаться с большим числом людей одновременно, причем сообщения доставляются практически без задержек. У некоторых пользователей число друзей превышает несколько тысяч. Некоторые западные службы используют Twitter для оповещения при чрезвычайных ситуациях.
Целью данной работы будет описание языковых особенностей общения пользователей в Twitter.
Интернет, как никакой другой способ общения, демонстрирует зависимость языкового оформления сообщения от условий и способа коммуникации. Например, общение в социальных сетях и программах мгновенного обмена сообщениями характеризуется значительной неформальностью, и часто обладает всеми особенностями разговорной речи: употреблением разговорной, сниженной или обсценной лексики, разговорными грамматических и синтаксических конструкций. В этой связи говорится даже о некоторой деградации языка в Интернете, хотя это мнение является во многом спорным [2, c.125]. Скорее это объясняется тем, что при общении в социальных сетях обмен сообщениями происходит очень быстро, и пользователи общаются, как правило, с определенным кругом своих знакомых, что соответствует устному общению в неформальной обстановке.
Общение в Twitter отличается следующими основными признаками:
ограниченной длиной сообщений (до 140 символов);
общедоступностью сообщения (в отличие от электронной почты или социальных сетей, где сообщения являются приватными);
большим числом получателей;
мгновенной доставкой.
В ходе данной работы были проанализированы около 3000 англоязычных сообщений в Twitter. В ходе анализа было выявлено около 200 лексических единиц, которые употребляются пользователями только при коммуникации в Twitter, и не встречаются в ином контексте. Таким образом, их можно причислить к разряду сленговых слов.
Анализ собранного корпуса показал, что все сленговые можно разделить на четыре основные группы:
1) Сокращения-новообразования, выработанные пользователями Twitter для экономии символов в сообщении (в основном усечение и сокращения по буквам). Большинство из них является привычными для основной массы пользователей:
DYK - Did you know;
EMA – Email address;
fav – favorite.
2) Неологизмы, образованные от глагола tweet или от существительного Twitter, иногда с использованием языковой игры:
Emergetweet – Tweet sent out only in the case of an emergency when 911 is not available;
Attwicted – To be addicted to Twitter.
3) Сокращения, образованные удалением пробелом в словосочетаниях:
bemyguest – be my guest;
4) Неологизмы, обозначающие реалии, связанные с функционированием самого сервиса Twitter – добавлением друзей, созданием сообщений и т.д.:
friendscrapping – the act of friending all of your friend's friends. "I found her by friendscraping."
Итак, анализ лексических особенностей коммуникации в Twitter показал, что сообщество пользователей, как и любая социальная группа, постепенно вырабатывает свой собственный сленг, являющийся средством идентификации, и изучение этого сленга является важной задачей как для изучения языка Интернета, так и для лексикологии в целом.
Литература:
Chrystal, David Language and the Internet 2006, Cambridge University Press.