Утечка капитала из страны — угроза экономической безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 16.03.2019

Статья просмотрена: 4755 раз

Библиографическое описание:

Юрченко, О. А. Утечка капитала из страны — угроза экономической безопасности / О. А. Юрченко, Е. В. Бабаш, С. И. Михайлович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 213-217. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57217/ (дата обращения: 17.12.2024).



Потребность в безопасности является базовой потребностью общества. Среди различных направлений обеспечения безопасности важнейшим является обеспечение экономической безопасности страны. На современном этапе экономическая безопасность — гарантия независимости страны, она определяет возможность проведения самостоятельной экономической политики и создает условие для стабильности и достижения успеха в условиях глобализации мирового хозяйства.

Экономическая безопасность — состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [1].

На международные экономические отношения все большее влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической безопасности. В настоящее время усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования экономических методов для достижения политических целей.

Существенно возросло международное движение финансовых ресурсов. Во многом это связано с таким явлением как глобализация мировой экономики, предполагающая стирание границ для свободного движения капитала. Усиление потоков движения капитала между странами — это объективный процесс, позволяющий капиталу направляться в те страны и те сферы, которые в наибольшей степени нуждаются в капитале. Однако наряду с движением легального капитала, в условиях глобализации усиливается движение капитала по нелегальным и полулегальным каналам, что находит свое выражение в таком явлении как «бегство капитала» [2].

В последнее десятилетие проблема миграции капитала, в частности его нелегального вывоза, является актуальной и обсуждаемой как на уровне международных финансовых организаций, так и государственных органов власти. Любое локальное событие может стать причиной оттока капитала и дестабилизировать экономику страны. Финансовая стабильность страны является важной составляющей ее экономического развития. В свете обострения отношений России и Запада, ростом мобильности капиталов и интеграции финансовых рынков финансовая безопасность РФ сильно уязвима и «утечка капитала» за рубеж одна из главных угроз [3].

В апреле 2018 года Минфин США опубликовал отчет о движении капитала между странами (рис. 1) [4]. Красные страны — это доноры капитала, зеленые страны — это реципиенты капитала. Чем зеленее или краснее цвет у страны, тем больше капитала она соответственно импортирует или экспортирует. Цифры на карте показывают капитальные потоки. Например, Китай (-470) означает что Китай ежегодно экспортирует 470 млрд. долларов. Япония ежегодно экспортирует 110 млрд. долларов, Европа — 500 млрд. долларов. США ежегодно импортируют 420 млрд. долларов. В 2017 году РФ экспортировала 35 млрд. долларов.

C:\Users\ASUS\Desktop\1523775958_xl.jpg

Рис. 1. Движение капитала между странами

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что одной из главных внешних угроз экономической безопасности России является отток капитала за границу.

Отток капитала — это направление денежных средств из страны за рубеж. Он образуется, когда вывод денег местными компаниями превышает приток иностранных инвестиции.

Рис. 2. Чистый отток капитала из России в 2000–2017 годах, млрд. долл. США

Как видно на рис. 2, траектория показателей имеет большие расхождения и пересекается только в 2003 году. Существующие различия в методологии приводят к возникновению расхождений абсолютных значений. С учетом того, что оценки Всемирного банка [5] фиксируют лишь исходящие потоки, а показатель Банка России [6] рассчитывается на сальдовой основе, подобная ситуация требует дополнительного анализа.

Проблема оттока капитала начинается с его определения. Мы оперируем данными, формируемыми ЦБ РФ на основании объемной методики, включающей в себя десятки статей движения средств и активов. Включение большей их части в расчет неочевидно. На противоречия указывает Ernst & Young [7] в своем отчете: размер «расхождений» методик ЦБ и Всемирного банка дает разницу порядка 50 %, причем по методике последнего отток меньше. Дело в том, что ЦБ учитывает, например, покупку самолетов за рубежом и зарубежные приобретения российских компаний (то есть инвестиции в российскую экономику) и даже приобретение населением валюты.

Для утечки капитала есть две главные причины — переток иностранных инвестиций с российского рынка на менее рискованные и поиск таких же способов вложений со стороны российских инвесторов, испытывающих беспокойство за состояние российской экономики. Общий отток капитала из России по итогам 2018 года согласно оценкам статистики Центрального банка РФ может достигнуть объёма в 30 миллиардов долларов.

Согласно рис. 2, наибольшие значения отток капитала достигал в 2008 году — 133,6 млрд. долл. США и в 2014 году — 152,1 млрд. долл. США. Также необходимо отметить, что в 2006 и 2007 годах график находится ниже оси ОХ, а это означает то, что имел место приток капитала в Россию.

