Долговая проблема на протяжении нескольких лет является одним из факторов нестабильности мировой экономики. Государственный долг развитых стран в общей сумме превышает объем их ВВП, точно так же наращивают задолженность и развивающиеся страны. Это, естественно, останавливает рост мировой экономики. Помимо всего прочего, высокий госдолг стал основной причиной кризисных явлений в различных сферах социально-экономической жизни стран. Но почему же этот долг можно считать фактором нестабильности экономики всего мира?
Жизнь в долгах стала обычной ситуацией для многих стран. Поскольку в наше время в долг берут не только обычные граждане какой-либо страны, но и банки, государства, формируется и очень быстро растет глобальный долг, который опережает рост реальной экономики. Примерно чуть больше четверти мирового долга составляет государственный долг. Общий показатель этого долга всех стран мира к началу 2021 года составил 89,6 трлн долларов — это 97,6 % глобального ВВП. Как показывают данные Института международных финансов (IIF) и организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на данный момент самый большой уровень госдолга у Японии: он составляет 256 %. Следующую позицию в так называемом «долговом» рейтинге занимают США со своими 134 %. Затем идут Великобритания (109 %) и еврозона.
Рис. 1. 3 лидирующие страны по госдолгу по состоянию на октябрь 2021 г. по данным МВФ
А согласно требованиям МВФ, государственный долг стран не должен превышать установленный порог значимостью 60 % от ВВП. Исходя из данных, которые приведены выше, мы можем понять, что, к сожалению, некоторые страны не способны соблюдать данное условие, что может плохо сказываться на экономике. Однако для тех стран, в которых размер задолженности не превышает установленный порог, госдолг не является проблемой, потому что, по сути, стране нет необходимости погашать все накопленные долги полностью и очень быстро. Их можно просто, к примеру, рефинансировать. Госдолг становится серьезной проблемой только тогда, когда он растет быстрее ВВП, потому как частная инвестиционная активность начинает падать из-за недоверия к государственным гарантиям и эффективности функционирования госфинансов, и появляется риск кризиса суверенных долгов.
Рис. 2. Снижение процента инвестиций некоторых стран по данным МВФ по состоянию на октябрь 2021 г.
Страны и компании пользуются тем, что на международном рынке процентные ставки сильно снижены, и поэтому они «наполняют» экономику заёмными деньгами. Когда уровень долга очень высок, а экономика растет медленно и процентные ставки поднимают, возникает риск банкротств компаний и суверенного дефолта — так называемой неплатёжеспособности стран.
Помимо этого, госдолг оказывает следующие негативные влияния:
1) рост налогов. Ведь за использование денежных средств, которые были взяты государством в долг, нужно еще и проценты выплачивать. А где взять дополнительные деньги для уплаты этого долга? Не брать же еще в долг у кого-либо, чтобы вообще ничего не выплатить. Приходится повышать налоги;
2) повышение налогов, в свою очередь, к снижению темпа роста экономики;
3) полученные государством денежные средства не увеличивают доходную часть государственного бюджета. Они обладают только свойством обмена (ну или купли-продажи);
4) в случае, если госдолг долгосрочный, длительное постепенное покрытие бюджетного дефицита может привести к стагнации производства в стране.
Тем не менее, несмотря на все минусы, развитые страны с высоким уровнем госдолга все равно живут «красиво», живут хорошо. Как им это удается? На самом деле, чем больше экономика страны, тем легче ей оплачивать долги. Но как экономику можно развить, если цифры госдолга очень большие?
Сегодня во многих странах нет привязки к золотому стандарту, а есть привязка к доллару. К примеру, сами США печатают деньги для инфраструктурных проектов. Долг растет, так называемый потолок госдолга постоянно передвигают. И вот поэтому США живут хорошо. За их такую хорошую жизнь платят другие страны, для которых штаты являются кредиторами и которые покупают трежерис (казначейские облигации США) вместо золота. Эти облигации являются самыми популярными у инвесторов во всем мире. Кроме того, в ближайшее время госдолг крупнейшей экономики мира хоть и будет увеличиваться в абсолютных цифрах, но он может стабилизироваться по отношению к ВВП. Это не исключено из-за быстрых темпов роста экономики США.
Но ведь если страны, для которых США являются кредиторами, начнут распродавать облигации, это подвергнет экономику штатов к обвалу, верно? Теоретически это верно, но для стран, которые закупают трежерис, это невыгодно. Возьмем, к примеру, Китай и Японию. Эти страны занимают больше всего у США. Им невыгодно обваливать экономику Америки, ведь тогда оставшаяся часть их резервов обесценится. Ко всему этому, Япония и Китай, по сути своей, делают акцент на экспорте. А это значит, что им выгоднее сильный доллар, который неизбежно начнет падать от массовых распродаж. Да и эти страны получают за свои товары доллары, которые потом меняют внутри страны на иены и юани. Чем дороже стоит доллар, тем больше иен и юаней они получают.
Таким образом, на основе вышесказанного, можно понять, почему же государственный долг все-таки можно назвать фактором нестабильности мировой экономики. Госдолг есть у каждой страны. И у большинства этих стран уровень госдолга очень высок, однако это может не только негативно сказываться как на внутренней жизни и экономике государства, так и на внешней, то есть, на мировой, но и, в принципе, позитивно. Но если в условиях нового мирового экономического кризиса крупные экономики не выдержат долговой нагрузки, международные финансовые институты будут не в состоянии оказать им финансовую поддержку. Тогда долги будут увеличиваться все больше и быстрее. В таких условиях распространение финансовой нестабильности, возникающей в мировой финансово-экономической системе, будет носить разрушительный характер, что приведет к масштабным финансовым шокам в мировой экономике.
Литература:
1. International Monetary Fund [Электронный ресурс] — URL: https://www.imf.org/en/Home (дата обращения: 28.11.2021)
2. International Monetary Fund [Электронный ресурс] — URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2021/October/weo-report?c=158,112,111,&s=GGXWDG_NGDP,&sy=2020&ey=2021&ssm=0&scsm=1&scc=0&ssd=1&ssc=0&sic=0&sort=country&ds=.&br=1 (дата обращения: 29.11.2021).
3. Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / Н. Г. Иванова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 398 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15625-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509237 (дата обращения: 01.10.2022)