Рис. 3. Удельный вес банковского и небанковского секторов в вывозе капитала из России, %

Исходя из данных рис. 3, можно сделать вывод, что, начиная с 2006 года из банковского сектора происходит утечка денежных средств за пределы страны в таком же количестве, что и остальных отраслей экономики.

Необходимо также обратить внимание на то, что на данном графике отсутствуют следующие года: 2003, 2005, 2010, 2012, 2016. Это говорит о том, что в это время наблюдался приток капитала в Россию либо в одном секторе экономики, либо в обоих.

В настоящее время выделяют несколько причин вывоза капитала из России, среди которых:

  1. Низкий уровень доверия к банкам. Например, финансовый кризис привел к оттоку вкладов. За сентябрь 2008 года остатки на счетах физических лиц в 50 крупнейших российских банках снизились на 54 миллиарда рублей, что составило 1,2 % от общего объема. Бегство вкладчиков из банковской системы снизило финансовую устойчивость банков, что привело к банкротству нескольких крупных инвестиционных и коммерческих банков.
  2. Нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране. Так, например, в 2014 году произошел отток капитала из страны на сумму 152,1 миллиарда долларов (рис.1). Это было связано с объявлением санкций по отношению к России от других стран из-за политических отношений с Украиной. Соответственно, получать иностранное финансирование стало труднее, а иностранные кредиты необходимо было погасить.
  3. Инфляция. В России в сентябре 2018 года инфляция ускорилась до 0,2 % с нуля в августе, при этом в годовом выражении зафиксировано ее ускорение до 3,4 % с 3,1 %. По итогам января-сентября рост потребительских цен составил 2,5 %. Согласно последнему прогнозу Минэкономразвития, инфляция в России по итогам 2018 года составит 3,4 %.
  4. Несовершенная налоговая система. Предприниматели разными способами стараются уйти от уплаты налогов, вследствие чего образуется нелегальный вывоз капитала из России
  5. Низкий уровень правового регулирования. Отсутствие в стране реальной защиты частной собственности заставляет граждан, обладающих дорогостоящими активами, вывозить их за рубеж, где будет предоставлена такая защита.
  6. Доступность оффшорных зон, где надежно хранится банковская тайна, а уровень регулирования банковских операций и сделок с валютой минимален.

C:\Users\ASUS\Desktop\expert_04_019.jpg

Рис. 4. Классификация офшоров по прозрачности

Согласно рис. 4: в первую группу входят страны, на законодательном уровне полностью снимающие налоговое бремя с офшорных компаний (вместо сборов правительство требует выплаты фиксированной суммы, которая обеспечивает продление лицензии на ведение бизнеса). Многие классические офшоры весьма нетребовательны к ведению финансовой отчетности и передаче документации в государственные структуры, вплоть до полного освобождения от необходимости это делать. В число таких зон входят, в том числе, Кипр, Сингапур.

Во второй группе находятся государства, предоставляющие ощутимые налоговые послабления для офшорных организаций. При этом в таких офшорах в обязательном порядке нужно вести строгую финансовую отчетность. Примерами подобных стран являются Панама и Новая Зеландия.

Третья группа включает в себя государства или административные единицы, которые формально не поддерживают практику офшоров. Однако при этом регистрация в регионе позволяет использовать особенности законодательства для того, чтобы построить грамотную финансовую схему минимизации фактического налогообложения. Пример такой страны — Либерия.

Постоянная утечка капитала отражается на экономике России следующим образом.

Во-первых, уменьшаются налоговые поступления в бюджет страны, что приводит к уменьшению социальных выплат на поддержку социально незащищенных слоев населения, что тормозит стремления в развитии социальной сферы.

Во-вторых, повышается социальная напряжённость, что является следствием снижения качества и уровня жизни граждан, что, по нашему мнению, остро отражается на социальных настроениях и выражается в недовольстве внутренней политикой государства.

В-третьих, нестабильность курса рубля, так как при вывозе национального капитала за рубеж, рубли конвертируются в ликвидную валюту, а значит, повышается спрос на иностранную валюту. Это, в свою очередь является одним из ключевых факторов, которые показывают устойчивость национальной валюты и можно сказать, что напрямую давит на конкурентоспособность не только валюты, но и всей экономики на международном уровне.

В-четвертых, снижение темпов роста экономики, вследствие чего происходит замедление роста ВВП, снижение объемов производства и рост инфляции. Общепризнанно, что инфляция сужает мотивы к трудовой деятельности, подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков.

В настоящее время в России замедлилась до 2,8 процента. Причиной тому многообразие разных факторов: от жесткой политики Банка России до сравнительно крепкого рубля и общей слабости потребительского спроса в стране. С одной стороны, исторически низкая инфляция — успех, которым гордятся финансовые власти, с другой, вполне реально возникновение проблемы противоположного свойства. Если рост цен упадет до нуля, то проблемы возникнут у всех секторов экономики. А тяжелее всего придется должникам, чье число в стране продолжает расти. Более того, даже потребительская инфляция, измеряемая холдингом «Ромир» [8], заметно замедлилась. Обычно она выше официальных показателей из-за другой методики, но сейчас разница— 2,2 процента с начала года против 1,7 процента по версии Росстата. Для сравнения, в прошлом году инфляция по оценке «Ромира» составляла 7,1 процента (разница с официальным показателем — 1,7 процентного пункта). На первый взгляд, стабильные цены — это однозначный плюс как для государства в целом, так и для каждого отдельного гражданина. Если тренд на снижение инфляции сохранится, то экономика может столкнуться с рядом неприятных последствий. Еще в начале 2016 года аналитик Bank of America Дэвид Хонер [9] говорил об угрозе дефляции для России. По его мнению, наша страна рискует попасть в ту же ситуацию, что и большинство стран Запада, которые борются со слишком низким ростом цен уже 10 лет, а Япония — более 25 лет. Если цены растут слабо, то кредит для заемщиков резко дорожает. Все это приводит к массовым дефолтам и падению потребительской активности. В России реализация этого сценария обрекает страну на продолжительный период слабого экономического роста.

Для уменьшения оттока капитала за рубеж и для вложения денежных средств в российские предприятия зарубежными предпринимателями мы предлагаем следующие способы решения данной проблемы:

  1. Усовершенствовать нормативно-правовую базу. Мы считаем, что необходимо ограничить внесение изменений в действующие НПА на определенный срок, так как для долгосрочных вложений требуется стабильность и на законодательном уровне. Также требуется усовершенствовать правовую защиту собственности инвесторов.
  2. Пересмотреть методику расчета показателей инфляции в целях объективной оценки состояния национальной экономики.
  3. Усовершенствовать налоговую систему. Сделать ее более понятной и привлекательной для иностранных инвесторов. России нужна прогнозируемая налоговая система с более низкой нагрузкой на бизнес и более широкой льготной платформой, а также отменой налоговых проверок для законопослушных предпринимателей.
  4. Усилить валютный контроль. Мы уверены, что особое внимание необходимо уделить капиталу, который резиденты РФ используют на фондовом рынке.
  5. Создать равные условия для отечественных и иностранных компаний. Для этого следует контролировать объемы капитала РФ за рубежом и регулировать эти потоки; организовать работу российских компаний так, чтобы они стали более прозрачными для иностранных инвесторов; создать специальные агентства, которые будут взаимодействовать с зарубежными инвесторами.
  6. Антиофшорная политика. Ужесточение контроля операций между национальными банками и организациями и банками, находящихся в оффшорных территориях.

Таким образом, для снижения оттока капитала из страны и как следствие повышения ее экономической безопасности необходимо принять меры по восстановлению доверия к Центральному банку и финансово-кредитной системе, а также специальные меры, связанные с созданием базы поддержки экспорта капитала в общепринятых формах

Воссоздав подобные условия, страна перестанет терять деньги от вывода средств своих компаний, а также станет привлекательной для внешних инвестиций. А данные инвестиции являются не только вкладом в национальную экономику, это также иностранные специалисты и технологии.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»
  2. Захаров А., Старовая Ю. «Бегство» Капитала как одно из последствий глобализации. URL: http://www.mirec.ru/upload/ckeditor/files/mirec-2017–1-zakharov.pdf
  3. Мелькова И. И., Юсупова В. А. Бегство капитала. Динамика и масштабы, способы борьбы. // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf
  4. Информационное агентство «Аврора». URL: https://aurora.network/articles/6-jekonomika/58295-minfin-ssha-o-global-nykh-potokakh-kapitala
  5. Статистика ВБ. URL: http://www.vsemirnyjbank.org/
  6. Статистика ЦБ РФ. URL: http://www.cbr.ru/statistics/
  7. Аудиторско-консалтинговая компания. URL: https://www.ey.com/en_gl
  8. Исследовательский холдинг Romir. URL: https://romir.ru/
  9. David Hauner, Emerging EMEA Strategist, Bank of America. URL: http://www.imevents.ru/speaker/337
Основные термины (генерируются автоматически): россия, США, экономическая безопасность, движение капитала, млрд, национальная экономика, отток капитала, Всемирный банк, законодательный уровень, российская экономика.


Задать вопрос